Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 127671


Наименование:


Курсовик Рабочая тетрадь по политологии

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 13.09.2021. Год: 2019. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РАБОЧАЯ
ТЕТРАДЬ


Учение Платона о государстве и законах

Охарактеризуйте эпоху, в которую творил Платон
Великий философ ПЛАТОН - жил и творил эпоху классической Греции V – IV вв. до н. э., который завершился кризисом полисной системы.
Одной из причин этого кризиса, по мнению исследователей, явились события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.), которые положили начало новому этапу межполисных отношений, которые теперь стали отличаться насыщенностью военных столкновений и негативно сказывались на внутренней жизни самих граждан, что привело к неспособности решения остро назревших экономических, политических и социальных проблем.

В каких работах нашли выражения политические и правовые взгляды Платона?
Наиболее систематическое изложение политические идеи нашли в творчестве Платона (427–347 гг. до н.э.) – родоначальника философии объективного идеализма.
Его взгляды сложились под влиянием Сократа. Политико-правовые воззрения Платон сформулировал в работах "Государство", "Политик", "Законы".

Какую классификацию форм правления в государстве предлагает Платон?

Идеальная форма правления государством, по Платону — аристократическая («аристократов духа») либо монархическая, смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей нескольким или одному. В реальной же жизни возникают разнообразные отклонения от идеала государства, которые Платон располагает по нисходящей линии в порядке все возрастающего их «ухудшения» по сравнению с идеальными формами: тимократия, олигархия, демократия и тирания.
Охарактеризуйте проекты идеальных государств по Платону
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.


Политическое учение Аристотеля

В каких работах нашли выражения политические и правовые взгляды Аристотеля?
Политические взгляды Аристотеля нашли наиболее полное и систематическое выражение в работах «Политика», «Афинская политика», «Этика» и других сочинениях. Связь с этикой - их отличительная черта.
Как Аристотель определял государство?

Аристотель определяет государство (греч. ???) как общину (греч. ???), организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье (греч. ???) — общению, естественным путём возникшему для удовлетворения повседневных надобностей (с. 377, 1252b).
Как Аристотель классифицирует формы государственного правления?

Форме государства в учении Аристотеля придается определяющее значение. Она включает в себя форму государственного строя, вид государственного правления, зависящий от конкретных условий той или иной страны или народа. Те формы (монархия, аристократия, полития), при которых властвующие имеют в виду общую пользу, являются правильными.

Как Аристотель характеризует политию?
Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче».

Как Фома Аквинский – обосновывал разграничение светской и духовной власти?

Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал Божественную сущность государственной власти, но не отдельного правителя, который может быть греховен. Государственная власть распространяется только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, так как римский папа – наместник Бога на земле (переработанная идея Августина Блаженного о двух градах). Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская их казнь, поэтому оправдывалась необходимость инквизиции.
Дайте свой комментарий, как подобное разграничение может ли обосновывать взаимодействие государственных и религиозных институтов в настоящее время:

Современный взгляд на отношения религии и государства очень разнороден. Однако, по моему мнению, есть представления, на которые следует обратить внимание. Прежде всего необходимо уточнить использование термина «взаимоотношения государства и религии». Сегодня отмечено употребление таких терминов, как «государственно-церко ные отношения», «государственно-конфе сиональные отношения». На мой взгляд, наиболее оптимальным и адекватным для исследований в данной области является термин «взаимоотношения государства и религии», что говорит об их совместном изменении и влиянии на общество. По моему мнению, для изучения взаимоотношений государства и религии наиболее адекватно отражающим их суть является термин «государственно-религ озные отношения». Отношения между государством и религией — это исторически складывающиеся и изменяющиеся формы взаимосвязей государственных институтов и институциональных образований религии.

Охарактеризуйте концепцию государства Аврелия Августина
сущность государства, его функции, Сущность государства - то, что является главным, к чему оно стремится. Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономиче кая формация; публичная власть; суверенитет.
критерий справедливого государства
Христианское государство: «Государство лучше всего хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все люди любят общее благо. Высшее благо есть Бог»
Главное достоинство справедливого государства – это его стремление к миру.
Земной мир: Необходимое условие для достижения высшего назначения человека, а мир как высшее благо
- Обеспечивается государством;
- Составляет назначение и высшую цель государства.




Каково значение Марсилия Падуанского как политического мыслителя? Как его взгляды могут использоваться для характеристики современности и могут ли?

Марсилий Падуанский в борьбе за власть между церковью и государством выступает на стороне государства. По его мнению, церковь не должна в принципе иметь какую-либо власть, ведь главной причиной подчинения ей выступает страх перед жизнью после смерти и наказания за грехи. Но он и не отрицает существование потустороннего мира, а выступает за то, что необходимо бороться за мир и совершенствовать власть здесь и сейчас. М. Падуанский полная противоположность А.Августина. Его взгляды вполне характеризуют современность, путем поправок в конституции, реформ мы пытаемся улучшить власть в настоящем мире, не думая о следующей жизни. Атеисты не вправе уклониться от единого для всех закона, государство имеет большую силу. Однако религия остается хранительницей нравственности, развивается и остается духовным пристанищем.


Каково современное значение Никола Макиавелли как политического мыслителя? Какое значение приобрел термин «макиавелизм». Приведите пример «макиавелизма» из современной политической жизни?

Никола Макиавелли считается основоположником современной политологии, хотя он не был политиком в действии, в своих трудах на тему политического устройства он выдвинул ряд принципов, которыми современные политики и бизнесмены пользуются. «Победителей не судят» или «Цель оправдывает средства» эти высказывания тому подтверждение. Актуальность этих принципов наблюдается, по сей день. Тех, кто придерживается этому, называют «макиавеллистами». Диктатор, жесткий лидер, манипулятор качества современного макиавеллиста. Я считаю, что нынешний глава Северной Кореи обладает всеми качествами указанными выше, жесткие и в тоже время эффективные методы присущие лидеру. Расстрел за коррупцию, строжайший таможенный досмотр, поклонение только правителю и никакой религии, классовое разделение и многое другое- пример « макиавеллизма».


