Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 133925
Наименование:
Диплом Своеобразие поэтического мира Г. В. Адамовича
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Литература.
Добавлен: 16.12.2024.
Год: 2021.
Страниц: 81.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание Введение Глава 1. Своеобразие эстетической позиции Г.В. Адамовича 1.1. Начало творческого пути. Доэмигрантский период. 1.2. Эстетическая позиция Г.В. Адамовича в период эмиграции Глава 2. Своеобразие художественного мира Г.В. Адамовича 2.1. Творческие искания и художественные особенности ранней лирики поэта 2.2. Ведущие образы и мотивы лирики Г.В. Адамовича в период эмиграции 2.3. Стихотворный сборник «Единство» как итог творчества автора 2.4. Поэтическая индивидуальность Г.В. Адамовича в критических оценках современников Заключение Список используемой литературы
? Введение
Георгий Викторович Адамович, несомненно, является значимой фигурой русской и эмигрантской литературы XX века. Он по праву назван «патриархом русской эмиграции», так как оставил значимый след в истории. Начало творческого пути автора связано с Петербургом и приходится на период расцвета Серебряного века, где юный поэт под предводительством Николая Гумилёва выпускает свой первый сборник «Облака» (1916), полностью соответствующий эстетическим установкам акмеизма, далее «Чистилище» (1922), которое уже написано под влиянием нового литературного течения, получившего название «неоклассицизм». Первые сборники не вызывают глубокого восторга критиков, порой, наоборот, они получают отрицательную реакцию, но, так или иначе, почти все современники отмечают талант Адамовича, но пока скорее как ученика, а не самостоятельного поэта. В вынужденной эмиграции, произошедшей в 1923 году, автор раскрывает себя как самостоятельная творческая личность, но во многом его популярность приобретают не стихотворения, а критические статьи и эссе. Он является вдохновителем и одним из основателей творческого объединения «Парижская нота», а его эмигрантские стихи передают ощущение действительности человека, находящегося в изгнании. Адамович интересен именно как литератор русской эмиграции. Данный пласт литературы начинает системно изучаться только с середины 1990-х годов. В печати появляются сборники и учебники таких авторов как В. Агеносов («Литература русского Зарубежья»), А. Соколов («Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов»), О. Михайлов («Литература русского Зарубежья») и других. Большой вклад в изучение литературы эмиграции 1920-1940-х годов вносит монография ИМЛИ «Литература русского зарубежья» (2004). В 1997 году начинает издаваться «Литературная энциклопедия русского Зарубежья» под ред. А.Н. Николюкина и многие другие издания. Важно, что именно в те годы появляются исследования, посвященные не только известным поэтам и писателям-эмигрантам но и творчеству второстепенных авторов. Именно это и формирует общую картину русской литературной эмиграции, выявляет детальные особенности и основные черты этой ветви русской литературы XX века. Г.В. Адамович, являясь значимой фигурой русского литературного зарубежья, заслуживает отдельного изучения, так как во многом этот автор был идейным вдохновителем эмигрантской литературы и задавал тенденции для творчества как молодых, так и уже состоявших потов и писателей, оказавшихся после 1920-го года за рубежом. Актуальность обращения к изучению своеобразия поэтического мира Г. В. Адамовича обусловлена обострившимся вниманием литературоведов к исследованию творчества представителей русского зарубежья в связи с «возвращением» на родину в конце XX века художественного наследия писателей-эмигрантов В современной культурной ситуации все ощутимее обозначается влияние эмигрантской ветви русской литературы, чем и объясняется всесторонний интерес к таким мало изученным явлениям, как поэзия Г. В. Адамовича, одного из лидеров ведущего в русском зарубежье поэтического течения «парижской ноты». Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что всестороннее изучение поэзии Г. В. Адамовича как единой художественной системы является актуальным. В современной научной литературе, посвящённой исследованию эмигрантского творчества, по-прежнему изучение литературного пути и поэтических произведений Г. В. Адамовича занимает небольшое место. Основным исследователем его жизненного и творческого пути является О.А. Коростелёв, который с 1995 года начинает публиковать большое количество научных работ об Адамовиче и литературе зарубежья в целом. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в качестве методического материала к урокам литературы в средней школе, посвящённым эмигрантским поэтам и писателям, а также при подготовке лекционных и семинарских занятий в вузах по «Истории русской литературы XX века» и «Литературе русского зарубежья». Несмотря на то, что изучение жизненного и творческого пути Г.В. Адамовича не включено в основные образовательные программы, тем не менее оно достойно рассмотрения и играет важнейшую роль в формировании и личности обучающихся на основе осмысления ими духовного пути и эстетических поисков русской национальной культуры XX века. Объектом исследования является художественный мир Георгия Адамовича. Предмет исследования – тематика и художественное своеобразие поэзии Г. В. Адамовича. Целью исследования является анализ художественного творчества Г. В. Адамовича и характеристика своеобразия его поэтического мира. Вышеуказанная цель определяет следующие задачи исследования: - проанализировать эстетическую позицию поэта в «российский» период и период эмиграции; - определить основополагающие целостно-смысловые объекты, на которые непосредственно направлено авторское сознание поэта; - выявить ведущие темы и мотивы поэзии Г. В. Адамовича; - исследовать поэтику стихотворных сборников Г. В. Адамовича, созданных в эмигрантский период; - на основании проведенного анализа охарактеризовать поэзию Г. В. Адамовича как единую художественную систему и сделать вывод о своеобразии художественного мира поэта. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении определяются теоретическая база, предмет, цель, задачи работы, обосновываются актуальность и методы исследования. В первой главе рассматривается эстетическая позиция Г.В. Адамовича в развитии, где описывается начало творческого пути, доэмигрантский период. Это первые шаги Адамовича в поэтическом мире, его первые сборники, изданные под влиянием акмеизма, позже неоклассицизма. Здесь рассмотрены основные события, оказавшие влияние на становление Адамовича как поэта, его приверженность и следование канонам тех или иных литературных школ Серебряного века, критические оценки современников на творчество поэта. Далее рассматривается эстетическая позиция автора после эмиграции, где Адамович более активно проявляет себя как самостоятельная творческая личность, внёсшая значительный вклад в литературу русского зарубежья и её идеологию. Во второй главе большее внимание уделяется именно своеобразию художественного мира Г.В. Адамовича, его жизненные и творческие искания, сопровождавшие его на протяжении всей жизни, а также образы и мотивы каждого из этапов творчества, основные направления стихотворений, идеи, художественные образы. В данной главе в развитии и становлении показывается творческий путь автора, итогом которого становится стихотворный сборник «Единство». В заключении подводятся итоги исследования. Библиографический список включает 36 источников. В приложении представлены копии опубликованных по материалам данного исследования статей: 1) Маслова А.Г., Головина Я.И. «Лирический сборник "Единство" как поэтическое завещание Г.В. Адамовича» [ ] 2) Маслова А.Н., Головина Я.И. «Поэтическая индивидуальность Г.В. Адамовича в критических оценках современников» [ ] Исследование прошло апробацию на конференциях разного уровня: 1) IV Международная научно-практическая студенческая конференция: «Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарн х наук». Тема доклада: «Поэтическая индивидуальность Г.В. Адамовича в критических оценках современников». Организатор: институт специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ (25.02.2021). 2) Научно-практическ я конференция с международным участием «Современная теория и практика сопровождения детей различных категорий в свете наследия Л.С. Выготского». Тема доклада: «Драматизм неопределённости жизненного пути в культурно-историческ й ситуации русской эмиграции (на примере поэтического творчества Г.В. Адамовича)». Организатор: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», институт специального образования и психологии (30.03.2021). 3) Научно-практическ я конференция «Язык, текст, медиа: традиции изучения, поиски резервов понимания и продвижения». Тема доклада: «Лирический сборник "Единство" как поэтическое завещание Г.В. Адамовича». Организатор: факультет филологии и медиакоммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (09.04.2021).
? ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ Г.В. АДАМОВИЧА
1.1. Начало творческого пути. Доэмигрантский период Исследуя этапы творчества Георгия Адамовича, литературоведы приходят к мнению, что периоды творческого развития у данного автора выражены не так ярко, как, например, у других поэтов Серебряного века. Каждый последующий этап творчества Г.В. Адамовича не характеризуется особыми изменениями в содержании и направленности стихотворений. Можно сказать, что поэт, изменяя некоторые особенности своего творчества, не менял радикально манеру письма, а лишь только корректировал основы, стремясь к так называемому идеалу поэзии. Но, тем не менее, сдвиги в литературных направлениях и стилистике Адамовича соответствуют смене его литературных самоопределений. Начало становления Адамовича как поэта произошло после 1910 года, когда он поступил на историко-философский факультет Санкт-Петербургского университета. Уже в 1914 году он, будучи студентом, сближается с акмеистами, поэтические догмы которых оказали большое влияние на молодого поэта. По свидетельствам самого Адамовича, он в то время интересовался только вопросами литературы: «Я довольно рано познакомился с поэтическими кругами Петербурга, там тоже о политике говорили мало» [1]. О жизненном укладе общества Адамович позже в своих эссе вспоминает с тоской. Он писал о том, что все в то время торопились жить, будто бы предчувствуя скорое разрушение, все были романтичны и ветрены [10]. Такая незаинтересованность в политической ситуации России отмечается на протяжении всего творческого пути автора, особенно в поздний период он крайне редко заговаривал о политике. Настоящее любопытство у Адамовича, действительно, вызывали только вопросы литературы. Изменения в отношении политики государства произошли с началом Первой мировой войны. Брат Адамовича в то время являлся командиром лейб-гвардии Кексгольмского полка и, приехав с фронта в 1916 году, рассуждал, чем, по его мнению, кончится война. Он считал, что «кончится тем, что всех нас будут вешать» [1]. Эти слова произвели большое впечатление на самого Георгия Адамовича, который после сказанного задумался и о политическом укладе страны. Всё это непосредственно отражалось в его творчестве, не так явно. К этому времени Г.В. Адамович уже входил в «Цех поэтов», а в 1916 – 1917 гг. стал одним из руководителей сообщества. Творческим дебютом молодого поэта стала вовсе не поэзия, а проза. Первый рассказ Адамовича, напечатанный в журнале «Голос жизни», назывался «Весёлые кони» (1915), за ним последовал «Мария-Антуанетта» (1916 год) в журнале «Биржевые ведомости». Дебют Г.В. Адамовича как поэта состоялся в 1916 году, когда был опубликован первый его стихотворный сборник «Облака», выпущенный под маркой издательства «Альцион». Критиками отмечалось, что в сборнике ярко выражены черты акмеистической поэтики. Это несомненно, так как молодой поэт в то время являлся учеником Н. Гумилёва и принадлежал к акмеистическому течению Серебряного века. Книга была встречена различными отзывами. Гумилёв хоть и считал Адамовича «поэтом неустановившимся», но, тем не менее, писал, что «везде чувствуется хорошая школа и проверенный вкус, а иногда проглядывает своеобразие мышления, которое может вырасти в особый стиль и даже мировоззрение» (Аполлон. 1916. № 1. С. 27). Критические отклики современников на первые поэтические сборники Г. В. Адамовича
объёме без рассмотрения реакции критиков на произведения автора, так как именно их отзывы дают более полное представление об актуальности и поэтическом мастерстве Адамовича. По свидетельствам современников можно утверждать, что Адамович был чрезвычайно требователен к своим стихам. По этой причине он опубликовал за свою жизнь менее 100 стихотворений, но, тем не менее, каждое из них подвергалось оценке критиков, которая, несомненно, влияла на творчество автора. Первый опубликованный сборник Адамовича – «Облака» (1916). Он включал в себя 25 стихотворений, большая часть которых отличалась узнаваемыми чертами поэтики акмеизма. Именно поэтому одним из первых критиков, высказавшихся о сборнике, стал Н.С. Гумилёв – родоначальник акмеизма, считавший Адамовича поэтом ещё несостоявшимся, самостоятельный стиль которого не до конца оформлен. Но в целом, несмотря на это, сборник «Облака» был одобрен Гумилёвым: «везде чувствуется хорошая школа и проверенный вкус, а иногда проглядывает своеобразие мышления, которое может вырасти в особый стиль и даже мировоззрение» [Гумилев, С. 27]. Также свою оценку сборнику дал и В. Ф. Ходасевич, который отметил влияние на творчество молодого поэта А. А. Ахматовой, А. А. Блока, И. Ф. Анненского, Андрея Белого, но в то же время критик подчеркнул, что Адамович – хороший ученик, так как у него есть вкус, собственный взгляд на вещи, желание быть самостоятельным [Ходасевич, С. 7]. Кроме вышеуказанных авторов рецензию на сборник Г. В. Адамовича написали К. Липскеров в «Русских ведомостях», И. Оксёнов в издании «Новый журнал для всех», В. Еникальский в «Журнале Журналов», В. Жирмунский в «Биржевых ведомостях» и С. Городецкий в журнале «Лукоморье». Во всех откликах подмечены те же черты сходства Адамовича с акмеистами и одновременно обнаруживается поэтическая индивидуальность автора сборника «Облака»...
