Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 127044
Наименование:
Контрольная Предмет и задачи специальной педагогики и психологии
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: Психология.
Добавлен: 22.06.2021.
Год: 2021.
Страниц: 23.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (БАШГУ)
Факультет Психологии Кафедра общей психологии
Направление подготовки: 37.04.01 «Психология» Направленность (профиль) подготовки Клиническая психология
Предмет и задачи специальной педагогики и психологии
Контрольная работа
Выполнил: магистрант __2_ ГО заочной формы обучения
УФА – 2021 Содержание: Введение………...2 Глава 1. Предмет и задачи специальной педагогики и психологии ……...…...3 1.1. Система специального образования и воспитания детей с нарушенным развитием………...4 1.2. Проблема нормы развития………...…...9 1.3. Принципы и методы специальной педагогики и психологии……….………..…11 Заключение ………...….19 Список литературы………..………..22
Введение Развитие дефектологии связано с именами Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, И.И. Данюшевского, Л.В. Занкова, Р.Е. Левиной, И.А. Соколянского и мн. др., в первую очередь оно связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского. В 20-е годы XX в. Л.С. Выготский на основе создаваемой им теории развития высших психических функций сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития. Термины «дефектология», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика», «специальная психология» в зависимости от этапов развития истории педагогической науки взаимозаменяли и дополняли друг друга. Появление и закрепление термина «дефектология» связано с развитием педологии (науки о ребенке). В 1936 г., после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» педология и все связанное с ней было уничтожено (педологическая специальность, учебники и научные работы). Репрессированы выдающиеся ученые, а их труды, в т.ч. и труды Л.С. Выготского, были запрещены. Применение термина «дефектология» в условиях современной социально-политическ й жизни страны показало абсолютную неприемлемость из-за содержания негативного оттенка (от лат. defectus – недостаток). В 1993 г. в рамках реформы высшего образования термин «дефектология» был исключен из классификатора, и было введено несколько дефектологических специальных дисциплин: сурдопедагогика, олигофренопедагогика логопедия, тифлопедагогика. Эти дисциплины включают соответственно разделы: сурдопсихологию, олигофренопсихологию логопсихологию, тифлопсихологию. Они создают базу для обучения и воспитания детей с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития). Таким образом, разделами специальной педагогики и психологии являются: сурдопедагогика и сурдопсихология (от лат. surdus – глухой), тифлопедагогика и тифлопсихология (от rp. typhlos – слепой), олигофренопедагогика и олигофренопсихология (от rp. oligos – малый, незначительный + phren – ум), логопедия и логопсихология (от гp. logos – слово, речь, смысл, разум, рассуждение, понятие, учение, наука + paideia воспитание, обучение).
1. Предмет и задачи специальной педагогики и психологии Предметом специальной педагогики и психологии являются закономерности развития и функционирования психики детей и взрослых с психическими и физическими отклонениями. Выделяют два основных вида отклонения: отклонения органического характера (повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей) и функциональные отклонения (нарушение функций органа или всего организма без какого-либо нарушения их материального субстрата – самого органа). Ребенок, имеющий нарушения психофизического здоровья, не приводящие к отклонениям, к группе детей с нарушениями развития не относится, и особенность его индивидуального развития предметом коррекционной педагогики и специальной психологии не является. Коррекционная педагогика и специальная психология решает теоретические и практические задачи. Теоретические задачи направлены на: - раскрытие основных закономерностей развития и функционирования психики как при нормальном, так и отклоняющемся развитии; - определение модально-неспецифиче ких закономерностей (общих) психических явлений, свойственных всем лицам с отклоняющимся развитием; - установление модально-специфическ х закономерностей (частных) развития и проявлений психики, свойственных какой-то одной категории отклонений; - выявление индивидуально-типоло ических особенностей психического развития внутри одного и того же вида отклонения; - выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений и обоснование эффективных методов психологического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений; - разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений. Практические задачи направлены на: - выявление детей с нарушениями в развитии; - углубленное психолого-педагогиче кое изучение ребенка для определения оптимальных путей коррекции, компенсации нарушений, определение педагогического маршрута, разработки индивидуальной коррекционной программы; - дифференциальную диагностику сходных состояний, т.е. разграничение по типам нарушений развития для комплектования специальных образовательных учреждений; - разработку соответствующих психодиагностических методик; - изучение психолого-педагогиче ких проблем интеграции и интегрированного обучения.
1.2. Система специального образования и воспитания детей...
Заключение Воспитание в специальной педагогике проходит в осложненных условиях. Оно осуществляется индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, детей в классе или группе. Оно неразрывно связано со специальным обучением, коррекционной работой. Включает в себя не только воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогич скую работу. За рубежом для этого используется термин терапия (любые помогающие коррекционно-педагогич ские, адаптирующие действия по отношению к воспитаннику). К основным группам методов воспитания можно отнести: - информационные методы (беседа, консультирование, использование СМИ, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе из жизни педагога, экскурсии, встречи и т. д.); - практически действенные методы (приучение, управление, воспитание ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы: арттерапия, иппотерапия и т. д.); - побудительно-оценочн е методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание). Так же как и методы обучения, методы воспитания имеют специфику в реализации и сочетаются как с другими методами воспитания, так и с методами обучения. Отбор и композиция методов определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером и степенью выраженности; спецификой вторичных отклонений в развитии; участием семьи в воспитательном процессе и т. п. Формы организации специального образования могут быть: индивидуальной, индивидуально-группов й, классно-урочной. В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях: - если ребенок обучается в домашних условиях; - когда ребенок не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы вследствие тяжелых и множественных нарушений (дети с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями; слепоглухие дети на начальных стадиях их обучения); - когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогиче кой, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. При этом учитываются тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальной возможности продвижения конкретного ребенка. Продолжительность индивидуальных занятий около 20-30 минут. Индивидуально-группов я форма организации обучения используется в качестве продолжения индивидуальной, в результате которой достигнут некоторый коррекционно-педагогич ский эффект. На более поздних этапах обучения эта форма применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.
Список литературы: 1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А. и др. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2001. 2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. - 654 с. 4. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М., 1995. 5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. 6. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Министерство общего и профессионального образования РФ. – М., 1999. 7. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2008. 8. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – Ч. I-III. – М., 2006-2008. 9. Специальная психология: Учебное пособие / Под ред. Лубовского В.И. – М.:Академия, 2005. 10.Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001. 11.Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005. 12. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения /Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. – М., 2001. 13. Хрестоматия по специальной педагогике / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002. 14. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающ е обучение: организационно-педаго ические аспекты. – М., 1999.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.