Как понимал суверенитет Жана Боден? Дайте свой комментарий, насколько сегодня подобная концепция суверенитет претерпела изменения? Приведите практический пример

Суверенитет Боден понимал как независимость государства от церкви, Папы Римского, а так же от любых вмешательств из вне, свобода от других государств, понимал как абсолютную власть государства. Суверенитет представлялся как неотъемлемое качество верховной власти, он неделим и не терпит каких либо вмешательств и ограничений, будь то церковь или что-то иное. Однако сейчас суверенитет определяется еще и внешним аспектом – это признание независимости государства на международной арене, в дополнение можно сказать что сейчас источником суверенитета все больше провозглашается народ в отличии от времен Бодена, когда признавалась в основном монархия. В дополнение ко всему можно сказать что мы так или иначе поддаемся воздействию из вне, благодаря развитию глобализации информационных технологий и сетевым медиа, так же государственные дела вынуждены передаваться международным организациям, и главное - слабые, но формально суверенные государства зависят от сильных держав в настоящий момент (например, Абхазия)



Какова концепция происхождения государства у Томаса Гоббса? Обоснуйте пример объяснения происхождения какого-либо государства исходя из этой концепции. Какие по вашему мнению достоинства и недостатки данной концепции. Приведите пример, из современности.

Гоббс считал, что прежде чем появилось государство, сначала народ был в состоянии беззаботной свободы, все были равны в правах и возможностях. Свобода, которая приводит к анархии, убийствам и хаосу. В такой ситуации людям необходимо, решить проблему, придя к выбору - ограничить свободу для общего блага и порядка во всем. Взаимное самостоятельное ограничение называется общественным договором. Далее, люди отдают все полномочия конкретному лицу, таким образом образуя власть. Независимая ни от каких внешних и внутренних сил, идеальной считалась монархия. Достоинствами данной теории выступит, на мой взгляд, демократическое начало, народ сам выбрал лидера, соответственно свое будущее, и сам же способен свергнуть власть. Недостатки – полное игнорирование положительного воздействия внешних факторов, как на экономику, так и военно-политическое игнорирование.

Пример государства образованного путем договора: Швейцария образовалась после заключения договора несколькими общинами. Примером именно концепции Гоббса выступит поселение Желтугино, существовавшее некогда на территории Китая в Манчжурии. Данное общество составляли выходцы с разных разных стран отправленные на прииски в 80-х, каторжники, беглецы из Сибири которым удалось создать небольшое свободное общество, однако со временем у них развелась преступность, участились убийства. Народ нуждался в порядке и был вынужден выдвинуть лидера и установить правила, образовалась Желтугинская республика.. Однако крепким государством это не назвать, но принцип один. Поселение не просуществовало долго, а было уничтожено китайцами.

Раскройте содержание концепции правового государства по Иммануилу Канту
«Объединение множества людей подчиненных правовым законам, где действует принцип, следуя которому законодатель не может решить для народа то, чего народ не может решить для себя.» Особенность именно Кантовской теории в том, что она основана на идее категорического императива, и государство, и человек ограничивают себя для достижения общего блага.
Обоснуйте, почему современную Россию можно отнести или не отнести к правовым государствам. Какие направления государственной политики для соответствия этому качеству вы можете предложить?

Согласно Конституции: Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В России признана свобода слова, печати, веры исповедания, мысли, равенство всех перед законом, конституция объявляет человека, его свободу и права высшей ценностью и гарантирует защиту, сама же конституция была принята всенародным голосованием. Исходя из этого можно предположить что все соответствует статусу «правового государства». Однако я не думаю что существует абсолютно правовое государство. Почему же нельзя таковой назвать Россию? По конституции президент обладает большей властью, нежели Дума и Совет Федерации, судебная система на пути совершенствования. Скорое улучшение судебной системы приведет к приближению заветной цели.


Раскройте содержание концепции социального государства
Концепция заключается в стремлении государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни, перераспределяя материальные блага в соответствии с принципом соц. Справедливости, помогая нуждающимся и создавая условия для развития каждого. Согласно Конституции «Российская федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

Обоснуйте, почему современную Россию можно отнести или не отнести к социальным государствам. Какие направления государственной политики для соответствия этому качеству вы можете предложить?
Россию можно отнести к социальным государствам потому что:

В России существует система фондов, обеспечивающая социальную поддержку населению, это фонды занятости, пенсионные, мед.страхования и тд. Государством поддерживаются семьи, молодые мамы и дети. Есть пенсии и гарантия соц. защиты и минимальная оплата труда. Есть охрана труда, выделяются пособия. Безусловно все это требует постоянного совершенствования и где-то, могут проявляться ошибки и какие-либо нарушения, важно не отменять льготы которые поддерживают население. Для соответствии эталону небходимо большое внимание к совершенствованию образования, предпринимать меры по сглаживанию уровня неравенства населения, развивать в людях такие качества как солидарность и взаимная поддержка.


В чем суть концепции экономического базиса и политико-правовой надстройки по К. Марксу
Под базисом Маркса подразумевается средства производства, производственные отношения составляющих экономическую систему данного общества. Под надстройкой понимается государство и право, искусство, религия, философия, мораль, политическая и правовая форма сознания.
Приведите пример базиса и надстройки Базис: Сред-ва производства (банки, земля, фабрики, станки) и производств-е отношения (олигарх-рабочий) , товары.

Надстройка: СМИ, культура, религия, образование и др.С
Как с точки зрения классиков марксизма произошло современное государство? Государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы между ними. С точки зрения марксисткой теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным разделениям труда, послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы в классовой борьбе.


В чем суть и особенности применения бихевиористского метода в политологии? Кто предложил применять этот метод в политических науках? Какие явления политической жизни можно анализировать с его помощью? Приведите пример.
Бихевиоризм в политологии представляется методом, целью которого является анализ политических явлений при помощи наблюдения за поведением людей и групп. Изначально этот метод практиковался в психологии. Психологи провозгласили переход от изучения сознания к анализу людского поведения. Социологи сформировали базис учения поведения в различных группах. Инициаторами и последователями данного движения в политологии были: Ч.Мерриам, Г.Лэссуэлл, Л.Уайт. Они выделяли первоочередность изучения политического поведения в институтах и в процессе политики в целом. Особенное внимание они уделяли анализу не самого государства, а скорее власти и процесса ее реализации. С помощью этого метода наблюдения за поведением мы можем анализировать политические дебаты перед выборами.


Выделите идеальные типы легитимности по М. Веберу, и приведите примеры их реализации из политической истории второй половины ХХ – начала XXI вв. В примерах укажите лидера, исторический период и дайте обоснование.

