Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 129155
Наименование:
Диплом Психологическое сопровождение детей в период адаптации к дошкольному учреждению
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Психология.
Добавлен: 24.03.2022.
Год: 2022.
Страниц: 64.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Основные данные о работе Версия шаблона 2.1 Вид работы Электронная письменная предзащита Название дисциплины Защита выпускной квалификационной работы Тема Психологическое сопровождение детей в период адаптации к дошкольному учреждению
Содержание Введение ……….3 1. Теоретические аспекты психологического сопровождения детей в период адаптации к дошкольному учреждению ………7 1.1 Анализ психологической литературы по психологическому сопровождению детей в период адаптации к дошкольному учреждению ……7 1.2 Особенности адаптации детей к условиям дошкольного учреждения…..15 1.3 Организация работы по психологическому сопровождению детей в период адаптации к дошкольному учреждению ………21 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей детей в период адаптации к дошкольному учреждению ………...….28 2.1 Программа исследования, характеристика испытуемых и методических средств сбора эмпирических данных ………..…28 2.2 Результаты экспериментального исследования и их анализ ………..…31 2.3 Практические рекомендации для создания условий успешной адаптации детей в период адаптации к дошкольному учреждению ….……….…39 Заключение ……….53 Глоссарий ………...56 Список используемых источников ……….58 Приложения ……….64
Введение
Актуальность исследования. Современные социальные условия вынуждают родителей уже до трех лет знакомить ребенка с совершенно новой, еще неизведанной для него средой – дошкольной организацией. Поступая в дошкольное учреждение, малыш начинает испытывать колоссальный стресс, в его жизни происходят крупные изменения. Трудности возникают из-за того, что ребенок переходит из благоприятной комфортной для него семейной атмосферы в социальную среду дошкольной организации. Если не прибегнуть к специальной организации, это может привести к невротическим реакциям (нарушение сна, аппетита, избирательность в еде, расстройства желудочнокишечного тракта, устрашающие сновидения, ночные и дневные страхи, рвота, гипертермия). Ребенок должен уметь приспособиться к новым для него условиям, должен адаптироваться. Как для детей, так и для взрослых, принимающих активное участие в жизни своего ребенка, период адаптации является одним из самых важных этапов, который нужно пройти правильно. Степень социальной готовности может быть различной, в первую очередь, она зависит от уровня развития личности ребенка, от особенностей социального окружения, условий семейного воспитания. Период адаптации у каждого ребенка проходит с различной степенью тяжести, труднее всего приходятся детям с ограниченными возможностями здоровья. Изменения условий среды и потребность в образовании новых форм поведения требуют от ребенка максимальных усилий и при этом вызывают множество психологических и педагогических проблем, как самого малыша, так и окружающих его взрослых. Все вышеперечисленное определяет актуальность и практическую значимость данной темы. [13] Степень разработанной научной проблемы: работы по адаптации детей освещаются М.А. Васильевой, Н.Д. Ватутиной, М.А. Галагузовой, Г.И. Батурина, Л.М. Захаровой, Р.Р. Калининой, О.Л. Кононко, Е.С. Левицкой, Ж. Маценко, Л. Стреж, М.Н. Терещенко, Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. Проблема сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения раскрыты в трудах г. Бардиев, М. Батиянова, И. Бех, И. Валитова, Н. Глуханюк, В. Зинченко, В. Кузьменко, И. Мамайчук, Р. Овчарова, т. Яничева и др. В трудах научных деятелей раскрыты психолого-педагогиче кие и эмоциональные особенности детей раннего возраста, этапы, фазы и ступени адаптации к детскому саду, влияние игры на успешность адаптации, особенности подготовки детей к детскому саду и другое. Объект исследования: процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Предмет исследования: психологические условия оптимизации адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Цель исследования: изучение особенностей адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Задачи исследования: 1) Проанализировать теоретические аспекты психологического сопровождения детей в период адаптации к дошкольному учреждению; 2) Провести эмпирические исследования психологического сопровождения детей в период адаптации к дошкольному учреждению; 3) Разработать рекомендации для психологов и родителей. Гипотеза: характер адаптации к дошкольному учреждению зависит от особенностей развития процессов психики ребенка и от условий пребывания. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, эксперимент, качественная и количественная обработка, тестирование. Эмпирическая база исследования: Исследование было организовано на базе младшей группы МБОУ «Детский сад № 14» г.Хабаровск. В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста (2 – 3 года) из них 10 девочек и 10 мальчиков. Все дети посещают дошкольное учреждение с начала учебного года. Теоретическая значимость: - исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям детского учреждения (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.); - исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); - исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора). Практическая значимость заключается в разработке программы психолого-педагогиче кого сопровождения детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и методических рекомендаций для родителей и педагогов. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами, психологами, методистами и родителями дошкольников. Положения, выносимые на защиту: 1. Психологическая адаптация к условиям образования в группе содержательно раскрывается в особенностях эмоционального благополучия / неблагополучия детей, развития у них социальных навыков поведения, характере межличностных отношений со сверстниками и значимыми взрослыми. Динамика качественных преобразований параметров психологической адаптации свидетельствует об основных тенденциях адаптационного процесса. Степень и характер выраженности этих преобразований на завершающем этапе адаптации определяют ее уровневую репрезентацию. Высокий и средний уровни отражают состояние адаптированности ребенка, низкий – свидетельствует о дезадаптированности. 2. Наиболее существенными факторами, определяющими характер психологической адаптации детей, являются: а) индивидуальные особенности их физического и психологического состояния; б) интеграция всех участников воспитательно-образо ательного процесса (педагогов, детей, их родителей либо законных представителей); в) целенаправленная организация адаптационных мероприятий. 3. Успешность психологической адаптации детей определяется согласованностью взаимодействия родителей, педагогов и психологов. Основой оптимизации психологической адаптации детей являются осознанное ценностное отношение значимых взрослых (родителей и педагогов) к обучению, признание ими насущной необходимости формирования блаоприятной образовательной среды в дошкольном учреждении. Структура работы определена характером исследуемых в ней задач. Работа состоит из содержания, введения, 2 глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, 3 приложений.
