Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 129169
Наименование:
Курсовик Развитие самооценки младшего школьника
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 28.03.2022.
Год: 2022.
Страниц: 42.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ) РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
по учебному курсу «Психолого-педагогич ские теории и технологии начального образования 2»
Вариант ___ (при наличии)
Группа ППОбп – 1902а
Тольятти 2022 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретические исследование формирования позитивной самооценки личности в младшем школьном возрасте 7 1.1. Сущность понятия «самооценка личности» в психолого-педагогиче ких исследованиях 7 1.2 Особенности формирования самооценки личности в младшем школьном возрасте 11 Выводы по 1 главе 14 2. Эмпирическое исследование процесса формирования позитивной самооценки личности младшего школьника 16 2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента 16 2.2 Реализация программы педагогического сопровождения процесса формирования позитивной самооценки личности младшего школьника 21 2.3. Анализ полученных результатов 31 Вывод по 2 главе 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38 ? ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной позитивной самооценки личности, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Исследователи данной проблемы утверждают, что самооценка личности выступает центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения [5]. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека [4]. Именно поэтому самооценка личности формируется еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст [7]. Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для становления позитивной самооценки [13]. Развитие самооценки младшего школьника начинается в ходе воспитания, в котором главенствующая роль отводится семье и школе, в школе этим занимается социальный педагог и психолог. Отечественные психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ее жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Первые исследования самооценки личности были проведены еще в 30-х гг. ХХ века К. Левиным, который положил начало изучению самооценки личности. Детальная разработка теоретических и практических аспектов самооценки представлена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, X. Хекхаузен, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон). В целом ряде исследований выявлено влияние самооценки личности младшего школьника на его поведение, общение, межличностные контакты [5]. Актуальность темы исследования обусловлена особенностями современного поколения. Дети, выросшие в окружении современных информационных технологий менее коммуникабельны, больше ориентированы на себя, собственный мир, им сложнее принимать самостоятельные решения. У представителей данного поколения, согласно данным исследований последних лет, [21] преобладает индивидуалистическая направленность личности, для них характерна завышенная самооценка при низкой социальной компетентности, что зачастую осложняет процесс самореализации [21]. Дети этого поколения требуют к себе особого внимания, нового подхода. Требуется деликатное и системное педагогическое сопровождение процесса формирования самооценки личности младшего школьника в условиях классного коллектива. Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы исследования - «Формирование позитивной самооценки личности младшего школьника в условиях классного коллектива». Исходя из сказанного выше, я определил в качестве цели исследования выявление содержания педагогического сопровождения процесса формирования позитивной самооценки младшего школьника в условиях классного коллектива. Объект исследования процесс формирования самооценки личности в младшем школьном возрасте. Предмет исследования - содержание педагогического сопровождения процесса формирования позитивной самооценки личности в младшем школьном возрасте. Гипотеза исследования состоит в утверждении, что формирование у младших школьников позитивной самооценки личности в условиях классного коллектива будет протекать более эффективно, если будет осуществляться педагогическое сопровождение данного процесса по специально разработанной программе, включающей: а) систематическую диагностику характера самооценки личности младших школьников с целью своевременного выявления детей «группы риска» и факторов, негативно влияющих на процесс формирования позитивной самооценки личности; б) организацию индивидуальной и групповой внеучебной воспитательной деятельности с ученическим коллективом по включению учащихся «группы риска» в систему межличностных отношений и созданию для них ситуаций успеха в значимых видах деятельности, организуемой как индивидуально, так и фронтально; в) привлечение школьного психолога, педагогов, родителей, классного руководителя к разработке и реализации программы педагогического сопровождения процесса формирования у младших школьников позитивной самооценки личности в учебной, внеучебной и внеклассной деятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогиче кую литературу по проблеме исследования. 