Типы легитимности и их характеристика Приме реализации
Традиционный тип – исторически первый, он основывается на вере в священность обычаев и традиций и их непоколебимость. Идеальной формой власти является монархия, соблюдение престолонаследия и верность монарха священным традициям.


Традиционная легитимности сохранилась в Саудовской Аравии и в Ватикане. Правитель является «тенью Бога на земле» и полностью подчиняется всем традициям.

Например: Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд 1932-1953

После объединения Неджда и Хиджаза Абдул-Азиз стал королем Саудовской Аравии, это сыграло большую роль в централизации государства.

Харизматический вид легитимности – в основе лежит «авторитет внеобыденного личного дара, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека». Подчинение носят эмоциональный характер. Слабое значение правовых норм, образ лидера формируется на основе желаний и представлений населения. Иосиф Виссарионович Сталин 1924-1953 руководитель СССР.

Власть авторитета, безусловно лидер харизматического типа, основавший культ личности, создал образа безгрешного вождя и учителя. Центральный объект в литературе того времени, герой и очень жесткий правитель в одном лице, вызывающий сразу и страх и восхищение. С одной стороны борец против коррупции и воровства, беседующий с трудящимися о проблемах, с другой лидер отдающий предпочтение таким наказаниям как массовые ссылки в лагеря и репрессия.

Рационально-бюрократ ческий или легальный.Основывает я на вере в законность и справедливость существующих правил формирования и функционирования института в политической власти. Вера во всеобщие, равные, прямые избирательные права при тайном голосовании. Все подчиняются закону и граждане и носители власти.
Сади Карно президент Франции 1887-1894

Правление Карно заняло видное место в истории Третьей республики, так как упрочнился республиканский строй. Буланжизм потерпел неудачу. После Великой французской революции укрепился легальный строй власти, пришествие Карно к власти не было исключением, как и положено, путем выборов лидер получил власть.


Выделите типы легитимности по Д. Истону, и приведите примеры их реализации (не повторяя примеры их предыдущего вопроса) из политической истории второй половины ХХ – начала XXI вв. В примерах укажите лидера, исторический период и дайте обоснование.

Типы легитимности и их характеристика Приме реализации
Идеологическая легитимность основана на власти определенной идеологии. Народ убежден в ценности политического строя как самого передового. Они разделяют идеи правящей элиты. Власть в свою очередь активно пропагандирует идеи. Наблюдается в лидерах СССР
Структурная легитимность опирается на склонность народа к механизму, нормам политического режима. Граждане доверяют системе власти с устоявшимися механизмами и формирования ее институтов. Великобр тания с ее демократическими традициями и парламентаризмом.

У.Черчилль премьер министр Великобритании 1940-1945 и 1951-1955. Прочно установившая система политического режима, доверие народа власти .

Личная легитимность опирается на одобрение народа власти определенного лидера. Люди доверяют этому лидеру, убеждены в его способности использовать политическую власть. Личная легитимность близка к харизматической, однако в отличии от харизмы (которая базируется на вере, близкой к фанатической) она опирается на заслуженный авторитет, уважение, расчет.

Шарль де Голль 1944-1959

Его призвали к власти, на должность Председателя Совета Министров, после того как переживал ряд проблем (война Алжир) и нуждался в авторитетном лидере, который способен вытащить страну из кризиса.



В чем разница между понятиями «форма правления», «форма государственно-террито иального устройства», «политический режим»?
Приведите примеры
Формой правления характеризуется государственный строй любой строй любой страны.
Форма правления, бывает: республиканская, монархическая. (Республиканская -выборы, монархическая -престолонаследие). Форма государственного устройства — это элемент политической карты, административно- территориальное устройство: Унитарное – единое, цельное государство Узбекистан. Федерация- несколько гос. Образований с определенной юридической самостоятельностью (Россия) Все вышесказанное входит в политический режим, то есть, в совокупность средств и методов с помощью которых осуществляется власть.


Раскройте содержание следующих теорий демократии

теория Основное содержание, пример реализации, достоинства и недостатки, возможность применения в современной России
Партиципаорная демократия Суть – возвращение к классическим идеалам демократии, подразумевающее активное участие народа в обсуждении и принятие решений по главным вопросам общественной жизни. «Учись участвовать, участвуя» Демократическое участие и его распространение, обязательное социальное равенство: открытие негосударственных институтов , где люди прямо выражают свою волю, трактуя самоуправление граждан. Достоинства: попытка вовлечь большие народные массы в государственное управление, преодолеть социальную апатию населения. Недостатки: Такая демократия требует постоянную вовлеченность все людей в политику, нарушает личное пространство и может привести к банальному популизму, дорогая и огромная система обеспечения непрерывного участия граждан, приводит к отвлечению от профессиональных обязанностей. Все приведет к регулярным проблемам в сфере исполнения ежедневных решений. Возможность использования такой демократии маловероятна.
Прямая демократия Форма политической организации и устройства общества, где основные решения применяются и исполняются народом, прямое осуществление принятия решений самими гражданами общего и местного характера. Правотворчество народа. Недостатки: в большом обществе не получится организовать процесс управления, в котором будут участвовать все члены общества. Большинство людей не обладают достаточными для управления обществом знаниями. Многим вообще не интересен сам процесс управления, особенно в аспекте заботы. Демократия подразумевает политманипуляцию. Плюсы такие же как и в партиципаторной демократии, однако ни то ни другое не получится воплотит в жизнь.
Элитарная демократия Элитарная демократия. Концепция элитарной демократии базируется на идее ограниченного участия народных масс в управлении государством. Один из основоположников элитарной теории демократии И. Шумпетер доказывал, что народные массы весьма равнодушны к любым процессам, которые непосредственно не связаны с их повседневной жизнью.
Либеральная демократия Либера?ль ая демокра?тия (За?падная демокра?тия) — правовой строй, построенный на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей, осуществляющих власть, ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.
Делегативная демократия Делегати? ная демокра?тия — полиархия, в которой исполнительная власть на практике не ограничена другими институтами, и в частности, не подотчётна другим ветвям власти.


Выделите признаки президентской и парламентской и смешанной политической систем. Приведите пример государств.


