Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 129854
Наименование:
Курсовик Политика Японии в Северо-Восточной Азии: Тенденции и проблемы
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Междун. отношения.
Добавлен: 06.06.2022.
Год: 2022.
Страниц: 39.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТ ЯПОНОВЕДЕНИЯ КАФЕДРА ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Мировая Политика На тему: Политика Японии в Северо-Восточной Азии: Тенденции и проблемы
Выполнила: студентка 2 курса япон.– англ. группы Политологии
Ташкент – 2022 ПЛАН: ВВЕДЕНИЕ………..3 ГЛАВА I. МИРОРОРЯДОК В СЕВЕРО–ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: РОЛЬ И МЕСТО ЯПОНИИ ………7 1.1. Исторические факторы современных отношений в Восточной Азии ………7 1.2. Роль Японии в экономическом развитии стран Восточной Азии ………14 ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МНОГОВЕКТОРНОЙ ДИПЛОМАТИИ ЯПОНИИ ……….……….22 2.1 Сотрудничество и соперничество в японо-китайских отношениях. ………..………...………22 2.2. «Северокорейская проблема» во внешней политике Японии ………25 2.3 Перспективы российско-японских отношений………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….34
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. Усиление непредсказуемости и сложности международно-политич ской обстановки в регионе в начале XXI века, сопровождающимся перестройкой ролей ключевых региональных акторов, наращиванием их военной мощи, что приводит к обострению проблем безопасности и росту неопределенности по поводу будущего развития международных отношений в этой части света, обусловливают потребность в исследовании внешней политики Японии в Восточной Азии. Ухудшение ситуации в области безопасности вблизи своих границ, а также усиление конкуренции за экономическое и политическое лидерство в Восточной Азии оказывается вызовом для Японии в начале XXI века. Во-первых, качественно изменяющаяся позиция Китая началась учитывается Японией. В 2010 г. Китай завоевал статус первой азиатской экономической державы. Растет политическое влияние Китая в Восточной Азии, в особенности, в странах Юго-Восточной Азии. Ситуация усугубляется ростом военно-морской активности КНР и усилением напряженности в спорных зонах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Во-вторых, Развитие интеграционных процессов в Восточной Азии, происходящих в разноскоростном и разноформатном режимах принуждает Японию к приспособлению к этим процессам . На протяжении первого десятилетия XXI в. Япония стремилась не отстать от региональной экономической интеграции, участвуя практически во всех многосторонних экономических форматах. Однако, когда США в 2009 г. предложили заключить соглашение о т.н. «Транстихоокеанском партнерстве», возник вопрос о соотношении для Японии указанного проекта с существующими моделями региональной интеграции.
Изучению основных направлений политики Японии в регионе во второй половине XX в. посвящена работа В.О. Кистанова «Япония в АТР: анатомия экономических и политических отношений» 1995 г. Автор анализирует конкретное содержание японской внешней политики на ключевых направлениях: китайском, корейском, в Юго-Восточной Азии и т.д. Несмотря на существенные изменения, произошедшие в международных отношениях в Тихоокеанской Азии в начале XXI в., многие положения научного труда В.О. Кистанова остаются актуальными по сей день. Большую ценность представляет монография Д.В. Стрельцова «Внешнеполитические приоритеты Японии в Азиатско-Тихоокеанско регионе» 2015 г. В работе уделяется внимание внешнеполитическому процессу, его субъектам и особенностям работы отдельных внешнеполитических институтов. Стрельцов рассматривает политику Японии в области безопасности в Азии, проблемы исторического прошлого в отношениях с азиатскими странами, ключевые вопросы участия Японии в форматах региональной экономической интеграции. Особое место отводится отношениям Японии с Россией, включая проблему территориального размежевания. Исследованию конкретного наполнения внешней политики Японии на важнейших направлениях в Тихоокеанской Азии посвящены работы А.В. Семина, В.А. Гринюка, Н.В. Стапран и др. Проблемы обеспечения национальной безопасности Японии анализируются в научных трудах В.Н. Бунина, В.Н. Павлятенко, О.А. Добринской. Также следует отметить фундаментальные работы В.Э. Молодякова, С.Б. Маркарьян, С.Г. Чугрова, Г.Ф. Кунадзе, Е.Л. Леонтьевой, В.Г. Швыдко6 и др., обращение к которым позволило понять ключевые проблемы политического и экономического развития, стоящие перед японским обществом в рассматриваемый период.
