Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 127846


Наименование:


Курсовик Проблема готовности дошкольников к школьному обучению

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 11.10.2021. Год: 2021. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: 56. *

Описание (план):


Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагоги еский университет»
ФГБОУ ВО «ЮУРГГПУ»
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГ ГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине педагогическая психология

Направление 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Уровень образования: бакалавриат
Профиль: Начальное образование. Дошкольное образование

Тема: «Проблема готовности дошкольников к школьному обучению»

Выполнила:
студентка группы ЗФ-209/072-4-1Оз

Челябинск, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2-4
Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности к школьному обучению 5-15
1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии 5-7
1.2. Возрастные факторы, влияющие на психологическую готовность к школьному обучению 8-11
1.3. Условия формирования психологической готовности к школьному обучению 11-15
Глава 2. Программа диагностики психологической готовности к школьному обучению 16-29
2.1. Разработка программы диагностики психологической готовности к школьному обучению 16-19
2.2. Анализ результатов проведения программы диагностики психологической готовности к школьному обучению 19-26
2.3. Рекомендации родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми, прошедшими диагностику психологической готовности к школьному обучению 26-29
Заключение 30-32
Библиографический список. 33-35
Приложение 36-47

?
ВВЕДЕНИЕ

В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственного образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе о окружающем мире. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.
Не все дети, начинающие обучение в школе, готовы к новому этапу своей жизни. Отсутствие своевременной диагностики готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и несвоевременная или недостаточная коррекционная работа с такими детьми могут привести к проблеме школьной дезадаптации.
Таким образом, проблема готовности детей к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Готовность детей к школьному обучению – проблема, исследованием которой занимаются многие учёные разных стран. В их числе и зарубежные психологи, такие как Анна Анастази, Ян Йирасек, и отечественные психологи, например, Лидия Ильинична Божович, Лев Семёнович Выготский, Ирина Юрьевна Кулагина.
Анна Анастази, американский психолог, большую часть своей жизни посвятила исследованиям в области дифференциальной психологии, изучению процесса формирования способностей личности. Занималась изучением психологической диагностики, в том числе и диагностики готовности к школьному обучению.
Ян Йирасек в своих исследованиях уделял внимание психологической готовности ребёнка дошкольного возраста к школьному обучению; он внёс изменения в тест ориентировочной школьной зрелости, который был разработан А. Керн, и тест стал публиковаться под объединённым именем.
Лев Семёнович Выготский в своих работах глубоко изучал проблему психологической готовности к школьному обучению, исследовал связь развития психических процессов ребёнка к моменту обучения в школе с успешностью его дальнейшего обучения.
Лидия Ильинична Божович, ученица Льва Семёновича Выготского, уделяла большое внимание изучению мотивационного компонента готовности к школьному обучению, рассматривала готовность к школьному обучению в непосредственной связи с отношением ребёнка к процессу обучения в школе, ввела в психологию понятие внутренней позиции школьника как критерия готовности к школьному обучению.
Ирина Юрьевна Кулагина, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, являющаяся автором трудов по возрастной и педагогической психологии, занимается исследованием психологической готовности к школьному обучению. Помимо научных трудов Кулагина И.Ю. разработала ряд рекомендательных пособий для родителей, педагогов и школьных психологов.
Цель работы – изучение особенностей психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и разработка программы диагностики психологической готовности детей к обучению в школе.
Объект исследования: психическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи работы:
1. Изучить психолого-педагогиче кую литературу по теме работы.
2. Рассмотреть понятие «психологическая готовность к школьному обучению» в отечественной и зарубежной психологии.
3. Охарактеризовать возрастные факторы, влияющие на психологическую готовность к школьному обучению.
4. Выявить условия формирования психологической готовности к школьному обучению.
5. Разработать программу диагностики психологической готовности к школьному обучению.
6. Проанализировать результаты проведения программы диагностики психологической готовности к школьному обучению.
7. Разработать комплекс рекомендаций родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми, прошедшими диагностику психологической готовности к школьному обучению.
Методики исследования: методика Солдатова Д.В. «Мотивационные предпочтения», методика Бернштейна А.Н. «Установление последовательности событий», методика Гуткиной Н.И. «Домик».
База проведения исследования: подготовительная группа МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2» г. Сатка.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по данной проблеме.
Практическая значимость состоит в том, что результаты реализации программы диагностики психологической готовности к школьному обучению и комплекс рекомендаций могут быть использованы педагогами и родителями при определении уровня готовности детей дошкольного возраста к школе и последующей работе с детьми по подготовке к школе.?
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблему готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению изучают многие зарубежные и отечественные психологи.
Анна Анастази в своих работах рассматривает готовность к школе как приобретение необходимых умений и навыков, знаний, мотиваций и других черт поведения, благодаря которым ученик может извлечь максимальную пользу из обучения в школе [6].
Ян Йирасек в своих исследованиях выделяет три составляющие части готовности к школе: интеллектуальную готовность (включающая в себя дифференцированное восприятие, направленную концентрацию внимания, аналитическое мышление и др.), эмоциональную готовность (достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости и учебной мотивации) и социальную готовность (потребность ребёнка общаться с другими детьми, умение подчиняться правилам детских групп) [9].
Лидия Ильинична Божович под готовностью к школе понимает «не только соответствующий уровень развития познавательной деятельности дошкольника, но и уровень развития его мотивационной сферы и тем самым его отношения к действительности» [3, стр. 170]...
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ литературы показывает, что проблема психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению рассматривалась достаточно широко. Большое количество как зарубежных, так и отечественных педагогов и психологов занимались изучением этой проблемы: Выготский Л.С., Божович Л.И. Кулагина И.Ю., Анастези А., Йирасек Я. и другие.