Признаки президентской системы Президентско правление характеризуется такими чертами: -Отсутствие дуализма исполнительной власти, так как президент является одновременно главой государства и главой правительства; -президент избирается непосредственно всей нацией; -президент и парламент независимы один от другого, так как парламент не имеет права сместить президентское правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.
Признаки парламентской системы Для парламентской системы характерны следующие признаки:
1) исполнительная и законодательная власть совпадают
2) возможность избрания премьер-министром зависит от того, способен ли кандидат создать парламентскую коалицию большинства
3) должность президента (если существует) носит церемониальный характер
Признаки президентско-парламе тской системы Институциона ьные характеристики президентско-парламе тской системы отчасти совпадают с основными признаками «чистого» президенциализма. Это
прямые выборы президента всенародным голосованием,
право президента назначать и смещать членов правительства и
наличие у президента определенных законодательных полномочий.
К этому, однако, добавляются еще две характеристики, президенциализму совершенно чуждые:
ответственность правительства перед парламентом, выражающаяся в возможности вотума недоверия,
право президента распускать парламент.
Признаки парламентско- президентской системы Парламентско президентская система также называется смешанной, или полупрезидентской. Классический пример данной системы — политический режим современной Франции — Пятая республика, который интересным образом совмещает черты парламентско-правите ьственной и президентской системы.


Сделайте и обоснуйте вывод о возможности отнесения Российской Федерации к одному из типов рассмотренных выше систем.
По форме своего правления Российская Федерации является президентской республикой, хотя и включающей определенные черты, свойственные парламентарным республикам. Республиканский характер этой формы российской государственности прямо закреплен уже в ст. 1 Конституции РФ, где говориться, в частности, о «республиканской форме правления». Это общее положение конкретизируется и развивается в других статьях, содержащихся прежде всего в главах, посвященных статусам Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107-117 и др.). Из их содержания совершенно ясно вытекает, что в РФ учреждена президентская форма республиканского правления.


Перечислите наиболее выдающихся мыслителей европейского консерватизма
Приведите краткую характеристику их взглядов
Жозеф де Местр (1753—1821)
Подобно другим консерваторам, де Местр считал государство не просто суммой индивидов, а живым организмом, в котором роль органов чувств принадлежит различным сословиям, а монарх является мозгом: «Государство есть тело или организм, которому естественное чувство самосохранения предписывает прежде всего и более всего блюсти свое единство и целостность, ради чего государство должно руководиться одной разумной волей, следовать одной традиционной мысли».
Эдмунд Берк
(1729-1797) Эдмунд Берк придерживался следующих взглядов на проблему сущности государства: - государство является творением Бога; - цель создания государства - установление связи между людьми; - закон в государстве - един, он - выражение воли Бога; - только монарх и министры, утвержденные органом народного представительства, в силах применить закон на практике, без участия их любой закон – ничто.
Томаса Гоббса
(1588-1679) По Гоббсу, «двадцатый закон природы: против пьянства и всего, что мешает действию разума». «Люди разрушают или ослабляют способность разумно мыслить, когда совершают действия, приводящие к утрате разумом своего естественного состояния. Наиболее очевидный пример такого состояния являют пьяные и захмелевшие. Следовательно, двадцатым нарушением закона природы является пьянство», - пишет не мусульманин, а представитель народа-создателя «пабов» (пивнушек) и знаток Библии, как бы забывая, что первым чудом, которое продемонстрировал Иисус, было превращение воды в вино..




Перечислите наиболее выдающихся либеральных мыслителей XX века
Приведите краткую характеристику их взглядов
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер
(1881-1955)
французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель имистик. Труд "Феномен человека" посвящен проблеме взаимоотношения науки и религии, вопросам эволюции и грядущего преображения мира, образу "конвергирующей" Вселенной, изложению оснований видения мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству. Одним из идеалов Т. было создание "сверх-науки", способной координировать все отрасли знания. Т. трактовал особую значимость религии, ибо науке необходима убежденность в том, что "универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству".

ФЕЙЕРАБЕНДПол (Пауль) Карл
(1924-1994)
американский философ и методолог науки. Основные сочинения: "Против метода. Очерк анархистской теории знания" (1975), "Наука в свободном обществе" (1978). В 1970-е Ф. создает концепцию "эпистемологического анархизма". В русле основных идей постпозитивизма Ф. отрицает существование объективной истины, признание которой расценивает как догматизм. Ф. отстаивает научный и мировоззренческий плюрализм, согласно которому развитие науки предстает как хаотическое нагромождение произвольных переворотов. Развитие научного знания, по Ф., предполагает неограниченное приумножение (пролиферацию) конкурирующих теорий, взаимная критика которых стимулирует научное познание, а успех любой из них определяется умением автора-одиночки "организовать" его.

Ха?нтингтон Са?мюэль Фи?ллипс
(1927-2008)
известный американский социолог и политолог. Большую известность получила его концепция «столкновения цивилизаций», которая описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. Хантингтон высказал мнение о неизбежности в недалёком будущем противостояния между исламским и западным мирами, которое будет напоминать советско-американско противоборство во времена Холодной войны.



Проведите сравнение идеологий либерализма и социализма

Либерализм Социализ
Отношение к человеку Личность абсолютная свободна, и ее свобода ограничивается только свободой других в обществе Личность не свободна, она является частью коллектива, потому снова интересы коллектива превыше всего
Отношение к государству Государс во занимается политикой и общество вместе с ним, потому общество может влиять на происходящее, обсуждать и принимать прямое участие в управлении Роль государства значительна, но не тотальна
Отношение к экономике Роль государства в экономике низкая или нулевая, государство выступает как «ночной сторож» Частной собственности нет и быть не может, как и рынка, и конкуренции; вся собственность общая, то есть государственная
Отцы-основатели идеологий Джон Локк
(1632-1704)
Монтескье Шарль Луи де
(1689--1755)
Иеремия Бентам
(1748--1832) Томас Мор
(1478—1535)
Томмаз Кампанелл
(1568—1639)
Карл Маркс
(1818-1883)



Выделите идеальные типы политической культуры по Г. Алмонду и С. Вербе и раскройте их содержание. Укажите, какой тип политической культуры преобладает в России, почему.

Типы политической культуры Особенности идеального типа.
Патриархальная политическая культура характеризу тся ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид, как правило, маловосприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей. Этот тип политической культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура представлена наслоением местных субкультур.
Подданническая политическая культура предполагае пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата.
Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).



Что такое «культура гражданственности» согласно концепции Г. Алмонда и С. Верба? В чем достойнства и недостатки этой концепции?