Объектом курсовой работы комплекс политических мероприятий, проводимых правительством Японии в отношении государств и надгосударственных институтов в Восточной Азии в начале XXI в. Предметом исследования являются основные направления реализации политики Японии в Восточной Азии в начале XXI в. Цель исследования: определить сущностные характеристики политики Японии в Восточной Азии и направление их эволюции в начале XXI в. Задачи исследования: – определить основные характеристики участников процесса принятия внешнеполитических решений, выделить инструменты внешней политики Японии; – выявить политические аспекты японского участия в процессах региональной экономической интеграции в начале XXI в.; – определить проблемы и перспективы вовлечения Японии в многосторонние форматы сотрудничества и безопасности в Восточной Азии; – установить содержание политики Японии на ключевых внешнеполитических направлениях: китайском, американском, на Корейском полуострове; – оценить пределы и перспективы российско-японского политического взаимодействия. Теоретико-методологи ескую основу работы составляет системный подход к изучению международных отношений и безопасности. Он позволяет провести комплексный анализ факторов, влияющих на формирование и реализацию внешнеполитического курса Японии. Системный подход дает возможность рассматривать глобальные, региональные, а также внутригосударственные политические, военнополитические и идеологические процессы и тенденции, влияющие на внешнюю и оборонную политику Японии, в динамике их взаимодействия и взаимовлияния. Для выявления ключевых тенденций в области принятия внешнеполитических решений в Японии использована методология системно-историческо о анализа, позволяющая проследить эволюцию взаимоотношений между субъектами, институтами, а также изменения политико-правовых норм, определяющих курс государства в области международной политики и безопасности.
МИРОРОРЯДОК В СЕВЕРО–ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: РОЛЬ И МЕСТО ЯПОНИИ 1.1. Исторические факторы современных отношений в Восточной Азии. Корейский полуостров. Республика Корея является стратегическим союзником США кем также является и Япония. Республика Корея и Япония имеют стратегическое партнерство в сфере обороны и безопасности. Несмотря на неизбежную конкуренцию, Сеул остается быть важным экономическим партнером Токио. Руководители стран и главы их внешнеполитических ведомств проводят регулярно встречи, в том числе в форматах «тройки» с участием Соединённых Штат Америки или Китайской Народной Республики. В двусторонних отношениях имеется целый ряд неразрешенных проблем, в том числе исторического происхождения, включая территориальный спор за острова Лианкур, но позитивные стороны сотрудничества, несомненно, перевешивают. Во всяком случае, немногие из японского народа считают Южную Корею врагом...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На фоне динамичных изменений в глобальных и региональных процессах сохраняются потребности японского политического класса к продолжению курса, направленного на «нормализацию», основными направлениями которого в рассматриваемый период стали укрепление обороноспособности, принятие больших обязательств в рамках японоамериканского альянса, активизация дипломатических усилий на тихоокеанском направлении. Происходит постепенный отказ от утративших свою актуальность подходов к восприятию Японии как к нации, чей потенциал должен быть объектом сдерживания, постепенно увеличиваются военные возможности страны, снимаются ограничения, наложенные на оборонную сферу после окончания Второй мировой войны. В то же время в начале XXI в. правительство Японии столкнулось с негативной реакцией на усиление собственной обороноспособности и активизацию внешней политики со стороны азиатских соседей, прежде всего, Китая и Южной Кореи. Указанный период отмечен ухудшением политического климата между соседними странами, выражавшийся в отсутствии регулярных контактов на высшем политическом уровне, а также в стихийных демонстрациях антияпонской направленности в городах Китая и Южной Кореи. На передний план вышли политические противоречия, территориальные споры, а также «проблемы истории». Реакция правительства Японии неоднозначна. С одной стороны, оно стремится к ослаблению антияпонских настроений в Азии. С другой стороны, обвинения в том, что Япония «не признает уроки прошлого» наталкиваются на непонимание, и способствуют росту националистических настроений в обществе и среди политиков. В начале XXI в. Япония стремится выстраивать многоуровневую систему в области сотрудничества и безопасности. Фундаментальной гарантирующей национальную безопасность основой политики Японии попрежнему остается японо-американский альянс. Однако за прошедшие полтора десятилетия участие в многосторонних форматах расширило возможности для японской дипломатии отстаивать внутриполитические интересы. Взаимодействие со странами Восточной Азии способствует достижению ключевых задач внешней политики: обеспечивает устойчивость экономического взаимодействия; улучшает имидж Японии как ответственного регионального партн?