Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 126855
Наименование:
Курсовик Психология развития. Специфика воображения детей в дошкольном возрасте
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Психология.
Добавлен: 28.05.2021.
Год: 2020.
Страниц: 32.
Уникальность по antiplagiat.ru: 62. *
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования “Тверской государственный технический университет”
Курсовая работа по дисциплине «Психология развития»
Выполнила: Бакалавр 3 курса Группа ПСИ ИДПО 1739 Принял: Кандидат психологических наук
2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3 1.1 Понятие и сущность воображения 3 1.2 Психологическая возрастная специфика дошкольного возраста 8 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16 2.1 Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста 16 2.2 Игра, как ведущая деятельность дошкольника в процессе развития воображения 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Экономические и социальные изменения в современном обществе диктуют необходимость формирования творчески–активной личности, своеобразного нового человека, способного подойти к решению жизненных вопросов нестандартно и, одновременно с этим, эффективно. В связи с этим, перед преподавателями, занимающимися с дошкольниками, встает задача взращивания и развития творческого начала у детей в полном соответствии с требованиями времени. А это вынуждает совершенствовать, а иногда и изменять методики воспитания и обучения. Развитие творческого потенциала невозможно без развития воображения, так как этот психический процесс является обязательным компонентом любой творческой деятельности человека. Воображение — это краеугольный камень детской психики, важнейшая сторона жизни. Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Легко понять, какое огромное значение для всей жизни человека имеет такое сохранение его прежнего опыта, насколько оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях. Развитие воображения у детей дошкольного возраста позволяет значительно расширять границы познаний. Оно помогает ребенку принять участие в событиях, которых нет в обыденном мире. Например, малыш может спасти друзей во время бури, управлять самолетом и так далее. Такие «детские» занятия обогащают нравственный и интеллектуальный опыт, помогают лучше познать действительность. Воображение позволяет находить нестандартные творческие решения познавательных проблем. Как говорил Сухомлинский: « …создавая фантастические образы, дошкольники открывают истину...» Но эта способность без должной поддержки со стороны педагогов и родителей начинает угасать к 14–15 годам. Что отрицательно сказывается как на общем развитии интеллекта, так и на творческом восприятии. Во избежание этого, нужно поддерживать и стимулировать развитие детского воображения с малого возраста, что определяет актуальность нашего исследования. В связи с этим, перед нами возникает проблема: можно ли развить воображение у старших дошкольников посредством игровых методов? Объект исследования: воображение старших дошкольников. Предмет исследования: особенности развития воображения старших дошкольников в процессе игры. Цель исследования: выявить специфику воображения детей в дошкольном возрасте, определить педагогические условия развития воображения у старших дошкольников. Задачи исследования: 1) Определить понятие и сущность «воображения». 2) Выявить психологическую возрастную специфику дошкольного возраста. 3) Выделить методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста. 4) Охарактеризовать игру, как ведущая деятельность дошкольника в процессе развития воображения. Методы исследования: теоретические методы (анализ и обобщение психолого–педагогиче кой литературы). Практическая значимость: содержащиеся в работе методические рекомендации могут быть использованы в практике работы дошкольного учреждения, а также для ознакомления студентов с темой воображения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Понятие и сущность воображения
Определение воображения и выявление специфики его развития — одна из самых сложных проблем в психологии. По мнению О.М. Дьяченко, существует более 20 различных определений воображения, но понятие его сущности и отличие его от других психических процессов до сих пор остается спорным. Из–за нечеткости границ этого понятия, точное определение термина затруднено. Несомненно, сразу встает вопрос о том, какое же воображение мы изучаем. Воображение — это создание новых образов, которые основаны на результатах восприятия и мышления. Воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления, оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, путем создания новых механизмов, зданий, произведений искусства, то есть для творчества в разных областях жизни и деятельности [4, с.32]...