Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 133554
Наименование:
Диплом Развитие координационных способностей слабовидящих обучающихся, посещающих школьную секцию по голболу
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Физкультура.
Добавлен: 07.03.2024.
Год: 2022.
Страниц: 65.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет»
Институт педагогики, психологии и физического воспитания
Кафедра физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания
Каёва Ксения Александровна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
49.03.02. код направления подготовки/ специальности 45.01 код выпускающей кафедры 3 порядковый номер темы ВКР по приказу 01 код формы обучения
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Адаптивное физическое воспитание
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ ШКОЛЬНУЮ СЕКЦИЮ ПО ГОЛБОЛУ
ЗАДАНИЕ на выпускную квалификационную работу обучающемуся
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья / Адаптивное физическое воспитание
1. Тема ВКР Развитие координационных способностей слабовидящих обучающихся, посещающих школьную секцию по голболу (утверждена приказом ректора от 29.10.2021 № 02.00-70/0675). 2. Срок сдачи обучающимся завершенной ВКР - май 2022 год. 3. Содержание ВКР (перечень подлежащих разработке вопросов) Рассмотреть особенности нозологической группы – слабовидящие обучающиеся (классификация, причины заболевания, особенности физического и психического развития). Проанализировать особенности развития физических качеств, координационные способности и особенности их развития у слабовидящих детей. Изучить методики развития координационных способностей для слабовидящих детей. Изучить тесты, определяющие уровень развития координационных способностей слабовидящих детей. Дать краткую характеристику игры голбол. Рассмотреть необходимость развития физических качеств у слабовидящих детей, занимающихся голболом. Провести педагогическое исследование на базе БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению». Провести педагогическое тестирование, позволяющее определить уровень развития коронационных способностей. Разработать комплекс игровых заданий для развития координационных способностей слабовидящих обучающихся, посещающих школьную секцию по голболу. Выявить динамику в уровне развития координационных способностей. Систематизировать и обобщить полученные данные. Сформулировать выводы, разработать практические рекомендации. Выполнить литературное оформление работы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 6 1
1.1 Методики развития координационных способностей и психофизиологические особенности лиц с нарушениями зрения Психолого-педагогиче кая характеристика лиц с нарушением зрения 9
9
1.1.1 Зрительные дисфункции у детей 11 1.1.2. Причины нарушения зрения 13 1.1.3 Классификация детей с нарушениями зрения 15 1.1.4 Особенности психического развития детей с нарушением зрения 15 1.1.5 Особенности физического развития детей с нарушением зрения 17 1.2 Особенности развития физических качеств у детей c нарушением зрения 21 1.2.1 Координационные способности и особенности их развития у слабовидящих 24 1.3 Методы развития координационных способностей у детей с нарушениями зрения 27 1.4 Адаптированные тесты для оценки уровня развития координационных способностей детей с нарушением зрения 34 1.5 Методики развития физических качеств посредством игры голбол 38 2 МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 42 2.1 Методы исследования 42 2.1.1 Метод анализа и обобщения литературных источников 42 2.1.2 Педагогическое наблюдение 42 2.1.3 Педагогический эксперимент 43 2.1.4 2.1.5 Педагогическое тестирование Методы математической статистики 43 46 2.2 Организация исследования 47 2.3 Результаты собственных исследований и их обсуждение 49 2.3.3 Результаты педагогического наблюдения Обоснование комплексов упражнений с применением элементов игры голбол, направленных на развитие координационных способностей слабовидящих обучающихся Результаты констатирующего эксперимента 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Документы, подтверждающие апробацию результатов исследования
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В нашем современном мире социализация всех существующих категорий и групп людей с ограниченными возможностями происходит в различных сферах жизнедеятельности общества. Физическая подготовка, образование, развитие относятся к основным частям в области реабилитации, адаптации и социализации. В современных условиях жизни все большее значение приобретают такие качества, как быстрое перемещение в пространстве, быстрая реакция на внешние сигналы, изменяющиеся условия, подвижность, устойчивость, чувство ритма, своевременность движения и другие. Поэтому координация имеет одно из центральных положений во всех двигательных качествах. Развитию этих навыков уделяется большое внимание в программах физической подготовки учащихся. У детей с меньшей активностью зрительного анализатора активность физическая снижается, что, в свою очередь, является большой проблемой для детей при выполнении различных движений. Проблема увеличения числа слабовидящих детей сейчас достаточно серьезная, она связана со многими факторами, которые могут начаться с самых разных