ра; позволяет расширить возможности для дипломатического маневра. В отношениях между Японией и Китаем сохраняются элементы нестабильности, проникающие в последнее время из политической сферы в экономику и осложняющие взаимодействие двух стран. Наиболее существенное противоречие в двусторонних отношениях заключается в различном понимании китайскими и японскими политическими элитами стратегических установок и намерений друг друга. Обе страны воспринимают противоположную сторону как потенциально агрессивную, считая собственные цели исключительно оборонительными. В случае наращивания одним государством своих военных возможностей другое расценивает это как потенциальную угрозу. Отмечается важность российско-японских отношений для создания политической и экономической инфраструктуры в рамках политики «разворота России на Восток». При этом необходимо учитывать особенности двусторонних связей для формирования сбалансированной повестки двустороннего сотрудничества. Несмотря на то, что на содержание контактов в ближайшей перспективе будет влиять характер взаимоотношений России и Запада, сторонам необходимо сохранить самостоятельную повестку взаимодействия, в которой помимо территориальной проблемы будут рассматриваться перспективы сотрудничества по вопросам экономики и безопасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КНИГИ 1) Актуальные проблемы современной Японии. – М.: ИДВ РАН, 2000-2013. 2) Алиев Р. Ш.-А. Внешняя политика Японии в 70-х – начале 80-х годов (Теория и практика). – М.: Наука, 1986. – 312 с. 3) Амиров В. Б. Американский фактор в китайско-японских отношениях // Китай – Япония: конкуренция за лидерство. – М.: ИМЭМО РАН, 2007. – С. 74-85. 4) Арин О. А. Азиатско-тихоокеански регион: мифы, иллюзии, реальность. – М.: Флинта, 1997. – 435 с. 5) Арин О. А. Миф об Азиатско-Тихоокеанско регионе // Азия и Африка сегодня. № 1, 1998. – С. 57-60. 6) Баталов Э. Я., Балуев Д. Г., Байков А. А., Богатуров А. Д. Современная мировая политика. – М.: Аспект пресс, 2009. – 558 с. 7) Бергер Я. Китай – глобальная держава XXI в.? // Азия и Африка сегодня. № 8, 2006. – С. 2-12. 8) Бишарова С. Г. Основные направления политического курса правительства Абэ Синдзо // Государства Дальнего Востока: история, политика, культура. – Новосибирск, 2008. – С. 206-226. 9) Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945-1995). – М.: Конверт – МОНФ, 1997. – 352 с. 10) Богатуров А. Д. Восточный фланг евразийского континента. Корни стратегических балансов: уплотнение пространства // Безопасность Евразии. № 4, 2001. – С. 326-330. 11) Богатуров А. Д., Косолапов Н. А., Хрусталев М. А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. – М.: НОФМО, 2002. – 382 с. 12) Болятко А. В. Угрозы и вызовы России в Азиатско-Тихоокеанско регионе // Проблемы Дальнего Востока. № 3, 2000. – С. 14-21. 13) Брахма Ч. Тень Китая над Азией и политика США. 14) Бунин В. Н. Современное состояние оборонного потенциала Японии. – М.: ИДВ РАН, 2002. – 156 с. 15) Буяров Д. В. Взаимосвязь национальной и внешней политики Китая // Современный Китай в системе международных отношений. / Отв. ред. Д. В. Буяров. – М.: КРАСАНД, 2012. – С. 188-213. 16) Воскресенский А. Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. - М.: Аспект Пресс, 2007. – 192 с. 17) Восточная Азия между регионализмом и глобализмом. / Под ред. Г. И. Чуфрина. – М. ИМЭМО РАН, 2004. – 351 с. 18) Гаджиев К. С. Геополитика. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 463 с. 19) Гринюк В. А. Новый ракетно-ядерный кризис на Корейском полуострове и роль Японии // Япония наших дней. № 1, 2009. – М.: ИДВ РАН, 2009. – С. 61-76. 20) Добринская О. А. Отношения Японии с крупными державами АТР // Мировая экономика и международные отношения. № 3. 2008. – С. 95-101. 21) Добринская О. А. Эволюция политики Японии в области обеспечения национальной безопасности после крушения биполярной системы международных отношений. Диссертация на соискание научной степени кандидата исторических наук. – М., 2005. – 200 c. 22) Калмычек П. А., Левшиц А. Д. Политическая культура японцев // Япония наших дней. № 3 (5), 2010. – М.: ИДВ РАН, 2010. – С. 46-55. 