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы было выявление специфики воображения детей в дошкольном возрасте, определение педагогических условий развития воображения у старших дошкольников. Для этого мы: определили понятие и сущность «воображения», выявили психологическую возрастную специфику дошкольного возраста, выделили методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста, охарактеризовали игру, как ведущую деятельность дошкольника в процессе развития воображения. В первой главе мы рассмотрели понятие и сущность воображения. Под воображением следует понимать создание новых образов, которые основаны на результатах восприятия и мышления. Воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления, оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, путем создания новых механизмов, зданий, произведений искусства, то есть для творчества в разных областях жизни и деятельности. Воображение является основой образного мышления, которое позволяет оценивать ситуацию без применения практических действий. К психологическим особенностям детей дошкольного возраста можно отнести: - преобладание наглядно–образного мышления - преобладание сюжетно–ролевых игр в игровых процессах и сопутствующем им процессе познания - развитие целенаправленности деятельности; - активное развитие слуховой памяти; - потребность в коллективных играх со сверстниками, стимуляция познавательной активности в игровых процессах. Во второй главе мы выделили основные методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста: словесные (сказки, беседы, рассказы), наглядные (показы, иллюстрационные демонстрации, схемы, образы, тематические альбомы), практические (экспериментирования и упражнения), игровые методы (задействование творческих, развивающих, дидактических игр). Педагогическими условиями развития воображения дошкольников являются: - предметная среда, дающая возможность воображать и домысливать (это обусловливается необходимостью предметного окружения с отсутствием однозначно определенных функций и значений предметов); - уважительное отношение к личности ребенка (предоставление возможности получить личный опыт, являющийся ступенью к развитию воображения); - наличие внутренней позиции или роли, дающей ребенку возможность самостоятельно регулировать предметные отношения и наделять их смыслом в зависимости от целостного сюжета. Игра является основным и наиболее эффективным способом развития воображения у дошкольников при условии соблюдении вышеуказанных принципов. Цель работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Благонравова, А. В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А.В. Благонравова. - М.: Академия развития, 2009. - 254 c. 2) Венгер, Л.А. Вот и вышел человечек/Л.А. Венгер. – М.: Карапуз, 2010. – 256 с. 3) Воображение. Рабочая тетрадь. - М.: Оникс, 2006. - 796 c. 4) Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 569 c. 5) Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1980. - 222 c. 6) В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2014. – 144 с. 7) Егупова, В.А., Пятак С.В. Познаем мир. Для детей 5-6 лет/Под ред. А.В. Климовой. – М.: , 2012. – 32 с. 8) Жатсель, А. Воображение/А. Жатсель. - М.: ФАИР-Пресс, 2006. - 144 c. 9) Ильина, М.В. Развитие воображения дошкольников/М.В. Ильина. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 176 с. 10) Игнатова, С.В. Развиваем воображение. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет/С.В. Игнатова. – М.: Ювента, 2012. – 32 с. 11) Калинковская, С. Развитие творческого воображения дошкольников в подвижных играх/С. Калиновская. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 96 с. 12) Кузнецова, О.Г. Обучаем дошкольников приемам рисования/О.Г.Кузнец ва. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 32 с. 13) Куражева, Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А. 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет/Под ред. Н.Ю. Куражевой. – М.: Сфера, Речь, 2015. – 64 с. 14) Лунина, Н. Играем в буквы и слова. Путешествуем по Реченьке. Развиваем память, речь, внимание, воображение / Надежда Лунина. - М.: Сибирское университетское издательство, 2009. - 144 c. 15) Петухова, С. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет / С. Петухова. - М.: Каро, 2009. - 732 c. 16) Сиварева, Т. Логика, воображение, творчество/Т. Сиварева. - М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2010. - 102 c. 17) Стародубцева, И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников/Под ред. И.В. Стародубцевой. – М.: АРКТИ, 2008. – 72 с. 18) Субботина, Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей / Л.Ю. Субботина. - М.: Харвест, Академия Развития, 2011. - 192 c. 19) Субботина, Л.Детские фантазии. Развитие воображения детей/ Л.Субботина. - М.: У-Фактория, 2014. - 189 c. 20) Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников/Е.Б. Танникова. Обучение сочинению сказок. – М.: Сфера, 2008. – 96 с. 21) Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – 368 с. 22) Уроки развития творческих способностей. Развивающее пособие. – М.: Кузьма, Букмастер, 2012. – 32 с. 23) Юматова, Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуника ивная деятельность старших дошкольников/Д.Б. Юматова. – М.: Ювента, 2013. – 160 с. 24) Янге, Е. Веселые игры для развития воображения / Е. Янге. - М.: Феникс, 2013. - 269 c. 25) 30 уроков развития творческих способностей и воображения. – М.: Кузьма, Букмастер, 2015. – 32 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.