Гражданская культура - (civil culture), политическая культура, характеризующаяся: а) принятием большинством граждан главенства государства, б) общей верой в необходимость выполнения гражданских обязанностей. Это понятие часто употреблялось в известных книгах Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы «Гражданская культура» (1963) и «Новое знакомство с гражданской культурой» (1980). Появившаяся в западных демократических государствах модель гражданской культуры предполагает, что государство, граждане которого политически грамотны и активны, не может само по себе поддерживать стабильное демократическое управление. Гражданская культура понимается как лояльная политическая культура, при которой участие в политике сопровождается доверием и уважением к властям. Традиционализм, приверженность национальным и местным ценностям уравновешивают личные интересы и рациональный подход. Гражданская культура создана на базе проведенных в пяти странах исследований роли гражданских ценностей и поведения в поддержании демократической политической системы. Если в первых изданиях преобладает бихевиористский подход, то при переизданиях авторы сделали упор на политическом анализе. Тревога за судьбу демократии в западных странах представляется несколько преувеличенной. Повышение общего уровня образования побуждает население к новым формам участия в политической деятельности, таким, как *общественные движения или кампании, проводимые *группами интересов.
Как говорили Алмонд и Верба: «Гражданская культура - это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных. Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены».



Дайте характеристику пропорциональной и мажоритарной избирательным системам

Пропорциональная система Мажоритарная система
Особенность подсчета голосов Равное избирательное право
Прямое избирательное право
Тайное голосование По методике определения победителя
По типу избирательных округов
По типу второго тура
Разновидности Открыт й партийный список
Закрытый партийный список Относительног большинства Абсолютного большинства.
Преимущества для политической системы широкий спектр политических партий (выражение воли меньшинств);
гарантия представительства мелких и средних партий. прямая ответственность избранного перед избирателями и населением округа (голосуют за конкретного кандидата,
а не за список представителей партии);
формирование устойчивого правительства.
Недостатки для политической системы отсутствие прямой ответственности избранных перед избирателями;
избранный орган власти состоит из множества оппозиционных фракций,
что затрудняет его работу.
мелкие партии могут быть не представлены в сформированном органе власти;
не отражает реальной расстановки политических сил (голоса проигравших партий могут составлять
до 49%).
Примеры стран, в которых применяются Пропорци нальная избирательная система используется во многих странах (Австрии, Бельгии, Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швейцарии и других странах Данная система применяется в таких странах, как Великобритания, Индия, Канада, США и другие.



Какие избирательные системы и в каких случаях применяются в России?
В Российской Федерации применяются оба вида избирательных систем, что, на наш взгляд, обуславливается применением принципа федерализма. Пропорциональная система в России применяется на выборах 1\2 депутатов Государственной Думы РФ , часть депутатов региональных парламентов, может применятся и на местных выборах.В данном случае вся территория страны становится единым избирательным округом. От каждой политической партии выдвигается не один кандидат, а списки кандидатов, за один из которых должен проголосовать один избиратель. Победа на выборах в данном случае определяется путем определения списка, набравшего большее число голосов. Списки, набравшие менее 5% голосов избирателей, не учитываются при данном подсчете. При явном удобстве применения, данная система имеет некоторые недостатки: связь депутатов с избирателями крайне слаба, в связи с чем может происходить включение в списки малоквалифицированных и никому не известных кандидатов, наряду с теми, кто уже на слуху. К достоинствам данной системы можно отнести демократичный характер, позволяющий максимально учесть волю избирателей, высокую структурированность избираемых органов, меньшую зависимость депутатов от внешних источников воздействия.


Раскройте взаимосвязь типов партий и избирательных систем (законы М. Дюверже)

Зависимость между типами имеющихся в стране избирательной и партийной систем впервые была выяснена М. Дюверже. Исследуя связь между избирательными и партийными системами, он сформулировал такие «три социологические законы» их взаимодействия:
1. Пропорциональная избирательная система ведет к формированию партийной системы с многими партиями, которые имеют достаточно жесткую внутреннюю структуру и независимые друг от друга.
2. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (с голосованием в два тура) обусловливает появление партийной системы, которая состоит из нескольких партий, стремящихся к взаимным контактам и компромиссов и объединения в коалиции.
3. Мажоритарная избирательная система относительного большинства (с голосованием в один тур) способствует становлению двухпартийной системы.

Сформулированы М. Дюверже законы свидетельствуют, что избирательная система влияет не только на количество партий в стране, но и на отношения между ними. Как показывает исторический опыт, двухпартийная система формируется в основном в странах с мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Этому способствует, в частности, то, что избиратель предпочитает отдать свой голос в едином туре голосования за представителя той партии, которая имеет самые реальные шансы на успех, он теряет интерес к слабых партий. Голосование в два тура, то есть мажоритарная система абсолютного большинства, порождает политику электоральных союзов, которые затем находят свое продолжение в создании единой парламентской фракции, формировании парламентского большинства и образовании правительственной коалиции.
Сформулируйте признаки кадровых и массовых партий, основываясь на типологии партий М. Дюверже.

Характеристики партий/типы партий Кадровые партии Массовые партии
Механизм образования Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты.
Комитет создаётся по территориальному принципу, и численность его,
как правило, невелика.
Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и
по производственному принципу.

Особенности членства В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной выплатой членских взносов. Это дало основание назвать такие партии кадровыми. В отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счёт членских взносов.
Период активной деятельности Деятель ость комитетов обычно имеет «сезонный» характер: активизируется в преддверие и в ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после её окончания. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа
Особенности финансирования Сущес вуют на средства спонсоров и государственные дотации. Самофинансир вание на основе уплаты членских взносов и привлечения средств от собственной деятельности.



Дайте характеристику разновидностей партийных систем, основываясь на классификации Дж. Сартори, и приведите пример государств, в которых существует указанный тип партийных систем.

Тип партийной системы Характеристи а партийной системы Пример государств
Система с одной партией
где фактически существует тотальный контроль одной партии, сливающейся с государственным аппаратом. Куба
Система с партией - гегемоном в условиях, когда формально существуют партии-сателлиты, реально не влияющие на процессы принятия решений. Болгария
Система с преобладающей партией где долгие годы, несмотря на наличие множества партий, контрольный пакет держит одна и та же партия. Япония, Индия
Двухпартийная система биполярная система, существующая в основном в англо-саксонских странах, где две основные партии сменяют друг друга в маятниковом режиме (две относительно равноценные по популярности конкурирующие партии). США
Система ограниченного плюрализма (от 3 до 5 партий), где партии довольно фрагментированы (раздроблены). Франц я, Бельгия
Система крайнего плюрализма (от 6 до 8 партий), где происходит поляризация партийного спектра и образование сложных коалиций. Нидерланды Финляндия




Раскройте содержание понятий «правые», «левые» и «центристы» применительно к политической системе современной России, приведите пример общественно политических сил и движений, которые соответствуют сформулированному определению. Обоснуйте его.

