Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 127846
Наименование:
Курсовик Проблема готовности дошкольников к школьному обучению
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Психология.
Добавлен: 11.10.2021.
Год: 2021.
Страниц: 50.
Уникальность по antiplagiat.ru: 56. *
Описание (план):
Министерство науки и высшего образования РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагоги еский университет» ФГБОУ ВО «ЮУРГГПУ» ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГ ГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине педагогическая психология
Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Уровень образования: бакалавриат Профиль: Начальное образование. Дошкольное образование
Тема: «Проблема готовности дошкольников к школьному обучению»
Выполнила: студентка группы ЗФ-209/072-4-1Оз
Челябинск, 2021 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 2-4 Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности к школьному обучению 5-15 1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии 5-7 1.2. Возрастные факторы, влияющие на психологическую готовность к школьному обучению 8-11 1.3. Условия формирования психологической готовности к школьному обучению 11-15 Глава 2. Программа диагностики психологической готовности к школьному обучению 16-29 2.1. Разработка программы диагностики психологической готовности к школьному обучению 16-19 2.2. Анализ результатов проведения программы диагностики психологической готовности к школьному обучению 19-26 2.3. Рекомендации родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми, прошедшими диагностику психологической готовности к школьному обучению 26-29 Заключение 30-32 Библиографический список. 33-35 Приложение 36-47
? ВВЕДЕНИЕ
В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственного образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе о окружающем мире. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности. Не все дети, начинающие обучение в школе, готовы к новому этапу своей жизни. Отсутствие своевременной диагностики готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и несвоевременная или недостаточная коррекционная работа с такими детьми могут привести к проблеме школьной дезадаптации. Таким образом, проблема готовности детей к школьному обучению актуальна на сегодняшний день. Готовность детей к школьному обучению – проблема, исследованием которой занимаются многие учёные разных стран. В их числе и зарубежные психологи, такие как Анна Анастази, Ян Йирасек, и отечественные психологи, например, Лидия Ильинична Божович, Лев Семёнович Выготский, Ирина Юрьевна Кулагина. Анна Анастази, американский психолог, большую часть своей жизни посвятила исследованиям в области дифференциальной психологии, изучению процесса формирования способностей личности. Занималась изучением психологической диагностики, в том числе и диагностики готовности к школьному обучению. Ян Йирасек в своих исследованиях уделял внимание психологической готовности ребёнка дошкольного возраста к школьному обучению; он внёс изменения в тест ориентировочной школьной зрелости, который был разработан А. Керн, и тест стал публиковаться под объединённым именем. Лев Семёнович Выготский в своих работах глубоко изучал проблему психологической готовности к школьному обучению, исследовал связь развития психических процессов ребёнка к моменту обучения в школе с успешностью его дальнейшего обучения. Лидия Ильинична Божович, ученица Льва Семёновича Выготского, уделяла большое внимание изучению мотивационного компонента готовности к школьному обучению, рассматривала готовность к школьному обучению в непосредственной связи с отношением ребёнка к процессу обучения в школе, ввела в психологию понятие внутренней позиции школьника как критерия готовности к школьному обучению. Ирина Юрьевна Кулагина, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, являющаяся автором трудов по возрастной и педагогической психологии, занимается исследованием психологической готовности к школьному обучению. Помимо научных трудов Кулагина И.Ю. разработала ряд рекомендательных пособий для родителей, педагогов и школьных психологов. Цель работы – изучение особенностей психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и разработка программы диагностики психологической готовности детей к обучению в школе. Объект исследования: психическое развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Задачи работы: 1. Изучить психолого-педагогиче кую литературу по теме работы. 2. Рассмотреть понятие «психологическая готовность к школьному обучению» в отечественной и зарубежной психологии. 3. Охарактеризовать возрастные факторы, влияющие на психологическую готовность к школьному обучению. 4. Выявить условия формирования психологической готовности к школьному обучению. 5. Разработать программу диагностики психологической готовности к школьному обучению. 6. Проанализировать результаты проведения программы диагностики психологической готовности к школьному обучению. 7. Разработать комплекс рекомендаций родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми, прошедшими диагностику психологической готовности к школьному обучению. Методики исследования: методика Солдатова Д.В. «Мотивационные предпочтения», методика Бернштейна А.Н. «Установление последовательности событий», методика Гуткиной Н.И. «Домик». База проведения исследования: подготовительная группа МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2» г. Сатка. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по данной проблеме. Практическая значимость состоит в том, что результаты реализации программы диагностики психологической готовности к школьному обучению и комплекс рекомендаций могут быть использованы педагогами и родителями при определении уровня готовности детей дошкольного возраста к школе и последующей работе с детьми по подготовке к школе.? ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 1.1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблему готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению изучают многие зарубежные и отечественные психологи. Анна Анастази в своих работах рассматривает готовность к школе как приобретение необходимых умений и навыков, знаний, мотиваций и других черт поведения, благодаря которым ученик может извлечь максимальную пользу из обучения в школе [6]. Ян Йирасек в своих исследованиях выделяет три составляющие части готовности к школе: интеллектуальную готовность (включающая в себя дифференцированное восприятие, направленную концентрацию внимания, аналитическое мышление и др.), эмоциональную готовность (достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости и учебной мотивации) и социальную готовность (потребность ребёнка общаться с другими детьми, умение подчиняться правилам детских групп) [9]. Лидия Ильинична Божович под готовностью к школе понимает «не только соответствующий уровень развития познавательной деятельности дошкольника, но и уровень развития его мотивационной сферы и тем самым его отношения к действительности» [3, стр. 170]... ? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показывает, что проблема психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению рассматривалась достаточно широко. Большое количество как зарубежных, так и отечественных педагогов и психологов занимались изучением этой проблемы: Выготский Л.