Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 126579
Наименование:
Диплом РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 21.04.2021.
Год: 2020.
Страниц: 53.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство образования и науки Республики Башкортостан ГБПОУ Сибайский педагогический колледж ПЦК педагогики и психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Специальность 44.02.01 Дошкольное отделение Курс 4, группа Д
Сибай 2020 стр ВВЕДЕНИЕ ……….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Сущность понятя «моделирование»………... 6 1.2. Особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста………... 10 1.3. Методы и приемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста ………. 16 1.4. Роль моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста………... 19 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……… 21 ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ЭКСПЕРЕМЕН АЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……… 2.1. Констатирующий эксперимент………. 25 2.2. Программа формирующего эксперимента……….. 26 2.3. Контрольный эксперимент……… 27 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……… 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……… 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………... 39 ПРИЛОЖЕНИЯ………... 40
ВВЕДЕНИЕ
Проблема экологического образования дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Специальными исследованиями (Л.А. Вегнер, Е.В.Проскура) установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей Учитывая психологические особенности детей данного возраста, формированию познавательной активности будет способствовать использование на занятиях моделирования и наглядных пособий: наблюдений, демонстраций, иллюстраций, так как они вызывают интерес, дают возможность использования различных видов деятельности, развивают различные психологические процессы ребенка. Использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы. Проблема исследования: какова роль моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста? Тема исследования: «Роль моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста» Цель исследования - выявить роль моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования-процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - моделирование как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при использовании метода моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста, даст положительные результаты при условии если: -работа будет проводиться систематически и последовательно; Задачи: 1) изучить, проанализировать и обобщить психолого-педагогиче кую и методическую литературу по изучаемой проблеме; 2) раскрыть сущность понятия «моделирование» 3)рассмотреть особенности развития экологического образования детей старшего дошкольного возраста 4)определить способы использования моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста 5)выявить роль моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. 6)провести опытно – экспериментальную работу по выявлению роли моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: педагогический эксперимент, беседа, тестирование. Методологической основой квалификационной работы явились труды авторов Кондратьева Н.Н. , Маневцова Л.М., Белоусова Р.Ю. по проблеме использования метода моделирования Этапы выполнения работы: I этап. Выбор проблем исследования, определение темы работы и исследовательского инструментария; II этап. Сбор и изучение научной и специальной литературы; III этап. Отбор диагностических методик исследований проведение констатирующего и формирующего эксперимента; IV этап. Обобщение результатов исследования и формулировка выводов; V этап. Оформление дипломной работы, и подготовка к защите. Теоретическая значимость работы заключается в том ,что проанализирована и обобщена психолого-педагогиче кая и методическая литература по изучаемой проблеме; раскрыто понятие «моделирование», рассмотрены особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста ,изучены способы использования моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста, выявлена роль моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста Практическая значимость работы заключается в том, что проведена опытно экспериментальная работа по выявлению роли моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав выводов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1Сущность понятия «моделирование»
Моделирование - это создание и использование моделей, т.е графического, предметного или действительного отображения образа какого-либо объекта, процесса или явления. Предметное моделирование - это построение моделей, отражающих физические и геометрические свойства объектов реального мира. [5, с. 19]. Моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи: - развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать; - учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать обьекты, выделять противоречивые свойства объекта; - наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; - способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника...
Заключение
Моделирование-предста ляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов. Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, то есть сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематичес ие модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместител й, графических знаков. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, тоесть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом, системная работа по четко сформулированному плану. Здесь снова на этапах освоения нового материала, повторения, практического применения полученных знаний и навыков целесообразно применять метод моделирования природных объектов и явлений. Для определения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) в феврале 2011 г. нами был проведен констатирующий этап исследования. В исследовании приняло участие 2 группы детей 6-7 года жизни: экспериментальная (старшая группа, 10 человек), контрольная (старшая группа, 10 человек). База исследования: МДОУ « Аленушка» Результаты констатирующего этапа исследования были нами учтены при разработке программы работы по формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) с помощью моделей и моделирования. Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных). Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Сравнив эти показатели контрольного этапа исследования с данными констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что произошел значительный рост по всем показателям в экспериментальной группе. В контрольной группе рост по этим же показателям незначителен, так как обучение продолжалось без применения метода моделирования. Итак, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: при репродуктивном характере протекания деятельности, когда нередко старшие дошкольники запоминают большой объем информации, знаний, не происходит кардинальных изменений, перестройки в сознании школьника, в его отношении сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных). Иной характер формирование системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) носит при выполнении моделирования. В этом случае задействуются такие процессы как: догадка, озарение, додумывание, использование прошлого опыта. В этих условиях иными становятся знания, умения, прошедшие через мысль, волю, участие самого дошкольника. Таким образом, улучшение показателей в экспериментальной группе дает нам основание считать гипотезу: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней; на этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста – подтвердившейся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологичес ому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997. 2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. 3.Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. 4. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 7. 5. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. 6. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. 7. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. 8. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006.. 9. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. 10. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. Зерщикова Т., Ярошевич Т. 11. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. 12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. 13. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. 14. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 5. 15. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. 16. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. 17. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. 18. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 8. 19. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – С - Пб: Детство-пресс, 2003. 20.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. 21. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. 22. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. 23. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. 24. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 10. 25. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. 26. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2005. 27. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 11.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.