В работе использовано определение психологической готовности к школе Кулагиной И.Ю., которая определяет психологическую готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению как сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Выявление особенностей психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и возрастных особенностей детей дошкольного возраста является тем основанием, на котором строится практическая часть исследования.
В ходе практического исследования разработана и проведена программа диагностики психологической готовности детей дошкольного возраста к началу школьного обучения, разработаны рекомендации родителям детей, прошедших диагностическую программу.
Для исследования психологической готовности к школьному обучению выбраны 3 методики: методика Солдатова Д.М. «Мотивационные предпочтения» для изучения мотивационной сферы психологической готовности к школьному обучению, методика Бернштейна А.Н. «Установление последовательности событий» - для изучение интеллектуальной сферы и методика Гуткиной Н.И. «Домик» для изучения сферы произвольности.
Исследования проведены в подготовительной группе МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2» г. Сатка. В исследованиях приняли участие шестеро детей в возрасте 5-6 лет: Юра М., Маша В., Надя Д., Тихон З., Тимофей Л. и Маша У.
В ходе практических исследований получены следующие результаты. С помощью методики 1 «Мотивационные предпочтения» выявлено, что 34% испытуемых имеют высокий уровень развития мотивационной сферы, 51% - средний уровень и 17% - низкий уровень. По результатам исследования можно порекомендовать родителям испытуемых обратить внимание на развитие и поддержку мотивации к обучению в школе.
С помощью методики 2 «Установление последовательности событий» выявлено, что 51% испытуемых имеют высокий уровень развития мотивационной сферы, 17% - средний уровень и 34% - низкий уровень. По результатам исследования можно порекомендовать родителям испытуемых, показавших высокие результаты, продолжать занятия с детьми для поддержки и дальнейшего развития интеллектуальной сферы; родителям испытуемых, показавших низкий уровень развития интеллектуальной сферы, обратить особое внимание и уделять больше времени для занятий с детьми по развитию мышления, речи, памяти.
С помощью методики 3 «Домик» выявлено, что 17% испытуемых имеют средний уровень развития сферы произвольности, 83% - низкий уровень. По результатам исследования можно порекомендовать родителям всех испытуемых уделять особое внимание развитию у детей сферы произвольности: выполнять с детьми задания, направленные на развитие произвольного внимания, развитие умения точно копировать рисунки.
По результатам трёх методик среди детей дошкольного возраста подготовительной группы МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2» г. Сатка выявлен один ребёнок, показавший низкий уровень развития всех трёх сфер психологической готовности к школьному обучению. Родителям этого ребёнка рекомендовано пройти дополнительные консультации у психолога и логопеда для составления индивидуальной развивающей программы дальнейшей подготовки к школе.
Таким образом, своевременная диагностика психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению чрезвычайно важна. Особенно важно своевременно выделить детей, имеющих проблемы с тем или иным аспектом психологической готовности к школе, и сформулировать рекомендации родителям по дальнейшей подготовке к школе: индивидуальные занятия с родителями, педагогами, психологами и логопедами. В том случае, если диагностика проведена своевременно и с детьми ведётся коррекционно-развивающ я работа, то можно избежать проблем с адаптацией к началу школьного обучения. Адаптация ребёнка к школе – это один из самых важных аспектов начала школьной жизни, и залог успешной адаптации – психологическая готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО. Под ред. Редькиной Т.В. –М.: Просвещение, 2016. – 110 с.
2. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. №3 С.237-240.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2009. — 398 с.
4. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогиче кая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 С.327-338.
5. Буравлева Н.А., Грицкевич Н.К. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142) С.21-26.
6. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №12-2 С.187-188.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2009. — 208 с.
8. Донцов Д.А., Власова С.В., Тихолаз О.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №50-1.
9. Кисова В. В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. 2013. №8-4.
10. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
11. Матвеева М.А. Психолого-педагогиче кая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в развитии внимания // Приволжский научный вестник. 2016. №2 (54) С.164-167.
12. Никитин А.А., Макарова М.В. Сравнительный анализ интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению в полных и неполных семьях // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №1 (13) С.84-88.
13. Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. №2.
14. Орлянская Ю.Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Концепт. 2015. №S1 С.26-30.
15. Параничева Т. М., Тюрина Е. В. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет // Новые исследования. 2012. №1 (30) С.135-144.
16. Паутова В.В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. 2015. №10 С.96-100.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Часть 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. Практическое пособие. — М.: Юрайт, 2016. — 412 с.
18. Рыскулова М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе // Вестник БГУ. 2014. №5 С.65-68.
19. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // ЗПУ. 2014. №3 С.185-188.
20. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1 С.28-30.
21. Сергеева О.А., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития // БМИК. 2014. №11 С.1292-1294.
22. Сидячева Н. В. Современное состояние проблемы развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5 С.625.
23. Суздальцева О.О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению // Концепт. 2015. №S1.
24. Таушканова Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. 2015. №S1 С.146-150.
25. Терентьева Е.В., Болотникова О.П., Ошкина А.А. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3 С.524.
26. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогиче кая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2015. №9 (64) С.58-61.
27. Тихомирова Л.Ф. Ваш кроха растёт. — М.: АСТ, 2014. — 144 с.
28. Черепанова Е. В. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей 6-7 лет и их адаптация к систематическому обучению в школе // МНКО. 2015. №4-1 С.288-291.
29. Энциклопедически словарь по психологии и педагогике. 2013.
30. Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // МНКО. 2014. №1 С.46-55.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1
Методика 1 «Мотивационные предпочтения». Автор – Солдатов Д.В...


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.