С., Божович Л.И. Кулагина И.Ю., Анастези А., Йирасек Я. и другие. В работе использовано определение психологической готовности к школе Кулагиной И.Ю., которая определяет психологическую готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению как сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Выявление особенностей психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и возрастных особенностей детей дошкольного возраста является тем основанием, на котором строится практическая часть исследования. В ходе практического исследования разработана и проведена программа диагностики психологической готовности детей дошкольного возраста к началу школьного обучения, разработаны рекомендации родителям детей, прошедших диагностическую программу. Для исследования психологической готовности к школьному обучению выбраны 3 методики: методика Солдатова Д.М. «Мотивационные предпочтения» для изучения мотивационной сферы психологической готовности к школьному обучению, методика Бернштейна А.Н. «Установление последовательности событий» - для изучение интеллектуальной сферы и методика Гуткиной Н.И. «Домик» для изучения сферы произвольности. Исследования проведены в подготовительной группе МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2» г. Сатка. В исследованиях приняли участие шестеро детей в возрасте 5-6 лет: Юра М., Маша В., Надя Д., Тихон З., Тимофей Л. и Маша У. В ходе практических исследований получены следующие результаты. С помощью методики 1 «Мотивационные предпочтения» выявлено, что 34% испытуемых имеют высокий уровень развития мотивационной сферы, 51% - средний уровень и 17% - низкий уровень. По результатам исследования можно порекомендовать родителям испытуемых обратить внимание на развитие и поддержку мотивации к обучению в школе. С помощью методики 2 «Установление последовательности событий» выявлено, что 51% испытуемых имеют высокий уровень развития мотивационной сферы, 17% - средний уровень и 34% - низкий уровень. По результатам исследования можно порекомендовать родителям испытуемых, показавших высокие результаты, продолжать занятия с детьми для поддержки и дальнейшего развития интеллектуальной сферы; родителям испытуемых, показавших низкий уровень развития интеллектуальной сферы, обратить особое внимание и уделять больше времени для занятий с детьми по развитию мышления, речи, памяти. С помощью методики 3 «Домик» выявлено, что 17% испытуемых имеют средний уровень развития сферы произвольности, 83% - низкий уровень. По результатам исследования можно порекомендовать родителям всех испытуемых уделять особое внимание развитию у детей сферы произвольности: выполнять с детьми задания, направленные на развитие произвольного внимания, развитие умения точно копировать рисунки. По результатам трёх методик среди детей дошкольного возраста подготовительной группы МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2» г. Сатка выявлен один ребёнок, показавший низкий уровень развития всех трёх сфер психологической готовности к школьному обучению. Родителям этого ребёнка рекомендовано пройти дополнительные консультации у психолога и логопеда для составления индивидуальной развивающей программы дальнейшей подготовки к школе. Таким образом, своевременная диагностика психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению чрезвычайно важна. Особенно важно своевременно выделить детей, имеющих проблемы с тем или иным аспектом психологической готовности к школе, и сформулировать рекомендации родителям по дальнейшей подготовке к школе: индивидуальные занятия с родителями, педагогами, психологами и логопедами. В том случае, если диагностика проведена своевременно и с детьми ведётся коррекционно-развивающ я работа, то можно избежать проблем с адаптацией к началу школьного обучения. Адаптация ребёнка к школе – это один из самых важных аспектов начала школьной жизни, и залог успешной адаптации – психологическая готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Таким образом, задачи исследования выполнены, цель работы достигнута. ? БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО. Под ред. Редькиной Т.В. –М.: Просвещение, 2016. – 110 с. 2. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. №3 С.237-240. 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2009. — 398 с. 4. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогиче кая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 С.327-338. 5. Буравлева Н.А., Грицкевич Н.К. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142) С.21-26. 6. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №12-2 С.187-188. 7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2009. — 208 с. 8. Донцов Д.А., Власова С.В., Тихолаз О.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №50-1. 9. Кисова В. В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. 2013. №8-4. 10. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с. 11. Матвеева М.А. Психолого-педагогиче кая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в развитии внимания // Приволжский научный вестник. 2016. №2 (54) С.164-167. 12. Никитин А.А., Макарова М.В. Сравнительный анализ интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению в полных и неполных семьях // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №1 (13) С.84-88. 13. Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. №2. 14. Орлянская Ю.Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Концепт. 2015. №S1 С.26-30. 15. Параничева Т. М., Тюрина Е. В. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет // Новые исследования. 2012. №1 (30) С.135-144. 16. Паутова В.В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. 2015. №10 С.96-100. 17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Часть 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. Практическое пособие. — М.: Юрайт, 2016. — 412 с. 18. Рыскулова М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе // Вестник БГУ. 2014. №5 С.65-68. 19. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // ЗПУ. 2014. №3 С.185-188. 20. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1 С.28-30. 21. Сергеева О.А., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития // БМИК. 2014. №11 С.1292-1294. 22. Сидячева Н. В. Современное состояние проблемы развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5 С.625. 23. Суздальцева О.О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению // Концепт. 2015. №S1. 24. Таушканова Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. 2015. №S1 С.146-150. 25. Терентьева Е.В., Болотникова О.П., Ошкина А.А. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3 С.524. 26. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогиче кая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2015. №9 (64) С.58-61. 27. Тихомирова Л.Ф. Ваш кроха растёт. — М.: АСТ, 2014. — 144 с. 28. Черепанова Е. В. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей 6-7 лет и их адаптация к систематическому обучению в школе // МНКО. 2015. №4-1 С.288-291. 29. Энциклопедически словарь по психологии и педагогике. 2013. 30. Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // МНКО. 2014. №1 С.46-55. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1 Методика 1 «Мотивационные предпочтения». Автор – Солдатов Д.В...
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.