Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 133652
Наименование:
Курсовик Развитие самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Психология.
Добавлен: 24.04.2024.
Год: 2024.
Страниц: 42.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К. АММОСОВА» Педагогический институт Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Якутск, 2024 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……….….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике……….…5 1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста……….…9 1.3. Методика развития самооценки младших школьников………..14 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников………19 2.2. Приемы развития самооценки у обучающихся на уроках………..23 2.3. Анализ результатов исследования ………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………34 ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Самооценка является главным компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности ребёнка. Педагоги и психологи доказали зависимость самооценки в младшем школьном возрасте, с успешным обучением и становлением человека в более старших классах. В связи с тем, что требования общества к подрастающему поколению растут, проблема становления адекватной самооценки приобретает всё более актуальных характер. Процесс развития самооценки должен быть постоянным и целенаправленным, и не ограничиваться только учебной деятельностью. Развитие самооценки с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной литературы. Учёные, такие как Р. Бернс, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и многие другие, определяли психологические особенности самооценки разных возрастов, в том числе и младшего школьного возраста, рассматривали вопросы самокоррекции самооценки, определяли место самооценки в структуре личности. На современном этапе развития, учитывая требования системы образования в рамках реализации ФГОС, можно отметить, что возрастает роль формирования у школьников личностных универсальных действий (УУД). Насколько ребёнок усвоит личностные УУД, настолько полно он сможет соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами, будет способен оценивать своё поведение и поступки окружающих. Одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки у младшего школьника. Именно это влияет на его отношение к себе и к окружающему миру. Объект исследования процесс формирования самооценки учеников. Предметом исследования является программа формирования самооценки учеников. Гипотезой исследования - послужило предположение о том, что формирование самооценки у младших школьников будет более эффективным, если: 1. Создать благоприятные условия, способствующие формированию самооценки младших школьников; 2. Использовать всевозможные различные методы и приемы развития самооценки; 3. Подобрать комплекс занятий, способствующих развитию самооценки младших школьников. Задачи исследования: 1. Организовать и провести исследование уровня развития самооценки младших школьников; 2. Сформировать программу и разработать рекомендации по формированию самооценки младших школьников; 3. Провести оценку эффективности проведенной работы. Методы исследования: анализ психолого-педагогиче кой литературы по теме исследования; диагностические методики; педагогический эксперимент. База исследования: МБОУ «Антоновская СОШ им. Н.Н. Чусовского» с. Антоновка, Нюрбинского района, Республики Саха (Якутия). Практическая значимость: всевозможные источники могут быть использованы как методические рекомендации по развитию самооценки младших школьников. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике
Самооценка - одно из самых интересных личностных образований человека. Понятию «самооценка» уделялось и уделяется большое внимание, как в отечественной, так и в зарубежной психологической и педагогической науках. Что же такое самооценка? С одной стороны, ответ вытекает из самой этимологии слова. Самооценка - это оценка самого себя: своих качеств, способностей, возможностей. С другой стороны, существуют различные мнения насчёт определения понятия «самооценка». Д. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или не одобрение, определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [25]. Р. Бернс же считает, что «самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду». Приблизительно так же определяет самооценку и М. Розенберг. Для него самооценка - это позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый «Я» [8]. А.Г. Спиркин считает, что самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание. По определению Л.В. Бороздиной, «Самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. Это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» [6]...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу по теме, можно сделать вывод, что самооценка - это знание человеком самого себя и отношение к себе. Развитие самооценки у младших школьников является одной из центральных проблем становления личности. Благодаря самооценке ребёнок учится понимать себя, свои возможности, поступки, своё отношение к окружающим. Поэтому очень важно, чтобы оценка была адекватная. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования самооценки. Только помогая младшему школьнику, объясняя, подсказывая можно помочь ему в развитии правильной самооценки. Практическая часть данной работы посвящена исследованию уровня самооценки у младших школьников, отбору методов и приёмов по развитию самооценки. Работа проводилась на занятиях один раз в неделю. При составлении программы тренингов основной акцент был поставлен на детей с искажённой самооценкой. Детям с низкой самооценкой необходимо помочь освободиться от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Нужно учитывать, что такие дети боятся выступать перед аудиторией, им сложно высказать своё мнение. На них не должно быть давления, чтобы не усугубить их положение. В детях с завышенной самооценкой необходимо предотвратить развитие черствости, бессердечия и эгоизма. В них нужно пробудить сопереживание, сочувствие, заботу о товарище. Программа для данного этапа построена на основе коррекционно-развивающ й программы Парфёновой А.