Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131749
Наименование:
Диплом Педагогические условия восприятия джазовой музыки учащимися старших классов в процессе внеурочной деятельности
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 09.01.2023.
Год: 2022.
Страниц: 49.
Уникальность по antiplagiat.ru: 56. *
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 7 1.1 Отражение в психолого-педагогиче кой и музыкально-методичес ой литературе проблемы развития музыкального восприятия у учащихся 7 1.2 Основные принципы развития восприятия джазовой музыки у старшеклассников во внеурочное время в общеобразовательной школе 14 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛ НАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 20 2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментал ной работы 20 2.2 Формирующий этап опытно-экспериментал ной работы 26 2.3 Контрольный этап опытно-экспериментал ной работы 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39 ПРИЛОЖЕНИЕ 43
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное образование на современном этапе развития общества является одним из важных факторов воспитания личности каждого человека. Вопросы восприятия музыки старшеклассниками в педагогике рассматриваются как воспитание музыкальной культуры и считаются основой музыкального восприятия. Понятие «музыкальное восприятие» широко используется в педагогических, музыковедческих, социологических и психологических работах. Музыкальное развитие личности играет важную роль в развитии музыкального сознания. Джазовое направление в музыке может стать эффективным способом формирования музыкального восприятия учащихся. Повышенным вниманием педагогов - музыкантов (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, В.В. Алеев, Л.В. Школяр, Г.П. Сергеева и др.) уделяется вопрос изучения элементов джазовой музыки в общеобразовательной школе. В настоящее время все общеобразовательные программы по музыке направлены на знакомство с классической и народной музыкой, что противоречит современной действительности. По результатам многочисленных исследований интересов и увлечений старших школьников, можно сделать вывод, что интересы к джазовой музыке преобладают над интересами к академической музыке. Изучение джазовой музыки на внеклассных занятиях позволит управлять музыкальными интересами старших школьников, решая проблему того, что подростки 15-17 лет на данный момент видят в музыке только развлекательный характер, а не вид искусства. Актуальность данной проблемы и необходимость ее решения в условиях внеурочной деятельности в общеобразовательной школе определили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия восприятия джазовой музыки учащимися старших классов в процессе внеурочной деятельности». Проблема исследования формулируется следующим образом: каковы педагогические условия восприятия джазовой музыки учащимися старших классов в процессе внеурочной деятельности? Решение этой проблемы составляет цель исследования - определить педагогические условия развития восприятия джазовой музыки учащимися старших классов в процессе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Объект исследования - процесс музыкального образования в общеобразовательной школе. Предмет исследования – педагогические условия, способствующие восприятию джазовой музыки учащимися старших классов в процессе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Гипотеза исследования: процесс восприятия джазовой музыки у старшеклассников на внеурочных занятиях в общеобразовательной школе будет проходить успешно, если будут реализованы педагогические условия: педагогическое руководство музыкальным восприятием учеников джазовой музыки, осуществляемое с использованием методов наблюдения и наведения внимания, «забегания» вперед и «возвращение» к пройденному, методов моделирования, окружения музыки художественным и жизненным контекстом, интонационного обобщения музыкального содержания; включение таких форм представления материала, как рассказ, беседа; введение в учебный процесс педагогических принципов: историзм, интеграция, непрерывность и преемственность, дифференциация и индивидуализм. С учетом цели, объекта и предмета исследования выдвинуты следующие задачи: 1. изучить и проанализировать теоретическую основу исследуемой проблемы; 2. выявить педагогические условия, способствующие развитию восприятия джазовой музыки учащимися старших классов в процессе внеурочной деятельности; 3. определить критерии, показатели и уровни восприятия джазовой музыки у старшеклассников в процессе внеурочной деятельности; 4. провести опытно - экспериментальную работу по развитию восприятия джазовой музыки учащимися старших классов в процессе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие методы: - теоретические: поиск, анализ, систематизация и обобщение литературы, изучение методической документации по проблеме исследования; - эмпирические: наблюдение и педагогический анализ деятельности школьников с целью изучения особенностей развития восприятия джазовой музыки у старшеклассников, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, анализ внеурочных занятий, обобщение. Научная новизна исследования: разработана методика выявления уровня восприятия джазовой музыки в процессе внеурочных занятий. Теоретическая значимость исследования. Работа может быть полезной начинающим и действующим преподавателям школы, так как она направлена на развитие современного преподавания музыки ученикам старших классов общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по влиянию джазовой музыки на музыкальное восприятие детей на основе этой экспериментальной работы. Методологической и теоретической основой исследования послужили работы: Э.