патологий и конечно внешним воздействием окружающей среды. В этом контексте в конечном итоге возникает еще одна проблема: адаптация и социализация этих детей. Решением этой проблемы будут являться средства и методы физической культуры и спорта. Координация - это серия освоенных движений, которые оказывает эффективную двигательную активность. Это не легкий по своей сути и по своему содержанию навык в специальной программе физических упражнений коррекционных школ. Координационное развитие является важной частью образовательного процесса и рассматривается как основа развития других физических качеств и способностей, как основа двигательных навыков. Поэтому форма координационного развития является актуальной задачей адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Повышенная физическая активность может привести к использованию различных видов физических упражнений, которые могут повлиять разносторонне на организм слабовидящих детей. Здесь могут сыграть важную роль различные виды спортивных игр. Они не только имеют высокую и разнообразную спортивную деятельность, но и является мощным компонентом стимуляции. Одной из таких игр является голбол. Эта игра создана, для того чтобы помочь слабовидящим детям адаптироваться и это также относительно безопасно для них. На протяжении 15 лет игра активно используется не только как средство физической и социальной адаптации слабовидящих детей, но и как способ создания этим детям конкурентной среды. С помощью этой универсальной игры развиваются все виды координации, так как в игре требуется точно делать бросок в определенные точки, вовремя и правильно фиксировать туловище в блоке для ловли и отбивания мяча. Данная игра реализуется только в условиях полного отсутствия зрительного анализатора, для этого используются светонепроницаемые защитные маски. Для успешной реализации всех действий игроки в голболе должны обладать, помимо всего остального, высоким уровнем развития координации. Имеются исследования по развитию физических качеств голболистов высокого уровня. Работ, посвященных изучению влияния игры голбол на развитие физических качеств обучающихся коррекционных школ недостаточно. В этой связи исследование является актуальным. Объект исследования: развитие координационных способностей слабовидящих обучающихся. Предмет исследования: развитие координационных способностей слабовидящих обучающихся, посещающих школьную секцию по голболу. Гипотеза исследования: предполагается, что использование комплексов упражнений с элементами игры голбол в условиях школьной секции будет способствовать развитию координационных способностей слабовидящих обучающихся. Цель исследования: развитие координационных способностей слабовидящих обучающихся, посещающих школьную секцию по голболу. Задачи исследования: 1.Рассмотреть способы развития координационных способностей и психофизиологические особенности детей с нарушением зрения на основании данных научной литературы. 2.Выявить динамику развития координационных способностей слабовидящих обучающихся, посещающих школьную секцию по голболу за период проведения педагогического эксперимента. 3. Разработать комплексы упражнений с применением элементов игры голбол, направленные на развитие координационных способностей слабовидящих обучающихся, апробировать их в условиях школьной секции и выявить эффективность.
1 МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1.1 Психолого-педагогиче кая характеристика лиц с нарушением зрения Для того чтобы справиться с правильным формированием личностных черт и недостатками развития детей, посещающих коррекционные школы, необходимы определенные условия. Нередко нарушения психического и физического развития вызваны поражением органов центральной нервной системы. У этих детей снижение тонуса коры головного мозга может привести к нерегулярному мышечному напряжению и зажатым движениям. У таких детей часто «стертые» двигательные расстройства. Они обычно незаметны в домашней обстановке, но появляются во время физической работы, особенно во время сложных упражнений, хотя есть и дети с развитой моторикой. Это объясняет требование к строго дифференцированному и персонализированному подходу. У детей с проблемами развития нарушение подвижности приводит к значительным изменениям функциональным и морфологическим. Недостаток физической активности у детей снижает эффективность работы биохимических процессов, ослабляет иммунитет, снижает работоспособность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляет нервно-мышечный аппарат и развивает различные нарушения осанки. Также снижается физическое и психическое состояние: координация, точность и скорость движения, скорость реакции на движение, подвижность суставов, равновесие, мышечная сила, выносливость и общая работоспособность...