Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 133738


Наименование:


Курсовик Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя начальных классов

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 19.06.2024. Год: 2024. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: 66. *

Описание (план):


Содержание:
Введение………...3
Глава 1. Профессионально - смысловой потенциал личности как целевая основа воспитания будущего учителя………...….………...6
1.1 Теоретико - методологические основы моделирования личности современного учителя начальных классов………..……….……6
1.2 Структура профессионально-смысл вого потенциала личности будущего учителя начальных классов.…...…13
Глава 2. Модели развития профессионально-смысл вого потенциала учителя начальных классов ………..……….….18
2.1 Имитационная модель………..………..….18
2.2 Деятельно-практическ я модель ………...19
2.3 Рефлексивная модель………...20
2.4 Коммуникативная модель ..………22
2.5 Активно-поисковая система.…..………...…….25
2.6 Реализация моделей профессионально - смыслового саморазвития в развитии смыслотворческой компетентности будущего учителя начальных классов………...26
Заключение………...29
Список использованных источников……….………..…31


Введение
В данных условиях все более приоритетную роль в процессе социального и экономического развития общества начинает играть образование, ключевой задачей которого становится развитие у человека таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не только адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям, но и создавать качественно новое социальное и культурное пространство. Происходит кардинальное изменение социального и педагогического смысла образования, обновление его понятийного поля, усиливается его ориентация на культуру, причем не только как результат обобщенной культурной деятельности человечества в форме социального опыта, но и как конкретный процесс культуротворчества участников образовательного процесса, опирающегося на их жизненный опыт, чувства, отношения и т.п. Принципиальная неохватность человеческой культуры с неизбежностью влечет за собой постоянную незавершенность образования, его неспособность дать человеку готовые ответы на все возникающие в жизни вопросы, особенно связанные с осмыслением постоянно изменяющейся социальной и профессиональной действительности, своего места в ней, без чего невозможна полноценная личностная регуляция деятельности и поведения [8, с. 15].
В психолого-педагогиче кой литературе вопрос о развитии профессионально-смысл вого потенциала личности будущего учителя занимались такие отечественные ученые, как А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Е.Н.Дмитриева, Н.Г.Зотова, Е.В.Калюжная, Д.А.Леонтьев, О.Н.Никитина, В.В.Сериков.
Таким образом, основным образовательным ориентиром сегодня с неизбежностью становится не просто развитие личности как таковой, а развитие личностного потенциала, ориентированного, наряду с творческим решением актуальных проблем социального и профессионального бытия человека, на перспективу его жизненного развития и изменения. Важнейшей составляющей этого потенциала является смысловой потенциал личности, определяющий ее способности к непрерывному смысловому самоопределению и саморазвитию в вероятностном пространстве социально-профессиона ьной жизни.
В первую очередь это касается личности учителя начальных классов. Педагогическая профессия требует от человека постоянной творческой готовности к адекватной личностной оценке непрерывно изменяющихся педагогических ситуаций, поиску и принятию глубоко осмысленных профессиональных решений, никогда не прекращающегося духовного совершенствования в условиях возрастающей социокультурной динамики, ускоряющегося развития науки и техники. Необходимым залогом успешной педагогической деятельности сегодня становится высокий и постоянно развивающийся профессионально-смысл вой потенциал учителя, определяющий творческую смысловую направленность его мировосприятия и миропонимания, действий и поступков, профессиональной мобильности и динамизма в современных условиях социокультурной трансформации российского общества, что, в свою очередь, выдвигает особые требования к процессу педагогического образования [1, с. 12].
Поэтому развитие профессионально-смысл вого потенциала в педагогической науке считается актуальной проблемой, на решение которой направлено теоретико-методологи еские и технологические основы развития профессионально-смысл вого потенциала личности будущего учителя.
Целью исследования является теоретико-методологи еское обоснование и разработка теоретических основ и модели развития профессионально-смысл вого потенциала личности будущего учителя начальных классов в процессе педагогического образования.
Объект исследования: личностно-профессиона ьное развитие будущего учителя начальных классов в процессе педагогического образования.
Предмет исследования: теоретико-методологич ские и технологические основы (сущность, структура, содержание, функции, принципы, подходы, критерии, этапы, методы, средства) развития профессионально-смысл вого потенциала личности будущего учителя начальных классов.