? Заключение Литературное и, в частности, поэтическое творчество Георгия Викторовича Адамовича, несомненно, побуждает научный интерес. В поэтическом творчестве Адамовича нельзя выделить ярко различающиеся этапы творчества, но всё же наиболее серьёзные отличия имеет первый период (до начала 1920-х годов), здесь создаются акмеистические стихотворения, не обладающие большой авторской индивидуальностью, но показывающие Адамовича превосходным учеником Цеха поэтов. Второй этап связан с неоклассицизмом и ознаменован выходом в печать сборника «Чистилище» (1922 год), данный этап частично продолжается и в период эмиграции. Третий этап – это зрелое творчество, отсчёт можно начинать с периода оформления такого течения эмигрантско й поэзии, как «Парижская нота», где Адамович проявлял себя уже не учеником или самостоятельным поэтом, а целостным наставником, вдохновляющим массы. Сквозными для поэзии Адамовича являются темы поэта и поэзии, места поэзии в жизни человека, тема смерти, безысходности и неопределённости жизненного пути. Также часто встречающейся, особенно в период эмиграции является тема родины. Указанные темы часто звучат как в ранний период, так и во время эмиграции. Особенно ярко они проявляются именно в позднем творчестве, когда поэт уже обладал самостоятельным целостным взглядом. Это позволяет считать всё вышеперечисленное значимой частью художественного мира Адамовича, что и заслуживает специального изучения. Научная новизна данного исследования состоит в выделение ключевых тем и мотивов поэзии Адамовича, рассмотрении способов выражения данных особенностей. Анализы стихотворений, содержащиеся в работе, помогают воссоздать умонастроения автора, его внутреннее состояние и мироощущение в различные этапы творческого пути. Также исследование отражает именно эволюцию творчества Г.В. Адамовича, прошедшего путь от «прилежного ученика» акмеистов до самостоятельного, зрелого автора, который, находясь с самой юности в состоянии поиска творческого идеала, искусственного рая, так и не обретя его, пришёл к состоянию счастья от неуловимости смысла поэзии. В диссертации исследовано творчество Г.В. Адамовича с раннего этапа (сборника «Облака») до заключительной книги стихов («Единство»). Выяснено, что мироощущение поэта отражается на содержании его стихотворений на протяжении жизни. Можно отметить, что в качестве проблемы поэзии Адамовича наиболее ярко выделяется осмысление окружающего мира и место, занимаемое в нём человеком. Среди ключевых особенностей прослеживается нацеленность на всесторонний охват единства жизни и мира в целом, автор стремиться раскрыть собственное «Я» через поэзию, что удаётся сделать ему в позднем творчестве. И, если в первых двух сборниках мы видим Адамовича – подражателя, ученика, приверженца того или иного течения, то в более позднем мы видим личность самого автора. При этом Адамович сумел сохранить проблематику и основную тематику стихотворений, но облёк их в индивидуальную форму. Неизменным в его творчестве даже к концу пути осталось стремление к великой идее, внимание к извечно волнующим творческого человека проблемам и приверженность к основным учениям акмеистической поэтики, основные образы и мотивы, несмотря на то, что некоторые моменты и особенности своего творчества Адамович отбросил в ходе своего становления как ненужные элементы. Можно сделать вывод, что Георгий Викторович Адамович – самый строгий критик по отношению к себе. За всю длительную творческую жизнь он написал не более 140 стихотворений, что свидетельствует об исключительной требовательности по отношению к своему творчеству. Ни в одном из его выступлений или эссе невозможно найти ни одного пафосного слова в свою сторону. В нём нет напыщенности, но это не мешало ему заражать словом и стремиться к идеалу в своих стихах. Важно, чтобы данный автор не оставался в забвении, и его творчество было исследовано в большем объёме, нежели сейчас. Его стихотворения, индивидуальный художественный мир достойны того, чтобы занять значимое место в сознании читателей и русской литературе в целом. Таким образом, данное исследование обладает практической значимостью и может быть использовано с целью популяризации творчества Г.В. Адамовича как представителя Серебряного века, так и, в особенной степени, поэта-эмигранта, духовного наставника молодых поэтов эмиграции, создателя и идеологического наставника организации «Парижская нота», популярного и талантливого критика и эссеиста.