1) «правые» - традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым.
Правый фланг российского политического спектра в настоящее время представлен следующими либеральными политическими силами: Российская демократическая партия “Яблоко” (РДП “Яблоко”), «Правое дело».
«Крайне правые» позиции занимают политические организации, ориентирующиеся на явно прозападный курс развития России (например, Демократический Союз – В. Новодворская). Отношение к политическому режиму, как, впрочем, и у крайне левых, резко отрицательное.
2) «левые» - общее название для целого ряда политических течений, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества.
К «умеренным левым» относятся КПРФ и ее союзники по национально-патриоти ескому фронту.
3) «центристы» - политическая позиция политического движения или группы, промежуточная между правыми и левыми движениями или группами, отказ от левого и правого экстремизма. К центристским партиям относятся:
К «правому центру» – Всероссийская партия “Единство и Отечество” – Единая Россия. Данная партия была создана (2001г.) в результате объединения “Единства”, “Отечества”, а затем “Вся Россия”, которые принадлежали к одному – центристскому направлению.
“Единая Россия” и ее союзники по правоцентристскому блоку – думские депутатские группы – “Народный депутат”, “Регионы России (электорат – ок. 50%) проводят линию на поддержку политики Президента и Правительства РФ.
К «левому центру» – партии социалистического, социал-демократическ го толка. Их лидеров можно назвать социально-ориентиров нными умеренными реформаторами. Левоцентристские партии лояльны к политическому режиму. В силу разобщенности этих партий их влияние на электорат слабое.
Все партии, находящиеся левее и правее центра – это партии в той или иной степени оппозиционные по отношению к политическому режиму.


Дайте определение понятию «гражданское общество», выделите условия и признаки его существования, сделайте вывод о наличии или отсутствии гражданского общества в России. Каковы ваши рекомендации по развитию гражданского общества в России

«Гражданское общество» - такая ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью социально-политическ х, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений, соответствующих им систем соционормативного регулирования и функционирующих на их основе независимых от государства общественных институтов, позволяющих человеку, общности людей удовлетворять свои разнообразные интересы и потребности, участвовать в управлении делами общества и государства. Г.о. — это естественно складывающееся состояние человеческого сообщества данной страны, формирующееся и развивающееся на основе саморегулирования, которое исключает или крайне ограничивает вмешательство государства.
К основным принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:
• равенство прав и свобод всех людей;
• гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;
• экономическая независимость индивидов;
• гарантированная законом возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
• свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
• обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;
• свобода создания и деятельности средств массовой информации;
• существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества.


Чем отличаются подходы к определению политических элит В. Парето и Г. Моска? Какое определение больше подходит для описания российской политической элиты, почему?
Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи — наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту — это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г.Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.
Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей.
Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами.
Обоснование роли политической элиты в жизни российского общества приобретают сегодня особую актуальность. Для России это обусловлено еще и своеобразием переживаемого исторического периода. ... Собственно теорию элит и циклов смены господства элит разработал Парето, теорию политического класса предложил Моска обратившись к изучению массовых политических партий. Сама по себе постановка проблемы, касающейся особой роли верхушки государственного класса, не является заслугой современной западной политологии.
Выделите основные особенности систем международных отношений, укажите причины их формирования и распада.

Название системы международных отношений Характерис ика Причины формирования Причины распада
Вестфальская Создана после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году. Основные принципы Вестфальской системы международных отношений: · приоритет национального интереса · принцип баланса сил · приоритет государств — наций · принцип государственного суверенитета: 1. право требовать невмешательства в свои дела 2. равенство прав европейских государств 3. обязательство выполнять подписанные договоры 4. принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях — соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами. Суть её сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников. Распалас либо в начале XVIII века, либо с созданием империи Наполеона в начале XIX века.
Венская Венский конгресс сыграл ключевую роль в формировании стойкой парадигмы отношений между ведущими европейскими государствами. Началась эпоха «Европейского концерта» — баланса сил между европейскими государствами. Европейский концерт базировался на общем согласии больших государств: России, Австрии, Пруссии, Франции, Великобритании. Любое обострение отношений между ними могло привести к разрушению международной системы. В отличие от Вестфальской системы международных отношений элементами Венской системы выступали не только государства, но и коалиции государств. Сложилас после Наполеоновских войн. Причиной становления этой системы международных отношений стал принцип поддержания баланса сил. Ответственность за это полагалась на большие государства. Эта ответственность реализовывалась через проведение большого количества международных конференций для урегулирования проблем, которые угрожали миру. Водоразделом, отделяющим фазу стабильного развития Венской системы от ее кризиса стал 1848 г., когда под напором внутренних противоречий, порожденных бурным, нерегулируемым развитием буржуазных отношений, произошел взрыв и по всему европейскому континенту прокатилась мощная революционная волна. Начавшаяся подвижка сил резко сузила возможности для поиска компромиссов в межгосударственных конфликтах. В итоге без серьезной модернизации Венская система уже не могла эффективно выполнять свои функции.
Версальско-вашингтон кая Это мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором 1919 г., договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922 гг. Решения Парижской и Вашингтонской конференций заложили основы Версальско-Вашингтон кой системы послевоенных международных отношений. Ее создание позволило разрядить послевоенную напряженность Европей кая (Версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США и Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах. Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.
Ялтинско-потсдамская та система международных отношений, сложившаяся после Второй Мировой Войны. Причиной является «раздел мира» ведущими странами после Второй Мировой Войны (Конференции «большой тройки» (лидеров СССР, США и Великобритании) прошла в Ялте (4—11 февраля 1945 г.) и в Потсдаме (17 июля — 2 августа 1945 г.) лишь наметили общие контуры послевоенного устройства. Вместе с тем они приняли некоторые конкретные решения (например, по территориальным вопросам), которые пережили Ялтинско-Потсдамскую систему и сохраняют свою силу и по сей день). Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США. Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года.


