Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131696
Наименование:
Курсовик Пути формирования навыков по синтаксису в начальных классах
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 27.12.2022.
Год: 2022.
Страниц: 31.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………3 Теоретическая часть: Глава 1. Психологические и педагогические основы формирования знаний, умений и навыков по синтаксису………7 1.1 Понятия «словосочетание» и «предложение» ………7 1.2 Понятия «синтаксис», «разбор», «синтаксический разбор» ………10 1.3 Возможности формирования умений и навыков выполнять синтаксический разбор в начальных классах………...…13 Практическая часть: Глава 2. Опытно-экспериментал ная работа по формированию умений и навыков выполнения синтаксического разбора………17 2.1 Выявление уровня сформированности умений и навыков выполнять синтаксический разбор………17 2.2 Педагогические условия сформированности умений и навыков выполнять синтаксический разбор………19 Заключение………26 Список использованной литературы………..28 Приложение 1………29 Приложение 2 ………...31
? Введение
Известно, человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка - словосочетания и предложения, с употребления в речи этих синтаксических единиц. Синтаксический строй речи - интегральное качество, в котором проявляется уровень общей образованности и культуры личности, её своеобразия, способности овладеть новыми навыками знаниями и умениями, воплощать полученные знания в своём мировоззрении и деятельности. Такое понимание синтаксического строя речи обеспечивает выбор методических приёмов, средств изучения синтаксиса в школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучение примени тельного к каждому школьнику. По словам известного психолога Н.И. Жинкина, письменная речь — это сложная аналитико-синтетичес ая деятельность, в которой действуют следующие механизмы: механизм отбора слов, механизм контроля и критики текста [1]. Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по образованию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложений, оборотов предложений, словосочетаний невозможно формирование синтаксического строя речи младших школьников. Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение». В современных, коммуникативно-направ енных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение - речь - текст - предложение - слово - слог - звук. Такой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматики. Синтаксические значения и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной. Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи. Наиболее значительные исследования русского синтаксиса относятся ко второй половине ХIХ в - началу ХХ века. Они представлены тремя методическими направлениями: логическими, психологическими, формальными. Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления считали всякий иной поход к синтаксису неверным. А.А. Потебня начал разрабатывать свою синтаксическую систему с критики логической концепции Ф.И. Буслаева. Представители формального направления, приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе [2]. Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, имеющей и логическую, и психологическую, и формальные стороны. Сущность диалектического метода заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц.[3] В основу описания синтаксических единиц кладётся как их грамматическая семантика, так и формальные средства. В целом для изучения в начальном звене школы выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение, а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых проявляется лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц. Такое понимание синтаксиса, синтаксических единиц, их структуры позволяет сделать вывод о важности и необходимости работы над словосочетанием, предложением, сложным предложением для решения задач развития мышления и связной речи, для развития синтаксического строя речи младших школьников, для усвоения синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между различными уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом. Актуальность этой проблемы определила тему курсовой работы «Синтаксический разбор в начальных классах». Проблема исследования: каковы педагогические условия для формирования умения осуществлять синтаксический разбор в начальных классах. Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования умения выполнять синтаксический разбор в начальных классах. Объект исследования: процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия формирования умения осуществлять синтаксический разбор у младших школьников. Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами были выделены следующие задачи: На основе анализа психолого-лингвистич ской литературы определить сущность понятия: «синтаксический разбор». Определить критерии и показатели формирования умения производить синтаксический разбор в начальных классах, подобрать методы его исследования, дать количественную и качественную характеристику уровней его развития у учащихся. Обосновать критерии, показатели уровней развития, разработка и проведение диагностики по выявлению умения осуществлять синтаксический разбор в начальных классах. Разработать проект формирующего эксперимента по формированию умения производить синтаксический разбор в начальных классах. Гипотеза: формирование умения выполнять синтаксический разбор в начальных классах будет эффективнее при следующих педагогических условиях: ? применение различных методов организации синтаксического разбора и включение в образовательный процесс ? включение в учебный процесс информационных технологий при изучении синтаксического разбора; ? использование творческих заданий при формировании навыка производить синтаксический разбор. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Теоретические методы: анализ психолого-лингвистич ской литературы; Эмпирические методы: наблюдение, анализ, эксперимент; Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении раскрываются актуальность проблемы, сформулированы цели, объект и предмет, задачи, гипотеза и методы исследования. В первой главе определены теоретические основы исследования. Вторая глава содержит опытно - экспериментальную работу (констатирующий и проект формирующего эксперимента). В заключении находятся основные выводы по проделанной работе. В приложении представлены конспекты уроков, работы учащихся. ? Глава 1. Психологические и педагогические основы формирования знаний, умений и навыков по синтаксису.