Основная часть 1 Теоретические аспекты психологического сопровождения детей в период адаптации к дошкольному учреждению
1.1 Анализ психологической литературы по психологическому сопровождению детей в период адаптации к дошкольному учреждению
Стоит уделить внимание рассмотрению сущности понятия «психологопедагогиче кая литература». Итак, подчеркнем, что понятие «сопровождение» (от английского слова guideness) возникло впервые в работах по практической психологии Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» – «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». На сегодняшний день данное определение очень известно и интенсивно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.). По мнению М.Р. Битяновой «сопровождение» - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологич ских условий для успешного обучения и психологиче-ского развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Анализ психологической и педагогической литературы говорит, что понятие «психологическое сопровождение» можно увидеть в нескольких аспектах: - как профессиональную деятельность преподавателя-психол га, который способен предоставить поддержку и помощь в индивидуальном образовании детей; - как процесс, включающий комплекс целенаправленных, последовательных педагогических мероприятий, помогающих ребенку делать морально независимый выбор при решении образовательных задач; - как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; – как технология, включающая в себя ряд последовательных шагов в деятельности преподавателя, психолога и других специалистов для обеспечения достижений в учебе учащимся; – как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного. [27] С точки зрения С.А. Белоусова, Л.М. Митина, Г.Н. Сериков, под психологическим и педагогическим сопровождением мы понимаем движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней своевременные советы по возможным путям, при необходимости - помощь и поддержку. Проблема адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения рассматривается как междисциплинарная проблема, объединяющая данные социологии, педагогики и психологии. Термин «адаптация» (от лат. adapto – приспособляю) в научный оборот его ввел Г. Обер, отметивший изменения адаптивного характера чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей...
Заключение Данное исследование проведено с целью проектирования деятельности педагога по организации условий для адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении. При теоретическом анализе научной литературы было подчеркнуто, что адаптация - это способность изменять свое поведение в соответствии с новыми социальными условиями. Когда ребенок поступает в детский сад, меняется и социальный статус ребенка. В дошкольном учреждении его включают в детский коллектив наравне с другими детьми. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступить в контакт со взрослыми и неизвестными сверстниками. Все это приводит к нарушению устоявшихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, вызывая стресс. Социально – психологическая адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социальнопсихологиче ких механизмов социализации личности. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс часто являются психосоматические нарушения. Для детей дошкольного возраста характерны генерализованные, то есть общие адаптационные реакции всех систем организма на внешние стимулы. Педагогу необходимо проводить постоянную диагностику процесса адаптации детей. Для диагностики процесса адаптации используется в основном наблюдение за поведением, общением, эмоциональными проявлениями детей. Удобным вариантом диагностики также является рисование на заданную тему. В младшем дошкольном возрасте совместная деятельность с педагогов оказывает значительное влияние на социализацию и адаптацию ребенка. Воспитатель занимает огромную роль по пути адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, смягчая протекание адаптационного периода у детей. Эффективным для организации адаптации детей младшего дошкольного возраста является такое взаимодействие, которое помогло бы детям принимать безболезненно окружение (незнакомых детей и взрослых). Ребенок должен научиться применять свои адаптационные возможности, для чего ему необходимы формы организации разнообразных видов деятельности, соответствующие его возрастным особенностям, помогут ему в этом. В работе с детьми используют такие приемы, как демонстрация собственного позитивного действия, замена, переключение внимания, введение правил, игровые приемы, музыку, шутки и т.д. Эмпирическое исследование уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста показало, что в основном дети плохо адаптированы в детском саду. Они часто не умеют взаимодействовать со сверстником, боятся воспитателей, им трудно обратиться к воспитателю, они тяжело переживают разлуку с матерью и часто не привыкли к режиму в группе. У многих детей плохое самочувствие, они часто плачут, имеют проблемы с приемом пищи и сном. У большинства детей высокая тревожность, которая выражается в плаксивости, обидчивости, напряженности, трудностях включения в деятельность. Результаты диагностики показали необходимость организации воспитательной деятельности с целью успешной адаптации детей к условиям детского сада. Проект деятельности педагога по организации условий адаптации детей в детском саду имеет целью создание условий для безболезненного перехода ребенка из семьи в детский сад. Основная роль в реализации воспитательной деятельности принадлежит педагогам и родителями. При работе с детьми необходимо: создать эмоционально благоприятную атмосферу, сформировать у детей положительную установку на детский сад, чувство уверенности в окружающем, познакомить детей с взрослыми и друг с другом и помочь им сблизиться. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит в 4 этапа. На первом этапе у всех детей появляются признаки нарушений в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Дети отказываются общаться с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, беспокойно ведут себя в группе, часто плачут, постоянно задают вопросы о матери, просят о возвращении домой. Становятся равнодушными к сверстникам и воспитателям, а также стесняются их. На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. На обращение по имени, дети начинают откликаться, возникает реакция на приглашение к игре, показывают нужду в его ласке, помощи и поддержки, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и, если что-нибудь не получается. Из-за разлуки с родителями и тоске по дому, дети хотят найти утешение у воспитателя. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе появляется интерес к детям в группе, возникаем желание общения с ними. Дети стремятся привлечь внимание друга, улыбаются, смеются при встрече со сверстником, смотрят в глаза, предлагают игрушки, чтобы привлечь их внимание. Малыши проявляют интерес к совместной игре в группе, у некоторых детей начинает развиваться симпатия к другим воспитанникам. Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации. Вывод, совместная деятельность педагога, родителей и детей является эффективным условием успешной адаптации детей к дошкольному учреждению. Глоссарий № п/п Понятие Определе ие 1 Адаптация процесс приспособления к изменившимся условиям основной деятельности 2 Вербальный словесн й; материал, представленный в словесной форме 3 Внимание сосредото енность мыслительной деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и др. 4 Деятельностный подход признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности 5 Задатки анатомо-фи иологические особенности организма, центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей 6 Индивидуальность и тегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психич ских особенностей, делающих её уникальной, неповторимой 7 Инертный бездеятел ный, неактивный, безынициативный, непредприимчивый 8 Интерес форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности 9 Квалификация норма ивные требования профессии к личности человека, его профессиональным знаниям и умениям, т.е. компетентности 10 Методика воспитания учение о методах воспитания 11 Методическая работа целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие и саморазвитие профессионального мастерства каждого учителя и педколлектива в целом 12 Моторика двигател ная активность 13 Память запоминани , сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта 14 Познавательная активность свойство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реализуемой потребности к самостоятельным разнообразным учебным действиям 15 Развитие процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов Список использованных источников 1. Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Режим доступа: 2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377. Режим доступа: 3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ» (последняя редакция от 11.06.2021 N 170-ФЗ). Режим доступа: 4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция от 02.07.2021 N 351-ФЗ). Режим доступа: 5. Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2016. – № 5. – С.49-53. 6. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. – 2018. – №3. – С. 31-35 7. Антоникова С.Р. Инновации в психолого - педагогическом сопровождении адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям пребывания в дошкольном учреждении// в сборнике: Актуальные проблемы профессионального педагогического и психологического образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 4-7. 8. Анучина О.А. Организация работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 4 (9). С. 221-224 9. Галигузов Л.Н. Как помочь ребёнку быстрое адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2018. - №6. – С. 45 – 51. 10. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 57-64. 11. Барыс И.С. Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 3 (6). С. 81-84. 12. Бежаева Д.Н., Зиновенко О.А. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // В сборнике: Аспекты и тенденции педагогической науки Материалы I Международной научной конференции. 2016. С. 34-37. 13. Бобылева А.Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 1. С. 247-254. 14. Богданова В.В., Желтикова Н.Ф. Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду // В сборнике: Теоретикометодологич ские и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальн й институт. 2016. С. 179-183 15. Бусыгина А.Л., Архипова И.В., Фирсова Т.А. Исследование социальных и нейропсихологических показателей адаптации детей дошкольного 98 возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 300-309 16. Веракса А.Н.. индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.- 144с 17. Галигузов Л.Н. Как помочь ребёнку быстрое адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2018. - №6. – С. 45 – 51. 18. Горшкова Е.В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего возраста в период адаптации к условиям ДОУ // В сборнике: Формирование здорового образа жизни. передовой опыт социально-педагогиче кой работы с детьми и семьей. Материалы областной межведомственной научно-практической конференции. 2016. С. 213-218. 19. Гудкова А.