Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 129117
Наименование:
Реферат Предмет и основной вопрос философии
Информация:
Тип работы: Реферат.
Предмет: Философия.
Добавлен: 21.03.2022.
Год: 2022.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: 44. *
Описание (план):
Основы философии Предмет и основной вопрос философии
Содержание
Введение 3 Предмет и основной вопрос философии 5 Заключение 14 Список использованных источников 17
Введение
Актуальность. В настоящее время, несмотря на тысячелетние поиски, философами ответа на основной вопрос философии кардинально не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны. Вот почему в последние несколько лет возникло учение функционального голографическо-инфор ационного детерминизма, для которого такая постановка вопроса неприемлема. Он отвергает принцип первичности или вторичности материи или духа. Для него важен принцип единства, доведенный до тождества материи и духа, их конвергенции и гармонии. Это аспект универсальной метафизики, отождествления ее с универсальной философией. Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого — смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии. Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были особые причины. Греция — страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуаций в мифах боги очеловечивались, а человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея. Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии. Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Целью данной работы является описание и анализ предмета и основного вопроса философии. В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования: сформулировать понятие философии, ее функций в современном мире и формах; рассмотреть основной предмет философии. Объектом исследования служат различные точки зрения на предмет и функции философии. Предметом исследования в данной работе является предмет и функции философии. Традиционно в зависимости от характера решения вопроса о связи материи и духа философские концепции принято делить на идеализм и материализм. Структурно контрольная работа представлена введением, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Предмет и основной вопрос философии
Философия в буквальном переводе с греческого означает «любовь к мудрости» («филиа» — любовь, «софиа» — мудрость). Это слово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый Пифагор (580 — 500 до н.э.) широкое применение оно получило в V в. до н. э. В это время в Греции — богатом, процветающем регионе с высокоразвитой культурой — были люди, которых называли софистами, т.е. мудрецами. Они не только рассуждали, но и обучали мудрости, и желающих находилось предостаточно. Подлинно мудрые люди отказывались учить за деньги. Они скромно называли себя философами. Мы только любим мудрость, говорили они, а достигли ее или нет, нам не известно. Один из первых философов — Сократ, иронизируя над объявлявшими себя мудрыми софистами, часто повторял: «Я знаю, что я ничего не знаю». Таким образом, философия начинается с сомнения в собственной мудрости и любовного стремления к ней. Представления о предмете философии исторически изменялись. Создание понятия «философия» приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору (VII–VI вв. до н.э.), у которого оно обозначало «любовь к мудрости»...
Заключение
Таким образом, термин «философия» образован соединением двух греческих слов: philos, что означает любовь и sophos или sophia – мудрость, знание. Этимологически перевод звучит как «любовь к мудрости». Первым, кто употребил это слово, согласно легенде, был Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку мудрецы, в его понимании, – это только Боги, мудрость только у Богов, а смертные могут быть только «любителями мудрости». Итак, философия (любовь к мудрости) – система обобщенного знания, основополагающих идей, имеющих исторически соответствующий уровень научной доказательности и систему ценностей возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6-5 вв. до н.э. Философия, по словам Гегеля «есть эпоха, схваченная в мысли», в понятиях и категориях. В философии, как и в других науках, важнейшее значение имеют дефиниции. Философия как учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях (идеалы, чаяния, надежды) бытия человека в мире. В данном определении отражено триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Специфика философии состоит в стремлении познать мир в его целостности, выводит нас на природу и единство мира; приводит к пониманию ценности и идеалов человеческого бытия. Платон утверждал, что философии «можно научиться… Она делает человека блаженным и счастливым». Предметом философии является система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, разные формы отношения человека к миру. Объектом философии является отношение: человек – мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия. Диалектика и метафизика разошлись в решении основного вопроса философии. Линейно-каузальный детерминизм марксистской диалектики избрал вариант первичности или вторичности в понимании и трактовке соотношения материи и духа. Марксистский подход (по Энгельсу) предполагает две стороны основного вопроса философии: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона – вопрос о первичности материи или сознания. В зависимости от решения основного вопроса философы делятся на материалистов и идеалистов. Термины материализм и идеализм ввел в научный оборот немецкий философ Г. Лейбниц в начале 18 века, что позволило выделить общие тенденции философии. Ф. Энгельс предложил тех, кто первичным называет материю считать материалистами, а тех, кто первичным называет сознание, идею, дух или бога – идеалистами. Гносеологическая сторона – вопрос о познаваемости мира. Гносеологические оптимисты (гностики) считают, что мир познаваем. Их оппоненты – сторонники агностицизма (агностики) утверждают, что мир не познаваем. Гностицизм представляют в философии два направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Эмпиристы (Ф. Бэкон, Дж. Локк) считают, что основой познания являются лишь опыт и чувственные ощущения. Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц) утверждают, что истинное (достоверное) знание может быть получено только посредством разума. Агностики (Дж. Беркли, Д. Юм) отрицают возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивают роль науки лишь познанием явлений. Идеализм, его основные формы – направление в философии, утверждающее, что сознание, мышление – первично, а материя – природа – вторична, производна. Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм: Объективный идеализм – форма идеализма, признающего духовное первоначало вне и независимо не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Лейбниц, Шеллинг, Гегель); Субъективный идеализм – форма идеализма, для которой неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания (Фихте, Беркли, Юм, Мах); также солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, утверждающая, что реально существую только «Я» и мои ощущения (Беркли, эмпириокритицизм – Мах, Авенариус, имманентная философия – Шуппе, Ремке); Иррационализм – течение в философии, ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания, признающее основным видом познания инстинкт, веру, откровение (волюнтаризм, философия жизни – Шопенгауэр, Ницше, интуитивизм (Бергсон, Лосский), неотомизм); Волюнтаризм – философская позиция, согласно которой «Свобода – независимость человеческого поведения от законов природы и общества. Такая независимость возможна потому, что человек является мыслящим и активным действующим существом» (Августин, Дунс Скот, Шопенгауэр). Материализм, его основные формы – направление философии, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
Список использованных источников
1. Горелов А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / A.A. Горелов. — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с. 2. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – Спб.: Питер, 2005. – 304 с. 3. Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.-219 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.