2. Диагностировать уровень самооценки личности младших школьников, проанализировать полученный результат. 3. Разработать экспериментальную программу педагогического сопровождения процесса формирования у младших школьников позитивной самооценки личности в условиях классного коллектива. 4. Реализовать экспериментальную программу педагогического сопровождения процесса формирования у младших школьников позитивной самооценки личности в условиях классного коллектива. 5. Проанализировать эффективность программы педагогического сопровождения процесса формирования у младших школьников позитивной самооценки личности в условиях классного коллектива путем сопоставления результатов диагностики на констатирующем и формирующем этапах эксперимента. 6. Разработать рекомендации социальным педагогам по реализации программы педагогического сопровождения процесса формирования позитивной самооценки личности в младшем школьном возрасте в условиях ученического коллектива. Методы исследования: - теоретические методы: сравнение, обобщение и анализ научных исследований по изучаемой проблеме; - практические методы: изучение и обобщение педагогической практики, опрос, тестирование, эксперимент. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении имеющегося теоретического материала по проблеме формирования у младшего школьника позитивной самооценки личности в условиях классного коллектива. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы педагогического сопровождения процесса формирования у младших школьников позитивной самооценки личности в условиях классного коллектива и методических рекомендаций по ее реализации, которой могут воспользоваться социальные педагоги. База исследования МБОУ «Школа № 154 с углубленным изучением отдельных предметов» г.о.Самара, учащиеся 4 класса, в количестве 24 человек. Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы. ? 1. Теоретические исследование формирования позитивной самооценки личности в младшем школьном возрасте
1.1. Сущность понятия «самооценка личности» в психолого-педагогиче ких исследованиях
Самооценка — это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве [17]. По мнению Сергеевой Е.В., самооценка личности - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам [33,23]. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности [34]... ? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самооценка личности относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие позитивной самооценки - не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Поэтому, по мнению О.Л. Зверевой, И.Ю. Кулагиной, М.И. Лисиной, особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте. Опираясь на результаты исследования Л.С. Выготского, можно утверждать, что именно в семилетнем возрасте начинает активно складываться самооценка личности, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, и тем, что он адаптируется к новым условиям в ученическом коллективе. Учитывая особенности формирования позитивной самооценки личности младшего школьника в условиях ученического коллектива, я поставили перед собой цель работы: выявление содержания педагогического сопровождения процесса формирования позитивной самооценки личности младшего школьника в условиях классного коллектива. В ходе исследования были решены следующие задачи: 1. Выявлены особенности формирования самооценки личности младшего школьника в условиях классного коллектива. 2. Подобран и описан диагностический инструментарий по проблеме формирования позитивной самооценки личности младшего школьника в условиях классного коллектива. 3. Разработана и апробирована экспериментальная программа педагогического сопровождения процесса формирования позитивной самооценки личности в младшем школьном возрасте в условиях классного коллектива. 4. В ходе сравнительного анализа экспериментальных данных, полученных по итогам констатирующего и формирующего этапов исследования доказана эффективность программы по формированию позитивной самооценки личности в младшем школьном возрасте в условиях классного коллектива. 5. Разработаны рекомендации социальному педагогу по формированию позитивной самооценки личности в младшем школьном возрасте в условиях классного коллектива. Материалы исследования рекомендуется применять в практической деятельности социальному педагогу учреждения среднего образования по формированию позитивной самооценки личности младшего школьника в условиях классного коллектива. Процесс формирования позитивной самооценки личности младшего школьника длительный и сложный. Наметившиеся тенденции изменения в характере самооценки личности в экспериментальной группе в сторону повышения адекватности в оценивании себя свидетельствуют эффективность использования психолого-педагогиче кой программы. Научно-практические результаты проведенного нами исследования подтверди выдвинутую гипотезу и доказали объективную необходимость формирования позитивной самооценки личности младшего школьника в классном коллективе. Перспективами дальнейшей разработки темы могут стать: разработка раздела педагогического сопровождения на уроках.
? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркушенко А.А., Ларина О.А. Психология развития и возрастная психология/ Аркушенко А.А., Ларина О.А. – М. Эксмо, 2018. – 150 с. 2. Архиреева Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста /Архиреева Т.В. Психологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 19 - 25 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М. Институт практической психологии, 2014. - 201 с. 4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович - М. Спб.:Питер, 2018. – 240 с. 5. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний /Психологический журнал Серия 1. Психология.- 2017. - № 1. -С. 36-41. 6. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. /Н.Ф. Виноградова - М. 2016. – 120 с. 7. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б.С. Волков - М. Академический Проект: Альма Мастер, 2017. – 289 с. 8. Выготский Л.С. Психология личности. / М.Г. Ярошевского - М. Педагогика, 1987 9. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология/М.В. Гамезо – М. Педагогическое общество России, 2018. – 540 с. 10. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки/ А.В.Захарова // Психодиагностика и школа/ А.В. Захарова – М. Таллин, 1980. 11. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей/ А.Н. Ганичева – М. Сфера, 2016. – 150 с. 12. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя – М. Логос, 2016. – 320 с. 13. Ишматьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте /Е.В. Ишматьева. Психологический журнал. - 2015. - № 6. - С. 17-21 14. Казанская К.О. Детская и возрастная психология / К.О. Казанская – М. А-Приор, 2017. – 120 с. 15. Калинина Н.В, Прохорова С.Ю, Горбылева А.Я.. Методика оценки учебных достижений в начальной школе/Калинина Н.В. Прохорова С.Ю. Горбылева А.Я – М. Аркти. 2016. – 150 с. 16. Касицина Н. Н., Юсфин С.М. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика/ Н.Н. Касицина – М. Агенство образовательного сотрудничества, 2017. – 420 с. 17. Квинн В.Н. Индивидуальные особенности самооценки личности /В.Н. Квинн. –М. Логос, - 2016. – 98 с. 18. Ковалан Е. М. Влияние низкой самооценки на адаптацию в современной школе / Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2016. – 154 с. 19. Костылёв Ф.В. Учить по-новому. Нужны ли оценки-баллы. Книга для учителя/ Ф.В. Костылев– М. Владос, 2015. – 145 с. 20. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития/ И.Ю Кулагина – М. Эксмо, 2016. – 126 с. 21. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе/ А.Б Ларина – М. КОИРО, 2017 – 114 с. 22. Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника/ А.Н. Леонтьев М., 2017. – 145 с. 23. Липкина А.И. Самооценка школьника/А.И. Липкина - М. Знание, 2016. – 213 с. 24. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / А.Г. Рузской -М: издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 78 с. 25. Матюхина М.В. Психология младшего школьника/ М.В. Матюхина М.: Просвещение, 2016. – 540 с. 26. Маслова Н.А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников/ Н.А. Маслова – М. Логос, 2017. – 274 с. 27. Немов Р.С. Психология/ Р.С Немов– М.: Владос, 2017. – 178 с. 28. Новикова Л.А. Начальная школа плюс до и после/ Н.А. Новикова Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогиче кий журнал. - № 1– 2015. – С. 17-21 29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова - М. ТЦ Сфера, 2016. – 321 с. 30. Петренко Л.В. Формирование самооценки младших школьников / Л.В. Петренко - М. Логос, 2016. – 87 с. 31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология / А.В. Петровский - М. Академия, 2016. – 741 с. 32. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый - М.: Высшее образование, 2018. - 178 с. 33. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников / Е. В. Сергеева - Начальная школа плюс До и После. - 2016. - №6. - С. 99-101 34. Славина Л.С. Особенности самооценки/ Л.С. Славина - М.: Просвещение 2016. – 147 с. 35. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе/ Е.И. Тихомирова – М.: Академия, 2019. – 410 с. 36. Феннел М. А. Как повысить самооценку/ М.А. Феннел – М.: АСТ, 2015. – 189 с. 37. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников/ Л.Ю Фомина Начальная школа плюс До и после. – 2016. - №3. - С. 44-48 38. Цукерман Г.А. Оценка без отметки / Г.А Цукерман - М.: Эксперимент, 2019. – 187 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.