Н. «Развитие социальной уверенности», работ Яковлевой М.В. «Психолого-педагогич ская коррекция самооценки младших школьников», О. Хухлаевой и И. Первушиной «Маленькие игры в большом счастье», В. Клаус «Энергия паузы. Психологические игры и упражнения». Для формирования адекватной самооценки необходимо построить оценочную деятельность так, чтобы ребёнок понял и принял как положительные, так и отрицательные результаты своей деятельности. Важным условием в развитии самооценки является ситуация выбора. Нужно дать младшему школьнику возможность совершать выбор. Это помогает ему понять свою уникальность и неповторимость. Занятия на развитие адекватной самооценки на уроках показывают положительную динамику. В младшем школьном возрасте ребёнок воспринимает игровые творческие упражнения как игру, что позволяет ему расслабиться и настроиться позитивно. Эти приемы могут помочь младшему школьнику раскрыться, показать свои способности, поверить в себя. Работая в команде, видя способности и достижения других детей, младший школьник учится радоваться за них, тем самым снимая с себя ярлык «так могу только я». Так, незаметно, но целенаправленно развивается адекватная самооценка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Наука, 2023. 224с. 2. Базюкина Е.В. формирование навыков адекватной самооценки у учащихся начальной школы//Электронный журнал Социальные отношения. 2019. №2. С.33-47. URL: item.aspid=385154 09 (дата обращения: 18.03.2020). 3. Баркова Н. П., Аркаева Н. И. Изучение самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал Молодой учёный. 2018. №26(212). С.148-153. URL: archive/212/ 51873/ 4. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 173с. 5. Божович Л.И., Дубровина И. В. Личность и её формирование в детском возрасте. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов. М.: Астрель, 2017. 146с. 6. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 2020. №2. С.19-23. 7. Брызгалова Е. Г. Педагогические условия формирования личностных самооценочных позиций младших школьников во внеурочной деятельности // NovaUm.Ru. 2019. №19. С.276-281. URL: item.asp?id=38523869 (дата обращения: 02.04.2020). 8. Варшава Б. Е, Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: Академия, 2018. 317с. 9. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-пресс, 2015. 159с. 10. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/ сост. Л.В. Ковинько. 4-е изд. М.: Академия, 2020. 288с. 11. Гармаева Т. В. Психология развития эмоциональной культуры младших школьников // Электронный журнал Мир науки. 2016. Т.4. №2. С.54- 63. URL: item.asp?id=26246280 (дата обращения: 20.01.2020). 12. Горбенко В. В. Театрализованные формы внеурочной деятельности в формировании коммуникативных умений младших школьников // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2015. Т.1. №1. С.195-200. URL: item.asp?id=23569046 (дата обращения: 17.12.2019). 13. Жуина Д.В. Игра как метод коррекции межличностных отношений младших школьников // Научно методический электронный журнал Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2018. №1. С.41-48. URL: item.asp?id=37651127 (дата обращения: 12.03.2020). 14. Иванова И.В., Скандарова Н.Б. Осваиваем ФГОС: методические рекомендации по реализации программ внеурочной деятельности для начального общего образования (2-4 годы обучения) // КГУ им. К.Э. Циолковского. 2015. С.331. URL: 57631.html (дата обращения: 02.04.2020). 15. Казанцева Г.Н. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования// Научно-методический электронный журнал Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. №3. С.36.URL: ua./publ/individualny _osobennosti/izucheni _o bshhej_samoocenki_meto ika_gn_kazancevoj/3- -0-20 (дата обращения: 17.12.2019). 16. Клаус В.Ф. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2017. 240с. 17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средний педагогических заведений. М.: 61 ACADEMIA, 2021. 174с. 18. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика. М.: Проспект, 2019. 432 с. 19. Кукуляр А. М., Охотникова Л.Г. Исследование особенностей влияния стиля воспитания на самооценку младшего школьника // Akademicka psychologie. 2019. №1. С.34-39. URL: ttps://elibrary.ru/ite .asp?id=37086 321 (дата обращения: 12.12.2019) 20. Левитес Д.Г. Педагогические технологии: учебник. М.: ИНФРА-М, 2019. 401с. (Высшее образование - Бакалавриат). 21. Маслов С.И., Маслова Т.А. Эмоциональное развитие младших школьников// Научно-методический электронный журнал Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С.250-260. URL: item.asp?id=25838878 (дата обращения 10.04.2020). 22. Маслова Т. А. Воспитание в обучении. Эмоционально-ценностн й аспект образования школьников: учеб.-метод. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 207с. (Высшее образование). 23. Музыченко А.В., Епанчинцева Е.М. Психолого-педагогиче кое сопровождение развития самооценки младшего школьника // Электронный журнал Ярославский психологический вестник. 2018. №3. С.107-111. URL: item.asp?id=37104393 (дата обращения: 23.01.2020). 24. Нгуен З.Н., Куликова Т.И. Роль образовательной среды в формировании лидерских качеств младшего школьника (на примере российской и вьетнамской школы)// Международный студенческий научный вестник. 2016. №2. С.166-171. URL: item.asp?id=27290977 (дата обращения: 10.04.2020). 25. Парфёнова А.Н. Развитие социальной уверенности. Коррекционноразвивающа программа. М.: ГИТИС, 2015. 251с. 26. Плотникова Н.В. «Хочу и могу» Как научить младшего школьника эффективному общению и позитивной самооценке. М.: ГИТИС, 2011. 149 с. 27. Сергеева Б.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Журн. нач. шк. плюс До и После. 2016. №7. С.11-13. 28. Сергеева Б.В., Габелия Т.К. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С.128-132. URL: item.asp?id=25522571 (дата обращения: 20.01.2020). 29. Троицкая И.Ю., Петрова Т.Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте// Электронный журнал Молодой ученый. 2017. №6(140). С.207-209. URL: archive/140/39396/ (дата обращения: 02.04.2020). 30. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников. М.: Начальная школа, 2018. 102 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.