Задачи исследования: изучить совокупность взаимопересекающихся и взаимодополняющихся дидактических моделей; обосновать ценностно-смысловую концепцию личности учителя начальных классов; сформировать качества и способности будущего учителя начальных классов.
Методологической основой исследования являются положения философии, психологии, педагогики о системе и её компонентах; о развитии; структуре, средствах, методах, личности.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, классификация теоретического материала; беседа, наблюдение, моделирование, описание.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. Профессионально-смысл вой потенциал личности как целевая основа воспитания будущего учителя
1.1 Теоретико-методологи еские основы моделирования личности современного учителя начальных классов
Могу предположить, что профессионально-смысл вой потенциал педагогического образования является важнейшим источником формирования и развития будущего учителя начальных классов. Этот потенциал представляет собой отличающуюся внутренней динамичностью систему личностно-психологич ских, акмеологических, содержательно-целевы и организационно-деятел ностных ресурсов и воспитательных возможностей. Последовательное изучение данного потенциала становится в последнее время одним из важнейших направлений современной педагогической науки, так как его адекватное использование способно придать процессу становления личности будущего педагога диалектический, нормативно-творчески характер. Развитие ценностно-опосредован ого профессионально-смысл вого потенциала личности будущего учителя начальных классов представляет собой нелинейный процесс индивидуального поиска, выбора, творческой интерпретации, интериоризации и практической актуализации обучающихся аксиологического, мировоззренческого и культурологического компонентов педагогического образования в интерактивном общении и взаимодействии с преподавателями.
Планирование и организация процесса вузовского воспитания требуют прежде всего определения его перспективной целевой направленности. Несмотря на все существующие в психологии и педагогике различия в подходах к определению такой важнейшей междисциплинарной категории, как «цель», она общепризнанно является системообразующим фактором любой, в том числе воспитательной, деятельности [11, с. 320].
Конечные педагогические цели в силу их масштабности обычно многомерны и описываются множеством свойств, параметров и признаков, наличие или отсутствие которых будет означать полноту достижения ожидаемого или намеченного результата; ранжирование или упорядочение перечисленных качеств и параметров по их относительной важности для достижения данных целей. Такое качественное и количественное определение целей есть ни что иное как формирование модели будущего результата. В системе высшего образования это находит выражение в построении моделей специалистов различного профиля, которые используются в качестве целей-эталонов (нормативных целей) для разработки различного рода образовательных программ [37, с. 224].
Таким образом, определение целевой направленности воспитания обучающихся педагогического вуза предполагает конструирование модели личности будущего учителя начальных классов на основе учета специфики его профессиональной деятельности. Вместе с тем данная модель, на мой взгляд, должна в, первую очередь, адекватно отражать собственно личность как особое системное социально-психологич ское качество в современном ее понимании. Поэтому первым этапом моделирования личности будущего учителя начальных классов является проектирование концептуально-поняти ной и структурной моделей личности, наиболее адекватных современной социокультурной практике и профессиональной деятельности.
Содержательно-функци нальный и сравнительно-сопоста ительный анализ различных подходов к личности в зарубежной психологической науке (А.Адлер, Г.Айзенк, А.Бандура, Дж.Бьюдженталь, Дж.Келли, Р.Кэттел, П.Коста, С.Мадди, Р.Мак-Крае, Р.Мэй, К.Обуховский, Г.Олпорт, А.Пауэлл, Дж.Ройс, Дж.Роттер, Б.Ф.Скиннер, Э.Торндайк, Д.Б.Уотсон, Ф.Феникс, В.Франкл, З.Фрейд, К.Г.Юнг и др.) показал, что наиболее отвечающими современной социокультурной и образовательной ситуации в России, переходящей на рельсы гуманистической педагогики и демократического образования являются смысловой и гуманистический подходы. Из всех зарубежных психологов именно В.Франклу и его единомышленникам, а также представителям гуманистического направления (А.Маслоу, А.Менегетти, К.Местакес, К.Роджерс и др.) удалось наиболее близко подойти к адекватному решению проблем духовной сущности человека, перманентного духовного развития как непременного атрибута личности – субъекта выбора своего жизненного маршрута, принципиальной незавершенности личности и ее открытости к дальнейшему росту и совершенствованию на пути решения важнейших экзистенциальных задач своего бытия и т.д. Данные теории личности можно в полной мере назвать теориями духовно развитой личности. В то же время ученым так и не удалось создать целостной модели личности, адекватно отражающей все ее стороны и уровни, ими был заложен лишь ее фундамент в виде общей концепции и отдельных, хотя и принципиально важных идей смыслового строения личности.