? Список использованной литературы 1. Адамович Г.В. Лето и дым. Георгий Адамович о Петрограде меж двух революций // Журнальный клуб Интерлос. Русская жизнь № 10, 2007. [Электронный ресурс] URL: 2007/09/20/leto_i_dym_ eorgijj_adamovich_o_p trograde_mezh_dvukh_ evoljucijj.html 2. Адамович Г. В. Комментарии. Вашингтон, 1967. С. 115 3. Адамович Г.В. Полное собрание стихотворений. Новая библиотека поэта. Малая серия, 2005. 4. Коростелёв О.А. Поэзия Георгия Адамовича 5. Коростелёв О.А. Комментарии к сборнику Г.В. Адамовича «Облака», 2014. 6. Коростелёв О.А. Комментарии к сборнику Г.В. Адамовича «Чистилище», 2014. 7. Коростелев О. Примечания // Адамович Г. Полное собрание стихотворений / Сост., подг. текста, вступ. статья, примеч. О. Коростелева. СПб.: Академический проект, Эльм, 2005. С. 313?374. (Новая Библиотека поэта. Малая серия). 8. Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т. 13. У нас в Париже: Литературная и политическая публицистика 1928—1939 гг. Воспоминания. Портреты. Сост., подг. текста, коммент., ук. имен А.Н.Николюкина и Т.Ф.Прокопова ... М.: Изд-во «Дмитрий Сечин», 2012. — 656 с. [Электронный ресурс] URL: g/gippius_z_n/text_193 _pochti_bez_slov.sht l (дата обращения 28.04.2021) 9. Гумилёв Н. Собрание сочинений. Том 4. – Вашингтон: 1967. С. 358. 10. Адамович Г. Комментарии. – Вашингтон: 1967. 11. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека – Париж- Нью-Йорк: 1987. С. 64. 12. Крейд В. Георгий Адамович. 45-я параллель № 31, 2015. [Электронный ресурс] URL: georgiy_adamovich/ 13. Иваск?Ю. О послевоенной эмигрантской поэзии // Новый журнал. 1950. № 23. С. 195–214. 14. Адамович?Г.?В. Собр. соч. : стихи, проза, переводы / вступ. ст., сост. и примеч. О.?А.?Коростелева. СПб., 1999. 15. Гитин?В.?Е. «Интенсивный метод» в поэзии Анненского (поэтика вариантов: два «пушкинских» стихотворения в «Тихих песнях») // Рус. лит. 1997. № 4. С. 34–53. 16. Налегач Н.В. Поэтика циклизации в книге стихов Г.?Адамовича «Единство» (в аспекте поэтического диалога с И.?Анненским). Кемерово, 2012 17. Мочульский К. Классицизм в современной русской поэзии // Современные записки. 1922. № 11. С. 368–379. 18. Ходасевич В. Ф. О новых стихах (Большаков, Адамович, Липскеров, Рыковский) // Утро России. 1916. 5 марта. № 65. С. 7. [Электронный ресурс] URL: hodasevich/kritika/ho asevich/o-novyh-stih h.htm (дата обращения 05.02.2021) 19. Коростелёв О. Комментарии. [Электронный ресурс] URL: poems/texts/adamovich oblakacom.htm (дата обращения 10.02.2021) 20. Коростелёв О. «Парижская нота» и противостояние молодёжных поэтических школ русской эмиграции. Литературоведческий журнал. 2008. – 48 с. 21. Адамович Г.В. Собрание сочинений. «Комментарии» / Сост., послесл. и примеч. О. А. Коростелёва. – СПБ.: Аллетейя, 2000. – 757 с. 22. «Парижская нота» // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 718—719 — 1596 с. 23. Г. В. Адамович Г.В. Энциклопедия Кругосвет. URL: enc/kultura_i_obrazov nie/literatura/ADAMO ICH_GEORGI_VIKTOROVI H.html
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.