Дайте определение понятию «политическая система» на основе концепции Г. Алмонда. С какой целью было введено это понятие? Выделите основные функции политической системы по Г.Алмонду и приведите примеры их реализации в современной Россиии
определение это легитимная, поддерживающая порядок и преобразующая система в обществе».
Группа функций 1 функция социализации, обеспечивающая принятие индивидами существующих в данной системе правил и ценностей;
Особенности социализации личности в современном российском обществе заключается в том, что, во-первых, размывание духовно-ценностных ориентиров личности и социальных групп в изменившихся исторических условиях оказало негативное влияние на процессы социализации; во-вторых, все явнее обозначается возрастающая потребность всех слоев российского общества в динамичной и конструктивной российской идеологии консолидации (россиянизме), основанной на вековых нравственных устоях в соединении с реалиями современного общества.
Группа функций 2 функция рекрутирования, то есть «найма» прямых участников поли­тического процесса (сторонников или противников);
Особенность российского рекрутмента в том, что в России есть дефицит кандидатов в регионах – многие едут учиться в Москву и Санкт-Петербург, а затем остаются здесь работать из-за существенного преимущества в зарплатах. При этом в 2019 году уровень конкуренции за открытую вакансию среди рабочего персонала составлял 1,8, то есть в среднем менее двух человек претендовали на одну позицию. Несмотря на то, что российский рекрутинг в различных форматах существует сравнительно недолго, рекрутинговые агентства в России достигли высокого уровня по качеству оказания услуг и даже могут конкурировать с западными агентствам
Группа функций 3 функция обеспечения политической коммуникации, как внутри систе­мы, так и между системой и внешней средой
сновным видом политических коммуникаций являются избирательные кампании. Коммуникативными технологиями, используемыми в политике, являются пропаганда, политическая реклама, политический РR и политический имиджмейкинг. ... Надо отметить, что в России весьма широко распространены именно политические слухи. На это указали 78 % участников одного из опросов.


Основываясь на теории политических систем Д. Истона, приведите примеры «требований» и «поддержек» на «входе» в Российскую политическую систему и покажите в какие «решения» и «действия» они преобразуются на «выходе».


Требования/поддержки ешения/действия
1. Эмоциональные, которая заключается в проявлении преданности к существующему правительству и режиму. Такие поддержки являются наилучшими для дальнейшего развития существующей политической системы, однако формирование этих поддержек происходит в течение достаточно длительного промежутка времени. 1. Все виды окружений создают определенные импульсы в сторону политической системы, которые могу выражаться в недовольствах граждан, например, или в каких-либо требованиях к властям, такие импульсы Истон называет возмущающими воздействиями. Однако политическая система обладает способностью адаптироваться и реагировать на импульсы, путем принятия каких-либо решений. В противном случае, как утверждает Истон, политические системы не были бы способны существовать на протяжении длительного промежутка времени.
2. Инструментальные поддержки несут более практический характер и основываются на взаимной выгоде государства и общества и являются результатом определенных политических решений. Примером инструментальных поддержек может послужить поддержка электоратом на выборах правящей партии, которая приняла какое-либо решение на благо электората, вследствие чего и получила поддержку на выборах. Однако, данный вид поддержек менее эффективен, нежели эмоциональный. 2. На входе в политической системе Д. Истона существует два таких феномена, как требования и поддержки. Требования, как и поддержки, являются результатом полного цикла действий политической системы. То есть какие-либо политические решения представляют собой почву для коммуникации субъектов политической системы в разных сферах, в зависимости от той сферы, к которой было применено данное решение. Коммуникация ведет либо к недовольству данным политическим решением, а значит и к выдвижению новых требований к правительству, либо к одобрению решения, и, следовательно, к поддержке существующего режима и существующей власти.
3 Д. Истон предлагает делить окружение на интросоциетальное, то есть внутреннее окружение, и экстрасоциетальное, которое является внешним окружением. К первому виду окружения могут относиться разные типы поведения и отношений людей в сферах экономики, культуры, социальной культуры и в сфере межличностных отношений. Все эти явления в своей совокупности могут оказывать сильное влияние на существование политической системы. Политическа система Истона являет собой замкнутый, но прогрессирующий круг действий. Все решения или действия, принятые в рамках системы, на выходе через петлю обратной связи дают импульсы на вход. Эти импульсы, в свою очередь, порождают требования или же поддержки. Таким образом, политическая система настроена на прогрессивный и динамичный путь развития, то есть, в качестве своей основной цели, улучшение социального окружения, для достижения определенных целей и задач данного государства. ИСТОН Д. Категории системного анализа политики.
4 Ко второму виду окружения, то есть внешнему, относятся все внешние системы по отношению к данной, например, международная экологическая система, международная политическая система, международная социальная и система и другие.

Охарактеризуйте «волны демократизации» согласно С. Хантингтону

Характеристика, пример
1-я волна Первая волна демократизации (1828—1926) начинается с буржуазных революций в Америке и Франции и приводит к утверждению демократии в 29 странах. Демократические изменения сопровождают такие процессы, как индустриализация, урбанизация, появление буржуазии и среднего класса, формирование организаций рабочего класса, постепенное снижение степени социального неравенства. На смену первой волне демократизации приходит первая реверсивная волна (1922—1942), которая начинается с установления фашистского режима Муссолини в Италии (1922). Установление недемократических режимов происходит в 33 странах и сопровождается усилением влияния тоталитарных идеологий на массы.
2-я волна Вторая (короткая) волна (1943 — начало 1960-х гг.) связана с победой союзников во Второй мировой войне и деколонизацией — событиями, которые увеличили число демократических режимов до 36. Вторая откатная волна (1958—1975) затронула в основном страны третьего мира. Демократия потерпела поражение не только в молодых государствах, но и в тех странах, в которых она продержалась четверть века и более (Чили, Уругвай, Индия и Филиппины). В этот период демократия сохранилась не более чем в 30 государствах.
3-я волна Третья волна началась в середине 70-х гг. XX в. В результате демократизации в 1990 г. 45% независимых государств имели демократические политические системы и примерно 39% населения Земли жило в демократических обществах. Если в 1972 г. на планете было 42 демократических государства, то к 1994 г. их стало 72.
Хантингтон выделяет пять основных причин третьей волны демократизации:

1) подрыв легитимности авторитарных систем;
2) беспрецедентный экономический рост в 1960-е гг.;
3) серьезные изменения в доктрине католической церкви в те же годы;
4) изменение политики ведущих мировых держав (разрядка);
5) демонстрационный эффект, или эффект «снежного кома».
index.pl?act=PRODUCT& d=1102


Выделите 4 основных тезиса послания Президента РФ Федеральному собранию за последний год., приведите соответствующую цитату и собственный комментарий-оценку значимости тезиса. Оцените, как этот тезис реализовывался и реализовывается.

