Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 128958
Наименование:
Курсовик Подзаконные акты в системе источников права России
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Юриспруденция.
Добавлен: 22.02.2022.
Год: 2021.
Страниц: 44.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание Введение 3 Глава 1. Нормативно - правовой акт как источник права понятие и признаки нормативно – правовых актов 5 Глава 2. Классификация нормативно-правового акта по значимости и юридической силе 13 Глава 3. Подзаконный акт как нормативный правовой акт РФ 24 Заключение 38 Список использованных источников и литературы 41
? Введение
Курсовая работа посвящена подзаконным актам в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации. Актуальность темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из наиболее распространенных и совершенных внешних форм права, он влияет на все стороны жизни любого общества. В системе российских источников права он занимает лидирующее место. Количество действующих подзаконных актов увеличивается с каждым годом. В связи с этим вопросы, связанные с местом подзаконных актов в системе источников права, их классификацией являются первостепенными как в теории права, так и в практической деятельности. Базовое понятие, определение, признаки и функции, нормативно-правового акта и такой его разновидности как подзаконный акт изучались еще исследователями правоведами в 80-х годах двадцатого столетия, такими как: Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, Ю.А. Тихомиров, М.Н. Марченко, В.Д. Перевалова, не претерпели существенных изменений и в современной России. Необходимо рассмотреть как в современном праве России виды нормативно-правового акта взаимодействуют между собой, их иерархическую подчиненность и юридическую силу. Цель работы состоит в том, чтобы используя фундаментальные понятия нормативно-правового акта, подзаконного акта в системе источников права России и его признаков, рассмотреть существующую его структуру, свойства, виды, юридическую силу, территорию его действия, органы и лица, управомоченные его издавать и возникающие при этом вопросы и проблемы как теоретического так практического характера в существующей действительности. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать понятие нормативно-правового акта. 2. Изучить виды нормативно-правового акта в зависимости от их юридической силы. 3. Определить место и значимость подзаконного акта в ряду других источников права России. Объектом исследования являются система законодательства РФ и другие источники права. Предметом исследования является нормативный правовой акт, и в частности подзаконный акт как источник права, классификация и его место в системе других источников права. Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы. ? Глава 1. Нормативно - правовой акт как источник права понятие и признаки нормативно – правовых актов
В юридической литературе существует большое количество понятия нормативно-правового акта, приведем некоторые их них: Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права . Нормативно правовой акт – это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права. Нормативный правовой акт - это такой правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативный правовой акт - установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права) . Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение . Постановление Пленума Верховного Суда РФ дает следующее определение нормативного правового акта – «изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом» ... ? Заключение
В ходе исследования были сделаны следующие выводы: Во-первых, нормативно-правовой акт, являясь основным источником права в Российской Федерации, имеет следующие признаки: 1) волевое содержание; 2) официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) нормативность; 5) принимается по специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) издается управомоченными органами и лицами; 9) гарантируется принудительной силой государства; 10) имеет форму и структуру, установленные законом. Исходя из выделенных признаков можно дать следующее определение данному понятию. НПА - это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение». Система нормативно-правовых актов РФ, представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативно-правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами субъектов РФ. В структуре НПА можно выделить следующие относительно самостоятельные части: 1) преамбула; 2) статьи и пункты; 3) главы; 4) разделы; 5) части; 6) примечания; 7) приложения; Система нормативных правовых актов в РФ очень сложна. Это связано с огромным количеством действующих актов различной юридической силы на территории нашего государства. Но, в силу своей сущностной характеристики система законодательства должна быть иерархична, четко согласованы связи между НПА и отсутствие противоречий как в системе актов, так и в рамках самого акта. До настоящего времени так и не решен вопрос о принятии федерального закона «О нормативных правовых актах». Я считаю, что издание такого закона, несомненно, положительно повлияло бы на структуру российского права. Облегчило и унифицировало работу правотворческих органов и должностных лиц, наделенных правом издания нормативно-правовых актов, а также с изданием такого закона внесло ясность в правоприменительной сфере. В связи с этим я работы выражаю сожаление, что попытки издания такого закона предпринимались, но такой закон, или «закон о законе», в настоящее время не принят. С принятием такого закона отпала бы необходимость на каждом уровне законотворчества издавать специальные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок издания таких актов. Что еще раз повторяюсь благотворно отразилось бы как на правоприменителях так и правотворческих органов. Во-вторых, Конституция закрепляет действенные способы устранения логических противоречий в действующих нормативно-правовых актах. В этих целях предусматривается деятельность Конституционного Суда РФ, судебный порядок отмены нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, наделение Президента РФ правом отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса в судебном порядке. К сожалению, в настоящее время по ряду объективных и субъективных причин пока что не удается достичь полного согласования всех компонентов системы нормативно-правовых актов. Особенно много коллизий содержится в нормативно-правовых актах субъектов РФ, в том числе осуществляется правовое регулирование по вопросам, отнесенным к ведению Федерации, вводятся налоги и сборы не предусмотренные федеральным законодательством, устанавливаются нормы, которыми в введение субъектов РФ передаются вопросы, отнесенные к исключительному ведению Федерации. Принятие действенных мер по устранению названных и иных противоречий в праве и создание стройной и эффективно действующей системы нормативно-правовых актов составляет насущную задачу компетентных государственных органов РФ и российских правоведов. ? Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал павовой информации >2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. - №40. - ст. 7061. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 25. - Ст. 2954. 4. О нормативных правовых актах в Российской Федерации: Проект Федерального закона (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.12.2014). 5. О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 3 октября 1994 г. №1969 // Российские вести. - 1994. - №192. 6. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 // Российская газета. – 1996. - №99. 7. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 24.09.2007 №724 (ред. от 20.11.2020) // Российская газета. - 2008. - №100. 8. Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 (ред. от 18.03.2021) // Российская газета. – 1997. - №161. 9. По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 №11-П // Гарант Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕ СИТЕТ». – Версия 2021. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: (внутриуниверситетск я компьютерная сеть). 10. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - №2. – 2019. 11. Устав (основной закон) Алтайского края от 5 июня 1995 года №3-ЗС // Алтайская правда. - №235. - 1999.