С. Психолого - педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада // В сборнике: Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования сборник статей по материалам Всероссийской 99 научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 71-73. 20. Гущина Л.Е., Гущина Н.Х. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // В сборнике: Научные тенденции: педагогика и психология сборник научных трудов по материалам IX международной научной конференции. Международная Научно-Исследовательс ая Федерация «Общественная наука». 2017. С. 40-42. 21. Данилина Т.А. Работа с семьёй ребёнка, поступающего в детский сад// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2017. - №6. – С. 100-103. 22. Жданова С.А. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // В сборнике: Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. 2016. С. 152-156. 23. Желеску Р. Психологические условия адаптации // Дошкольное воспитание. – 2018. - №6. – С. 32-33. 24. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс,2017. - 192 с. 25. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2017. - 79 с. 26. Заздравных И.И., Карачевцева Н.Н. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы) // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 1 (7). С. 121-122. 27. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Просвещение, 2017. - 176 с. 28. Кантор И.В. Адаптация детей к условиям дошкольной организации в концепции ФГОС ДО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 174-175 29. Карнаухова, В.К. Социальная технология адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского дома / В.К. Карнаухова, М.Д. Кушнарева // Научное обозрение. - 2017. - № 6. - С. 116-119. 30. Крыжановская Н.В., Непомнящая Н.А. Исследование процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 44. С. 206-215 31. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психологопедагогичес ое сопровождение, комплексные занятия/И.В. Лапина. – изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2020. 32. Лыкова, И.А. Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». ФГОС ДО / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2018. - 136 c. 33. Мингалева Л.А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ с помощью семейного клуба «Вместе с мамой веселей» // Вопросы педагогики. 2016. № 12. С. 34-39. 34. Мишарина А.Е. Социально - психолого - педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // Новая наука: психолого-педагогиче кий подход. 2017. № 2. С. 110-112. 35. Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание. – 2018. - №6. – С. 34-35. 36. Непомнящая Н.А., Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Моделирование процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 39. С. 2346-2350. 37. Нищева Н.В. Организация психологической службы в современном детском саду. – сост. Н.В. Нищева – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2017. – 192с. 38. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. – 2019. – № 3. – С. 16-18. 39. Павлова, Л. Второй год жизни: Мамина школа / Л. Павлова //Дошкольное воспитание. - 2017. - №8. - С. 104-110. 40. Печора К.Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению / К.Л. Печора // Ребёнок в детском саду. – 2019. - №4. – С.80 – 83. 41. Пятигора Л.Е. Система модульного управления адаптацией детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении // В сборнике: Инновации в современной науке материалы XIII международного летнего симпозиума. Центр научной мысли. 2016. С. 71-75. 42. Теплюк С.Н. Как подготовить к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 2017.- №8. – С. 58-60. 43. Теплюк С.Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2016. - №3.- С. 29.- 35; №4. – С. 46 – 51 44. Савушкин, Сергей Николаевич Адаптация к детскому саду. Методическое пособие. Информация для детей и родителей / Савушкин Сергей Николаевич. - М.: Сфера, 2016. - 862 c. 45. Сибилева Л.В., Семенова И.С. Факторы эффективной адаптации ребенка к дошкольному учреждению // В сборнике: Наука, образование и инновации. Сборник статей по итогам Международной научнопрактической конференции: в 3 частях. 2017. С. 32-35. 46. Соколова Н.А., Вахуренкова Е.Н. Факторы адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 3-1. С. 102-105. 47. Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. - М.: Учитель, 2017. - 537 c 48. Солосятова Е.А. Психолого-педагогиче кие особенности адаптации детей к детскому образовательному учреждению // В сборнике: Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем 104 сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 27-29. 49. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогиче кая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение,2016. - 254 с. 50. Фролова И.В. Психолого-педагогиче кое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в процессе социализации и адаптации к условиям ДОУ // В сборнике: Социальная педагогика и социальная работа: вчера, сегодня, завтра материалы VIII Международных социальнопедагогичес их чтений им. Б.И.Лившица, посвященные 25-летию социальной педагогики и социальной работы в России. 2017. С. 97-100. 51. Хачатрян Л.Г., Максимова М.С., Ожегова И.Ю., Белоусова Н.А., Шишов А.Я. Особенности первичной психосоматической адаптации у детей в дошкольных учреждениях и пути ее коррекции // Вопросы практической педиатрии. 2016. Т. 11. № 3. С. 57-61 52. Яманова С.А. Психолого-педагогиче кая поддержка позитивной социализации детей раннего возраста в условиях адаптации в ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 4 (11). С. 28-32.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.