Системно-генетически анализ взглядов отечественных ученых-психологов на личность позволил выявить динамику становления и развития адекватного, с позиций современного профессионального воспитания, смыслового подхода к изучению личности (А.Ю.Агафонов, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, В.К.Вилюнас, Б.В.Зейгарник, М.Кальвиньо, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.В.Налимов, Е.Е.Насиновская, В.В.Столин, Е.В.Субботский, Р.Х.Шакуров и др.). Данный подход обеспечивает глубокое и продуктивное понимание генезиса, структурных закономерностей, феноменов функционирования и динамики личности современного учителя начальных классов, самостоятельно строящего свою жизнь на основе ее глубокого осмысления и свободного выбора возможных направлений жизненного маршрута. Он с наибольшей достоверностью раскрывает личностный потенциал внутреннего мира человека, механизмы духовной саморегуляции; его использование позволяет обосновать эффективную организацию воспитательного влияния на подрастающего человека как субъекта смысловых связей и отношений с окружающим миром и с самим собой...
Заключение
Сила специфики педагогической профессии является одним из ключевых факторов эффективности профессиональной деятельности учителя начальных классов является высокий потенциал развития смысловой сферы личности, определяющий значительную осмысленность его профессиональной деятельности и поведения. Выделение гуманистических приоритетов профессиональной педагогической деятельности позволило обосновать ценностно-смысловую концепцию личности учителя начальных классов, интегрирующую важные закономерности ее функционирования и развития, такие как:
•системообразующая роль профессионально-смысл вой сферы личности, интегрирующей и детерминирующей все ее остальные сферы и определяющей в конечном итоге ее профессиональное сознание и поведение;
•основополагающая роль профессионально-смысл вых ориентаций личности учителя начальных классов, являющихся внутренними источниками ее смыслообразования и определяющих диапазон возможной направленности порождаемых ею смыслов;
•выделение в качестве ведущего источника смыслообразования учителя начальных классов духовных ценностей его личности, детерминирующих все другие его личностные ценности, потребности, мировоззрение, самоотношение, а также смысл жизни;
•динамика развития личности будущего учителя начальных классов от потребностно-ситуати ного к духовно-смысловому ее уровню, обеспечивающего духовную направленность профессионального мировосприятия и миропонимания, действий и поступков педагога.
В результате, развитие профессионально-смысл вого потенциала личности будущего учителя начальных классов предстает перед нами как процесс индивидуально-личнос ного поиска, выбора, творческой интерпретации, интериоризации и практического воплощения обучающимися профессионально-смысл вых ресурсов и возможностей содержания, форм и методов педагогического образования в ходе общения и взаимодействия с преподавателями и самостоятельно. Такое понимание личностного развития будущего педагога начальных классов позволяет по-новому трактовать данный процесс, придать ему принципиально важные черты открытости и нелинейности, такие как:
- вариативность, многозначность, избыточность соответствующих ресурсов и резервов образовательного процесса;
- наличие ситуаций неопределенности и возможного выбора;
- открытый диалог и полисубъектное взаимодействие всех участников этого процесса, пробуждающее их собственные силы и способности.
Все это вместе взятое обеспечивает формирование у будущего учителя начальных классов таких качеств и способностей, которые помогут ему свободно ориентироваться и эффективно реализовать себя в вероятностном пространстве социально-профессиона ьной жизни.
В целом же все разработанные теоретико-методологи еские положения и подходы составили в своей совокупности единую теоретическую платформу – теорию профессионально-смысл вого развития личности будущего учителя начальных классов. В то же время, представляются перспективными дальнейшие научные исследования в данной области, направленные на разработку концептуальных и технологических основ творческой реализации, развития и совершенствования профессионально-смысл вого потенциала личности учителя начальных классов в процессе профессиональной педагогической деятельности, дополнительного профессионального образования и самообразования. Своевременное и эффективное осуществление данных процессов может в значительной степени способствовать повышению осмысленности, а соответственно и качества результатов профессиональной педагогической деятельности педагога, усилению степени его личностного влияния на учащихся.