Специальная литература
1. Абдулаев, М.И. Проблемы теории государства и права /М.И. Абдулаев., учеб. СПб., 2018. – 367 с. 2. Белоусов, С.А. Правотворчество и законодательный дисбаланс: диалектика взаимосвязи /С.А. Белоусов// Вестник ВГУ. Сер. «Право». – 2016. – № 1. – С. 19-23. 3. Борисов, А.С. Некоторые проблемы современного правотворчества в России /А.С. Борисов// Социум и власть. – 2015. – № 3 (53). – С.20-27. 4. Бачмага, О.П. Оценка правотворческого процесса в Российской Федерации на современном этапе: сравнительно-правово анализ /О.П. Бачмага // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 1. – С.41-46. 5. Бачмага, О.П. Государство и личность в современной России: проблемы взаимоотношений /О.П. Бачмага // Московское научное обозрение. – 2018. – № 6. – С.23-27. 6. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. – 224 с. 7. Бошно, С.В. Теория права и государства /С.В. Бошно., учеб. – М., 2016. – 319 с. 8. Беспалов Ю.Ф. Теория государства и права. Учебник. М.: ЮНИТИДАНА, 2016. – 428 с. 9. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Юриспруденция, 2016. – 443 с. 10. Гладких, Е.Л. Почему в России нет элиты? / Е.Л. Гладких // Ростовский научный журнал. - 2016. -Т. 9.- №. 12. - С. 7-11. 11. Гневко, А.В. Бездействие в правотворчестве и законодательном процессе: общетеоретический аспект /А.В. Гневко // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - № 3. - С. 36-41. 12. Дербина, А.В. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта правотворчества /А.В. Дербина / Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2018. – 145 с. 13. Жданов Д.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб и доп. М.: «ЛексКнига», 2017. – 319 с. 14. Иллерицкая, Н.В. Историко-юридическое направление в русской историографии второй половины XIX века /Н.В. Иллерецкая //Государство и право. – 2015. - 2017. – С. 47-53. 15. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права /Т.В. Кашанина. – М.: Высшее образование, 2018. – 211 с. 16. Карпухина, А.А. Политико-правовая теория Томаса Гоббса /А.А. Карпухина // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2017. - № 18-3. - С. 7-11. 17. Коновалов, А.А. Основные теории происхождения государства /А.А. Коновалов // Ростовский научный журнал. – 2017. - №2. – С. 223-227. 18. Карпович, В.В. Значение правового обычая в российской правовой системе /В.В. Карпович// SCIENCE TIME. – 2016. - №6. – С. 120-124. 19. Нагих, С.И. О терминологии происхождения государства /С.И. Нагих// Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Вестник Науки», 2019 . – С. 174-179. 20. Осминин, Б.И. Естественно-договорна теория происхождения государства /Б.И. Осминин// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 2 (69). - С. 44-50. 21. Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева / под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – 3-е изд. – СПб.: Наука, 2017. – 249 с. 22. Петров, И.В. Идеи правового государства в Древнем Египте: мифы и реальность/И.В. Петров // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5. – С. 124-129. 23. Прохочев, А.В. Обычай в системе форм права: вопросы теории /А.В. Прохочев. – М. Автореферат диссертации, 2017. – 154 с. 24. Панов, В.С. Герменевтика отечественной государственности // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии Российской акад. наук; Гл. ред. В.С. Степин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2018. Т. 1. - С. 613 с. 25. Рыков, Н. И. Теория государства и права: курс лекций /Н.И. Рыков. - М., 2015. – 514 с. 26. Румянцев, М.Б. Локальное правотворчество: особенности формирования и виды /М.Б. Румянцев// Законы России: опыт, анализ, практика. – 2017. – № 1. – С.89-95. 27. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / под ред. О. А. Жидкова, пер. В. И. Лафитского. М.: Прогресс, Универс, 2016. – 227 с. 28. Сергеев, А.А. Источники российского права: вопросы классификации и некоторые тенденции развития /А.А. Сергеев// Российский юридический журнал. – 2017. – № 5. – С.9-17. 29. Сапунков, А.А. Роль Судебных палат в судебном правотворчестве Российской империи второй половины XIX - начала XX века /А.А. Сапунков// Российский судья. – 2016. – № 4. – С.59-63. 30. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2016. - 391 с. 31. Филатов, С.В. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы /С.В. Филатов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 8. – С. 34-39. 32. Ходукин, Д.В. Теории происхождения государства и права: исторических подход // «Черные дыры» отечественного законодательства – 2016. – № 11. – С. 28-32. 33. Чмыхало, Е.Ю. Теории происхождения государства и права /Е.Ю. Чмыхало// Государство и право. – 2017. –№ 6. – С.17-21. 34. Чечельницкий, И.В. Справедливость и правотворчество /И.В. Чечельницкий // История государства и права. – 2018. – № 3. – С.28-33.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.