1.1 Понятия «словосочетание» и «предложение».
Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. В данной работе мы будем придерживаться определения, которое даётся в учебнике Д.Э. Розенталя «Современный русский язык»: «Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности: человек маленького роста, читать про себя, жаркое лето. Являясь наряду со словами элементом построения предложения, словосочетания выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Различаются словосочетания синтаксические, которые изучаются в синтаксисе (синяя материя, железная решетка), и фразеологические, которые изучаются во фразеологии (красная смородина, железная дорога). Среди синтаксических словосочетании выделяются свободные и несвободные. Первые легко различаются на составляющие их части (лекция по математике, нужная книга), вторые образуют синтаксически неразложимое единство (три студента, несколько цветов)... ? Заключение
Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется в строе словосочетания, предложения в связанном тексте. Проведение систематической работы по синтаксису способствует повышению орфографической и речевой подготовки младших школьников, наибольшей осознанности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает преемственные связи между начальным и средним звеном школы в общей системе обучения русскому языку. К сожалению, в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации. Владение синтаксической грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека. Для этого учитель русского языка должен владеть методикой обучения синтаксическим умениям, а этому учит методика синтаксиса. Настоящая работа имела своей целью выявление наиболее эффективных приемов и форм работы над словосочетанием и предложением в начальных классах таких, как использование наглядного материала(таблиц, схем), строгой системы разнообразных практических заданий и упражнений: синтаксический разбор, составление рассказов, восстановление деформированных предложений и словосочетаний, составление словосочетаний из слов, деление сплошного текста на предложения, нахождение основ, анализ предложений и словосочетаний. В соответствии с указанной целью в работе были решены следующие задачи: . На основе анализа психолого-лингвистич ской литературы определили сущность понятия: «синтаксический разбор». . Определили критерии и показатели формирования умения производить синтаксический разбор в начальных классах, подобрать методы его исследования, дать количественную и качественную характеристику уровней его развития у учащихся. . Обосновали критерии, показатели уровней развития, разработка и проведение диагностики по выявлению умения осуществлять синтаксический разбор в начальных классах. . Разработали проект формирующего эксперимента по формированию умения производить синтаксический разбор в начальных классах. Проведенное исследование представляет интерес для студентов педагогических колледжей, интересующихся вопросами методики русского языка в основной школе, а также для начинающих учителей русского языка, так как проблемы методики синтаксиса рассмотрены с позиций современного уровня развития научной методики и опыта работы передовых учителей. ? Список использованной литературы и источников
1. Киселёва Е.А., Жесткова Е.А. Развитие синтаксического строя речи младших школьников / Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 141-145; 2. Ф. И. Буслаев «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) — первооснова методической науки. 3. А.А. Потебня и русское литературоведение конца XIX начала XX века. Саратов, 1978. С. 20 – 21. 4. А.А. Шахматов «Синтаксис русского языка». 1941. С. 274 5. ru/article/view?id=94 0 6. preview/3299584/
риложение 1
Упражнения для изучения темы «Словосочетание»...
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.