Б. Абдуллина, Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, Д.Б. Кабалевского, Д.Б. Эльконина и др. об особенностях развития старшеклассников; Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, В. К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Г. С. Ригиной, Г. С. Тарасова, Б. М. Теплова, В. Н. Шацкой и др. о проблеме музыкально - педагогического формирования и развития музыкального восприятия учащихся. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №17 города Кузнецка им. Ю. Гагарина с учащимися 8 класса в IV четверти 2021-22 учебного года. В опытно - экспериментальной работе участвовали 20 учащихся. Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение. ? ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Отражение в психолого-педагогиче кой и музыкально-методичес ой литературе проблемы развития музыкального восприятия у учащихся
Восприятие имеет большое значение в жизни человека — это основная ориентация на окружающий мир, на общество, необходимая часть общественных взаимоотношений, восприятие человека человеком. Термин «восприятие» имеет разные трактовки в философской и психологической науке. Философский энциклопедический словарь понимает восприятие как «целостное отражение объектов, событий и явлений в результате прямой передачи реального мира в органы чувств» [49, с. 99]. В психологии, в общем смысле, восприятие (от лат. Perceptio) – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который проводится в рецепторах, дополняется сложным аналитическим и синтетическим действием мозговых отделов анализаторов. По сравнению с ощущениями, процессы восприятия формируют образ целостности предмета, отражая всю совокупность его свойства [14, с. 64]. Особое внимание в педагогической литературе уделяется понятию «восприятие». В педагогической энциклопедии восприятие считается «системой передачи и трансформации информации, которая позволяет организму отображать объективную реальность и ориентироваться в окружающей среде» [41, с. 172]. В процессе восприятия происходит тесная связь с другими процессами психического развития: мышление (мы понимаем, что есть перед нами), речь (обозначаем предмет словом), память, внимание, воля (организуем процесс восприятия), направленная мотивацией, обладает аффективно-эмоциональ ой окраской (относимся к тому, что воспринимаем). В каждом восприятии присутствует активный двигательный компонент (ощущение предмета рукой, движение глаз при рассмотрении и т. д.), а также сложная работа мозга, предназначенная для синтеза целостного изображения... ? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выпускная квалификационная? работа? посвящена изучению? педагогических условий восприятия джазовой музыки учащимися старших классов в процессе внеурочной деятельности. В настоящее время проблема? восприятия джазовой музыки школьниками? является? актуальной и? требует особого? внимания? со? стороны? педагогов. Развитие музыкальной культуры подрастающего поколения является важной задачей музыкального образования. Джазовая музыка является уникальным явлением в истории развития музыкального искусства, имеет высокий художественный и нравственный потенциал, и поэтому её можно использовать как фактор формирования музыкальной культуры подростков, при целенаправленном педагогическом влиянии учителя музыки. В соответствии с целью нашего исследования нами были выполнены следующие задачи: 1. изучили и проанализировали теоретические основы исследуемой проблемы; 2. выявили педагогические условия, способствующие развитию восприятия джазовой музыки учащимися старших классов в процессе внеурочной деятельности; 3. определили критерии, показатели и уровни восприятия джазовой музыки у старшеклассников в процессе внеурочной деятельности; 4. провели опытно - экспериментальную работу по развитию восприятия джазовой музыки учащимися старших классов МБОУ СОШ №17 г. Кузнецка им. Ю. Гагарина в процессе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Полученные в ходе исследования результаты приводят к следующим выводам: Джазовый стиль отличается широким спектром особенных возможностей в области музыкального языка, которые эффективно используются в музыкальном образовании в целях развития мелодичного, гармоничного, тембрового слуха, творческих способностей и чувства ритма. Традиционная концепция музыкального образования, ориентированная на серьезную музыку в наши дни, среди широко распространенных музыкальных жанров, к которым у учащихся возник крепкий интерес, требует изменения стратегии обучения и разработки новых условий и методов, обновления содержания музыкальной работы с детьми. В ходе опытно-экспериментал ной работы были выявлены следующие критерии уровня интереса к джазовой музыке у учащихся старших классов общеобразовательной школы: восприятие джазовой музыки, эмоциональная отзывчивость на нее и сформированность музыкально-слуховых представлений. Результаты диагностики восприятия джазовой музыки дали нам понять, что у учащихся 8-х классов МБОУ СОШ №17 г. Кузнецка им. Ю. Гагарина данное качество развито недостаточно. Это говорит о слабо развитом чувстве музыкальной формы, не полном понимании детьми образов музыкального произведения, недостаточно развитом эмоциональном и музыкальном опыте детей. Таким образом, гипотеза исследования процесс восприятия джазовой музыки у старшеклассников на внеурочных занятиях в общеобразовательной школе будет проходить успешно, если будут реализованы педагогические условия: педагогическое руководство музыкальным восприятием учеников джазовой музыки, осуществляемое с использованием методов наблюдения и наведения внимания, «забегания» вперед и «возвращение» к пройденному, методов моделирования, окружения музыки художественным и жизненным контекстом, интонационного обобщения музыкального содержания; включение таких форм представления материала, как рассказ, беседа; введение в учебный процесс педагогических принципов: историзм, интеграция, непрерывность и преемственность, дифференциация и индивидуализм подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 111 с. 2. Абдуллин Э. Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004. — 333 с. 3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1983. — 222 с. 4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л.: Музыка, 1973. — 142 с. 5. Барбан Е. С. Черная музыка, белая свобода. Музыка и восприятие авангардного джаза. — СПб.: Композитор, 2007. — 283с. 6. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. ф-тов педвузов. — М.: Академия, 2002. — 413 с. 7. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов вузов — М.: Академия, 2000. — 187 с. 8. Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. — М.: Педагогика, 1975. — 160 с. 9. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: ИПРАН, 1997. — 350 с. 10. Верменич Ю. Т. Джаз. История. Стили. Мастера. — СПб: Планета музыки, Лань, 2011. — 607 с. 11. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1968. — 415 с. 12. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973. — 288 с. 13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Астрель, 2008. — 670 с. 14. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с. 15. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. — М.: Просвещение, 1969. — 77 с. 16. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Академия, 1989. — 206 с. 17. Добрынин Н. Ф. Возрастная психология: курс лекций. — М.: Просвещение, 1965. — 295 с. 18. Исаева С. А. От восприятия музыки к музыкальному восприятию. — Саранск, 2005. — 18 с. 19. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. — М.: Просвещение, 2005. — 222 с. 20. Казакова С.В. Аудиальная культура. — Екатеринбург: УрГПУ, 2009. —174 с. 21. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. — М.: Радуга, 1984. — 389 с. 22. Конен В. Д. Рождение джаза. — М: Советский композитор, 1984. — 311 с. 23. Крутецкий, В. А. Психология. — М.: Просвещение, 1980. — 352 с. 24. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 175 с. 25. Лобова А. Ф. Аудиальное развитие детей: учебное пособие для педагогов. — Екатеринбург: УрГПУ, 1999. — 158 с. 26. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. — М.: Советский композитор, 1991. — 375 с. 27. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки. — М.: Музыка, 1983. — 72 с. 28. Медушевский В. В. Интонационно-фабульна природа музыкальной формы. — М., 1981. — 381 с. 29. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. ред. Л. В. Школяр. — М.: Академия, 2001. — 230 с. 30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 1998. —452 с. 31. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с 32. Немов Р.С. Психология. Кн.1 Общие основы психологии. — М.: Владос, 1998. — 688 с. 33. Овчинников Е. В. История джаза. — М.: Музыка, 1994. — 240 с. 34. Основы эстетического воспитания. под ред. Н. А. Кушаева. — М.: Просвещение, 1986. — 238 с. 35. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. — Киев: Муз Украiна, 1975. — 199 с. 36. Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М.: Владос, 1997. — 383 с. 37. Полонский В. И. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высшая школа, 2004. — 512 с. 38. Попова О. В. Джазовый компонент в системе музыкально-теоретиче кого обучения (на материале учебной работы в ДМШ). — М., 2003. — 16 с. 39. Провозина Н. М. История джазовой и эстрадной музыки: учеб. пособие. Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2004. 195 с. 40. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. ред. Г. М. Цыпина. — М.: Академия, 2003. — 366 с. 41. Психолого-педаго ический словарь – справочник. сост. Лобейко Ю. А., Борозинец Н. М. — М.: Народное образование, 2004. — 255 с. 42. Российская педагогическая энциклопедия: т.1. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 607 с. 43. Самакаева М. Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: учеб. пособие. — Свердловск: СГПИ, 1989. — 60 с. 44. Сластенин В.А., Психология и педагогика: учеб. пособиею — М.: Академия, 2006. — 477 с. 45. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. — Л.: Советский композитор 1981. — 295 с. 46. Степняк Ю. В. Эстрадно-джазовый компонент в системе музыкально- теоретического обучения. — М., 2000. — 22 с. 47. Тарасова Л.Е. Общая психология: конспект лекций. — М.: Высшее образование, 2008. — 188 с. 48. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1947. — 335 с. 49. Федорович Е. Н. Основы музыкальной психологии: — Екатеринбург, 2010. — 218 с. 50. Философский энциклопедический словарь. ред. Л. Ф. Ильичев. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 c 51. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. — М.: Росмэн, 2002. — 91 с. 52. Шапиро Н. А., Хентофф Н. И. Творцы джаза. — Новосибирск: Сибирское унив. изд-во, 2005. — 391 с. 53. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетичес ое воспитание детей и юношества. — М: Педагогика, 1975. — 198 с. 54. Школяр Л. В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. — М.: Флинта 1998. — 329 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.