Список использованных источников:
1. Абакумова, И.В. Базовые понятия классической дидактики в контексте теории смысла / И.В. Абакумова // Вестник М.: 2015. - № 8. – 12 с.
2. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. М.: Просвещение, 2016. – 141 с.
3. Багаева, И.Д. Формирование у будущего учителя ценностного отношения к педагогической теории (на материале курса истории педагогики в пед. ин-те): Дис. канд. пед. наук / И.Д. Багаева. Л., 2016. – 269 с.
4. Басина, Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Автореф. дис. канд. психол. наук / Е.З. Басина. М.: 2016. – 23 с.
5. Батырлиев, А. Формирование у студентов педвузов положительного отношения к педагогической профессии средствами литературы и искусства: Дис. .канд. пед. наук/А. Батырлиев. М., 2014. – 181 с.
6. Битинас, Б.П. Введение в диагностику воспитания / Под ред. Б.П. Битинаса, Н.К. Голубева М.: Педагогика, 2017. – 160 с.
7. Борисов, В.Н. Категориальные основания научного познания: Межвуз. сб. науч. ст./ Редкол.: В.Н. Борисов (отв. ред.) и др. Куйбышев: М.: 2018. – 150 с.
8. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 2017. – 15 с.
9. Ватин, И.В. Человеческая субъективность / И.В. Ватин. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 2014. – 197 с.
10. Габдулхаков, P.P. Аксиологические императивы образования. / P.P. Габдулхаков. Уфа: БИРО, 2017. – 86 с.
11. Газман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Газман. М.: 2017. – 214 с.
12. Газман, О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2018. – 320 с.
13. Галенко, С.В. ожидании образовательной революции: к проблеме смысла и понимания / С. Галенко М.: 2017. - № 6. – 23 с.
14. Галицких, Е.П. Интеллигентность основа становления будущего педагога / Е.П. Галицких // Высш. образование в России. М.: – 2011. - № 3. – 79-85 с.
15. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залесский. М.: Изд-во Москов. ун-та, 2014. – 144 с.
16. Занюк, С.В. Психология мотивации / С.В. Занюк. Киев: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001.-352 с.163.3апесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / А.С. Запесоцкий. СПб.: С-Петерб. гуманитар, ун-т профсоюзов, 2016. – 322 с.
17. Исаев, И.Ф. Профессионально-педаг гическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 208 с.
18. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. СПБ.: 2017. – 384 с.
19. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2017. – 205 с.
20. Калюжная, Е.В. Педагогические условия развития ценностно-смыслового отношения студентов к профессионально-педаг гической деятельности: дис. канд. пед. наук / Е.В. Калюжная. Белгород, 2014. – 193 с.
21. Каминская, М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя / М.В. Каминская. М.: Смысл, 2017. – 284 с.
22. Карпов, А.В. Психология рефлексии / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. М.: ИП РАН, 2016. – 312 с.
23. Касьян, А.А. Контекст образования: Наука и мировоззрение / А.А. Касьян. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2016. – 184 с.
24. Константинов, Ф.В. Материалистическая диалектика. В 5-ти т. / Под общ. ред. Ф.В. Константинова, В.Г. Марахова. М.: Мысль, 2017. - Т.1. Объективная диалектика. – 374 с.
25. Кусжанова, А.Ж. К теории образования: Философские и социологические проблемы: Монография / А.Ж. Кусжанова. Оренбург: ОПИ, 2018. – 140 с.
26. Лавренова, С.В. Развитие личностно-творческог потенциала педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук / С.В. Лавренова. Калининград, 2015. – 163 с.
27. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. М.: Академия, 2017. – 272 с.
28. Левитан, К.М. Личность педагога: Становление и развитие / К.М. Левитан. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. – 163 с.
29. Лейтес, Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей / Н.С. Лейтес // Проблемы дифференциальной психофизиологии. – М.: 2017.-Т. 7. 223-232 с.
30. Леонтьев, А.А. Психология общения. 2-е изд. / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2017. – 365 с.
31. Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства / Д.А. Леонтьев. М.: Изд-во Москов. ун-та, 2018. – 111 с.
32. Маслоу, А. Психология бытия / Пер. с англ. / А. Маслоу. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2017. – 304 с.
33. Масюкова, Н.А. Проектирование в образовании / Н.А. Масюкова. -Минск: Технопринт, 2018. – 288 с.
34. Сидоркин, А.В. Категории диалектики и методология современной науки / Редкол.: А.В. Сидоркин (отв. ред.) и др. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2018. – 211 с.
35. Ядов, В.А. Диспозиционная концепция личности / В.А. Ядов // Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2019. – 106-120 с.
36. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентиров нного образования / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2016. – 176 с.
37. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. М.: Москов. психолого-социал. ин-т: Флинта, 2017. – 224 с.
38. Якунин, В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В.А. Якунин. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2018. – 160 с.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.