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-методическую литературу можно сделать вывод о том, что посещение обучающимися секционных занятий по голболу является одним из важных средств развития координационных способностей. Также на основании изученной литературы были подобраны эффективные способы исследования психофизического состояния детей, обучения двигательным действиям, а также методы развития и исследования уровня двигательных навыков. Было проведено тестирование для определения исходного уровня координационных способностей исптытуемых, для того чтобы исследовать влияние применения содержания занятий с элементами игры голбол. Нами были разработаны комплексы упражнений с применением элементов игры голбол, направленные на развитие координационных способностей для экспериментальной группы обучающихся с нарушением зрения. Особенность разработанных комплексов заключалась в подборе заданий с мячом на быстроту реакции, точность, ускорения с мячом, ориентировку в пространстве по звуковому сигналу. Был проведен сравнительный анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп. По результатам тестирований был выявлен значительный прирост в экспериментальной группе. Выявлено, что в двух тестах были наиболее истинные улучшения («Маятник», «Догони мяч»). Это подтверждает, что применение упражнений с элементами голбола для детей с нарушением зрения, положительно влияет на развитие координационных способностей. Особенно благоприятно разработанный комплекс повлиял на развития координации движений и на развитие статического равновесия. Данные упражнения можно внедрять в учебный процесс в коррекционных школах, так как упражнения с элементами голбола не только положительно влияют на развитие координационных способностей, а так же прививают детям интерес к занятию спортом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Адаптивное физическое воспитание школьников с нарушением зрения [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru/literatureforparen s/269 (Дата посещения 30.02.22) 2. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. 3-е изд., стер. 2008. – 119 с. 3. Бернштеи?н, Н. А. Очерки по физиологии движении? и физиологии активности [Текст] / Н. А. Берштеи?н. - Москва : Медицина, 1996. – 211 с. 4. Бочкарева С. И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С. И. Бочкарева, О. П. Кокоулина, Н. Е. Копылова, Н. Ф. Митина, А. Г. Ростеванов. – Москва : Изд. Центр ЕАОИ, 2014. - 344 с. 5. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с. 6. Григорян, Э. А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятии? спортом [Текст] / Э. А. Григорян. – Киев : БГИФК. - 2006. - 134 с. 7. Грушников, Н.М. Об атлетической подготовке на уроках / Н. М. Грушников, Б. И. Туркунов. - Физическая культура в школе, 2014. - С. 24-26. 8. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев. – Москва : Советский спорт, 2005. - 296 с. 9. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Том 1: учебное пособие / С. П. Евсеев. – Москва : Советский спорт, 2003. – 115 с. 10. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога - дефектолога [Текст] / Под ред. Т. Б. Епифанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 486 с. 11. Ермоков, В. П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения / В. П. Ермаков. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 176 с. - (Коррекционная педагогика). 12. Координация и ее виды [Электронный ресурс]. Режим доступа : fizkultura/prochee/koor inatsiia_dvizhienii (Дата посещения 30.02.22) 13. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин. – Москва : Советский спорт, 2010. - 320 с. Лях, В.И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В.И. Лях. – Москва : Тера-Спорт, 2000. - 192 с. 14. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 2001.- № 4. - С. 6-10. 15. Суянгулова, Л. А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. А. Суянгулова. - Омск, 2006. - 19 с. 16. Теория и методика физической культуры: учебник / Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. – Москва : Советский спорт, 2007. - 464 с. 17. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры, и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - Москва: Советский спорт, 2007. - 448 с.: ил. 18. Физическая культура. Учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углублённым изучением предмета "физическая культура" / Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. - Москва: "СпортАкадемПресс", 2003. - 481 с. 19. Филин, В. П. Основы юношеского спорта / В. П. Фомин, Н. А. Фомин. Москва : Физкультура и спорт. - 2001. - 256 с. 20. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. И. Вавилов. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. - 224 с. 21. Харченко, Л. В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук /Л. В. Харченко. - Омск, 1999. - 19 с. 22. Холодов, Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры / Ж. К. Холодов, В. К. Кузнецов. - Москва, издательский центр «Академия», 2001. - 142 с. 23. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. холодов, В. К. Кузнецов. – Москва : "Академия", 2000. 24. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении? / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 11-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2013. - 480 с 25. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. – Москва : Советский спорт, 2010. - 464 с, ил 26. Шапкова, Л. В. Коррекционные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под общей ред. проф. Л. В. Шапковои?. – Москва : Советский спорт, 2002. - 240 с. 27. Шапкова, Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Л. В. Шапкова. – Москва : Советский спорт, 2002. - 212 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.