Тезис Цитата Коммента ий
Программу маткапитала продлят, выплата вырастет и будет положена за первенца Путин начал послание с темы демографии как определяющей для будущего страны: «Судьба России зависит от того, сколько нас будет», И с этой целью в России продлят программу материнского капитала как минимум до 2026 года. Но и саму программу ожидают немалые изменения.
Во-первых, маткапитал в России начнут выплачивать уже за первого ребенка — все в том же размере 466 тысяч рублей. За рождение второго ребенка также полагается маткапитал, причем на 150 тысяч больше.
Путин обратил внимание на то, что после рождения третьего ребенка государство частично закрывает ипотеку семье. Таким образом, семья с тремя детьми сможет вложить в улучшение жилищных условий разом до миллиона рублей.

2. Новой Конституции не будет, но… «Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции», — заявил президент. В ходе послания Путин заявил, что не видит необходимости в принятии новой Конституции России, так как основной закон, принятый в 1993 году, «еще не исчерпал своего потенциала». После этого заявления он предложил сразу ряд поправок к действующей Конституции. Одна из них — в Конституции закрепят норму о величине МРОТ — не менее прожиточного минимума, и обязательной индексации пенсии.
Также Путин предложил внести поправки, которые «прямо гарантируют приоритет Конституции России» в правовом пространстве страны.
3. Требования к чиновникам закрепят в Конституции «Смысл, миссия государственной службы именно в служении. И человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего для себя решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе», — пояснил президент. Также Путин предложил прописать в Конституции требования к чиновникам на «критически важных должностях». Это главы субъектов Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, председатель правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи.
Люди на этих должностях, уже согласно Конституции, не смогут иметь иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства. Вместе с тем Путин вновь высказался о возможности убрать из статьи Конституции о президентских сроках слово «подряд», оставив главе государства лимит в два срока.
4. Поправки в Конституцию вынесут на голосование Путин подчеркнул, что мнение россиян как носителей суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. «Все в конечном счете решают люди», — резюмировал он. Принятие таких поправок может пройти и через парламент, однако Путин полагает, что все упомянутые поправки должны быть вынесены на всенародное голосование.


Выделите 5 наиболее значимых событий мировой политики за последний год. Обоснуйте свой выбор и покажите, как они скажутся на политической системе России.

Событие Обоснование выбора
Снятие с поста мэра Москвы Лужкова Ю.М. Это событие является значимым, так как после снятия с поста мэра Москвы Лужкова Ю.М. и прихода на этот пост Собянина С. начался стремительный процесс реформирования в рамках столицы. Например, 1.указ о начале рабочего дня чиновников в 8:00, с целью «разгрузить» столичные дороги. 2.Введенные ограничения на парковку на ул. Тверская. 3. Снос ларьков в Москве.
2.Рослесхоз переводится в прямое подчинение Правительству. Данное событие способствует проведению тщательной инвентаризации всего законодательства о лесе, в том числе Лесного кодекса. Так же особое внимание будет направлено на механизм управления лесным фондом, а также на численность работников лесного хозяйства.
3. Интернет-конференция президента РФ Медведева Д.А. с россиянами. На этой конференции граждане смогут задать волнующие их вопросы и сразу же получить ответ, поэтому, на мой взгляд, это событие является довольно значимым.
4. Отказ Медведева Д.А. повышать пенсионный возраст. В России и так высокая смертность, поэтому сохранение текущего пенсионного возраста не приведёт к таким последствиям, к которым привела пенсионная реформа во Франции. Таким образом, сохранится стабильная ситуация в стране.
5. Законопроект о «полиции». Самое полезное новшество законопроекта о полиции – это возможность всенародного обсуждения будущего закона; попытка реформировать милицию, которой по данным социологического опроса в этом году доверяют только 40% граждан.


Выделите 5 наиболее значимых событий внутренней российской политики за последний год. Обоснуйте свой выбор и покажите, как они скажутся на политической системе России.

Событие Обоснование выбора
1.Неизвестный коронавирус Новое десятилетие мир встретил сообщением из Китая о вспышке неизвестной болезни в городе Ухань. Буквально с каждым днем слухи о коронавирусе нового типа нарастали как снежный ком, а с ними и распространение болезни по планете.
К концу января COVID-19 болело почти 8000 человек в 19 странах мира, а уже 2 февраля заразу нашли в России — в Забайкальском крае и Тюменской области.
За день до Нового года общее число случаев заражения коронавирусом в мире превысило 82 млн, скончалось свыше 1,7 млн человек с подтвержденным заболеванием. В России число выявленных случаев заражения COVID-19 вышло за три миллиона, умерших — более 56 тыс.
А в середине декабря в Великобритании была обнаружена новая мутация коронавируса SARS-CoV-2, которая распространяется гораздо быстрее предыдущей.
2. Отставка правительства Медведева В середине января традиционно состоялось послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию. В своем выступлении глава государства предложил внести поправки в основной закон страны.
Вечером того же дня правительство под руководством Дмитрия Медведева подало в отставку. Через пять дней в России появился новый кабинет министров, который возглавил Михаил Мишустин.
Дмитрий Медведев, в свою очередь, получил пост зампредседателя Совета безопасности РФ.

3. Незабываемый День Победы Из-за коронавируса и весеннего локдауна массовое празднование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне было решено перенести на 24 июня. В этот день ровно 75 лет назад в Москве прошел первый Парад победителей.
9 мая состоялась лишь воздушная часть парада — над Красной площадью пролетели 75 самолетов и вертолетов. Отметим, что «Бессмертный полк» в 2020 году провели онлайн, однако юбилейный парад стал самым масштабным за всю современную историю России.
«Этот уходящий год все-таки связан с крупными мероприятиями общенационального характера, имея в виду 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Несмотря ни на какие сложности, связанные с пандемией, мы все-таки достойно ее отметили, и парад Победы состоялся на Красной площади, в онлайн-формате, но все-таки — шествие Полка. Все это позитивные моменты», — заявил Владимир Путин на большой ежегодной пресс-конференции...


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.