23) Канаев Е. А. Конфликт из-за островов Южно-Китайского моря: история, характер урегулирования, перспективы эволюции. – М.: Готика, 2007. – 324 с. 24) Киреева А. А. Японо-китайские отношения на современном этапе // Япония в Азиатско-Тихоокеанско регионе = Japan in the Asia-Pacific Region: политические, экономические и социально-культурные аспекты / Ассоциация японоведов; Японский фонд; отв. ред. Д.В. Стрельцов. – М.: Восточная литература, 2009. – С. 116-133. 25) Кистанов В. О. Базовый конфликт между Токио и Вашингтоном: бунт на корабле или буря в стакане воды // Япония наших дней. № 2 (4), 2010. – М.: ИДВ РАН, 2010. – С. 6-20. 26) Кистанов В. О. Внешнеполитические альтернативы Токио // Япония наших дней. № 4 (6), 2010. – М.: ИДВ РАН, 2011. – С. 6-11. 27) Кистанов В. О. Япония в АТР: анатомия экономических и политических отношений. – М.: Восточная литература, 1995. – 335 с. 28) Китай – Япония: конкуренция за лидерство. – М.: ИМЭМО РАН, 2007. – 104 с. 29) Крупянко М. И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. – М.: Восточная литература, 2001. – 271 с. 30) Крупянко, М. И.; Арешидзе, Л. Г. Япония в Восточной Азии: эволюция внешней политики после «холодной войны» // Восток. – М., 2007. № 1-2. – С. 50-61. 31) Кузнецов Д. В. Место, роль и политика КНР в международных отношениях в зеркале китайского общественного мнения // Современный Китай в системе международных отношений. / Отв. ред. Д. В. Буяров. – М.: КРАСАНД, 2012. – С. 231-277. 32) Кунадзе Г. Ф. Японо-китайские отношения на современном этапе (19721982). – М.: Главная редакция Восточной литературы, 1983. – 183 с. 33) Кунадзе Г. Ф., Носов М. Г. Политика США в Восточной Азии // США: экономика, политика идеология. № 12, 1998.– С. 3-19. 34) Леонтьева Е. Л. Япония: преодоление кризиса // Мировая экономика и международные отношения. № 8, 2000. – С. 107-113. 35) Лузянин С. Г. Россия и Китай в Евразии: международно-региона ьные измерения российско-китайского партнерства. – М.: Форум, 2009. – 287 с.
СТАТЬИ 1) Волынчук А.Б., Во ынчук Я.А. Япония и итай в Северо-Восточ ой Азии: поиски страт гического равновесия // Территория новых во можностей. Вестник В адивостокского госуд рственного университе а экономики и сервис . 2017. Т. 9, № 3. С 156–163. 2) Панов А.Н., Нелидов В.В. Внешняя политика Японии в контексте военнополитической обстановки в Северо-Восточной Азии // Японские исследования. 2018. №4. С. 78–91. DOI: 10.24411/2500-2872-2018 10029 3) Политика Японии в Северо-Восточной Азии: проблемы и тенденции.В. О. Кистанов 4) Б. М. Афонин Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Владивосток. Россия Политика Японии в АТР: основные тенденции и направления САЙТЫ: 1) 2009 change of government. The Democratic party of Japan platform for government. Putting people?s lives first. URL: english/manifesto/man festo2009.pdf. 2. Agreement under Article VI of the Treaty of mutual cooperation and security between Japan and the United States of America, regarding facilities and areas and the status of United States arms forces in Japan. URL: mofaj/area/usa/sfa/pd s/fulltext.pdf. 3. Cabinet Decision on Development of Seamless Security Legislation to Ensure Japan?s Survival and Protect it?s People. July 1, 2014. URL: fp/nsp/page23e_000273.h ml. 4. Completion of the review of the Guidelines for U.S. – Japan defense cooperation. URL: releases/release.aspx releaseid=1417. 5. Defense of Japan. Annual white papers. 2001 – 2016. URL: e/publ/w_paper/index. tml. 6. Diplomatic bluebook. Ministry of foreign affairs, Japan. 2001 – 2016. URL: policy/other/bluebook/ ndex.html. 7. East Asian strategic review. The national institute for defense studies. URL: english/publication/e st-asian/index.html. 8. Japan – China – Republic of Korea joint declaration on the enhancement of trilateral comprehensive cooperative partnership. 2012. URL: region/asiapaci/jck/s mmit1205/joint_declar tion_en.html. 9. Japan – DPRK Pyongyang declaration. 2002. URL: foreign/koizumispeech/ 002/09/17sengen_e.htm . 10. Japan – U. S. Security Consultative Committee (two plus two). Joint declarations, statements. URL: e/d_act/us/index.html 11. Комментарий МИД России в связи с введением Японией дополнительных санкций в отношении России. 29.07.2014. [Электронный ресурс] brp_4.nsf/newsline/0A B8FFF8A2CEB9144257D24002 509C
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.