Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 127037


Наименование:


Курсовик Системы обычного права в современном мире

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 15.06.2021. Год: 2020. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Юридический факультет
Кафедра теории права и государственно-правов х дисциплин

Заведующая кафедрой:


КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Системы обычного права в современном мире»


Москва, 2020 г.



Содержание
Введение 2
1. Понятие и сущность правового обычая и его место в системе источников права. 4
1.1 Сущность правового обычая. История и современность 4
1.2 Правовые обычаи в законодательстве РФ 6
2. Системы обычного права в настоящее время 12
2. 1 География и тенденции развития 12
2.2 Системы обычного права в странах Африки 13
3. Проблемы обычного права и пути их преодоления в современном мире. 18
Заключение 23
Список литературы 25


?
Введение
Целью данной работы является изучение систем обычного права в современном мире. В этой связи установлены следующие задачи:
- определить понятие правового обычая и его место в системе права
- изучить системы обычного права в современном мире
- выявить проблемы обычного права в современном мире и наметить пути их решения
Актуальность темы. В условиях существующей действительности обычное право воспринимается как некий пережиток прошлого, не связанный с современными правовыми системами, находящийся где-то на задворках истории и практики. Но прямо сейчас сохраняются целые области, полностью подчинённые нормам обычного права. С такой точки зрения необходимо оценить роль, которую играет правовой обычай в обществе и государстве. Необходимо понять и оценить значение того факта, что обычное право- это не пережиток прошлого, а фактор правового развития в том числе, в наше время. Обычное право- это не только основа, но и условие для преемственного и стабильного развития государства.
Государство обязано поддерживать, развивать и юридически закреплять позитивные обычаи, давая им защиту, со своей стороны. Практически все народности стараются сохранить свою национальную идентичность. Именно в этом смысле правовой обычай отражает представления конкретного народа о праве и справедливости. Обычай можно рассматривать не только, как духовное наследние, но и отдельный культурно-правовой феномен, играющий важную роль, в регулятивной системе государства.
С обычным правом сейчас происходит то, что традиционно происходит с общественными явлениями: после столетий реального существования и действия начинается их теоретическое осмысление. В ситуации с обычным правом исследование и осмысление усложняется тем, что значительная доля правовых обычаев многих народов мира пока еще даже не описана, а значит, не введена в научный оборот. Кроме этого, не показана теоретическая модель правового обычая, его роль в нормативно-регулятив ой системе государства, взаимодействие как с позитивным правом, так и с другими социальными регуляторами. При этом, обычное право сохраняет и сегодня достаточно мощный потенциал, проявляющий себя иногда в противовес нормативно-правовым актам государства. В силу этого общество все чаще вынуждено обращаться к своему обычному праву, которое ближе к действительности его социальной жизни.
Предмет исследования – государство и право. Объект исследования – система обычного права.
В работе применяются теоретические методы исследования: изучение и анализ литературы и документов, анализ экспериментального материала, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
?

1. Понятие и сущность правового обычая и его место в системе источников права.
1.1 Сущность правового обычая. История и современность
Любой обычай- есть стереотипное правило поведения, которое воспроизводится в отдельно взятом обществе или иной социальной группе, закрепляется социальным одобрением и многократным повторением и является образцом поведения. Обычай, являясь одним из самых древних явлений, сильно предопределяющий и повлиявший на формирование и развитие права. Правовые обычаи являются особым видом обычаев и представляют собой источник права, они обладают юридической нормативностью, установлены в виде правил в отношении неопределённого круга лиц и занимают отдельное место в механизме правового регулирования, хотя в разных отраслях права и на разных этапах его значение и роль сильно зависело от контекста времени. В целом, ранняя законодательная власть вообще не пыталась заниматься принципиально новым законотворчеством, не считала своей задачей определение новых юридических норм, по этому поводу Д. И. Мейер высказался следующим образом: «Путём обычая юридическое мировоззрение прокладывает себе дорогу к действительности, особенно н низшей ступени общественного быта» . Лишь закрепляя устоявшиеся в обществе стереотипы поведения, первые нормативно-правовые акты просто формализовали уже существующие правовые обычаи, а первые кодификации их систематизировали. В итоге правовой обычай перестанет отвечать запросам времени и его место займёт закон.
Правовой обычай, являясь частью древнейшего социального регулятора- обычая, оставался постоянным спутником развития права от древнейших времен до его современного вида. Практически все древние кодексы базируются или перерабатывают нормы обычного права: законы 12 таблиц, Законы Хаммурапи. При этом, на примере средневековых документов, мы можем сделать вывод, что влияние обычного права на них достаточно велико, хотя, в тех же Кутюмах Бовези уже плотно вплетаются нормы, связанные с государственным управлением и справедливым судом: нехарактерными понятиями для обычного права.
Правовой обычая выступает как общенародный и общеобеспечительный способ формирования правовой системы: его действие основывается в первую очередь на традицию отдельно взятого общества или социальной группы- осознаваемую, или неосознаваемую, он не имеет отношения не проявляется как волеизлияние отдельного субъекта.
Правовой обычай начинает свою историю еще до появления закона. Они сопровождают человека с самого зарождения общества человека разумного. Правовые обычаи регулировали и управляли жизнью обособленных социальных групп: все должны были вести себя так, как уже привыкли в сложившейся для этой группы действительности.
В современной теории права правовой обычай обозначается, как признаваемое и санкционируемое государством в качестве средства правового регулирования исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку, приобретающее общеобязательное значение и приводящее к правовым последствиям . Выражаясь более простым языком, правовой обычай- это результат наблюдения за поведением людей, нормативный акт, созданный «изнутри».
Обычаи играют очень важную роль в регулировании различных сторон общественной жизни. Они переплетаются с правом, моралью, религией, политикой и другими социальными нормами. Право, как таковое выделилось из обычаев, которые получали нормативное закрепление, если в этом была нужда. Даже здесь прослеживается сходство права и обычая. Это процесс непрерывен, он продолжается даже сейчас, ведь право- это не только результат трудов государственных институтов, но и волеизлияния самого народа, уходящего корнями в самосознание и самоопределение людей.
Современный термин «обычай» имеет разные трактовки в существующих правовых системах, при этом оно крайне неоднозначно. Часто он используется в связке с понятием «обыкновенное». Обычаи закреплены даже в действующем Гражданском Кодексе Российской Федерации, К примеру, в пятой статье. Там обычай определяется как сложившееся и широко применяемое в предпринимательской или иной деятельности правило, не предусмотренное законодательством, которое не противоречит существующим положениям законодательства или договора.
Обычаи принято определять, как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.

1.2 Правовые обычаи в законодательстве РФ
В современной юридической науке всё многообразие норм делятся на правовые (обычное право) и неправовые (общегражданское право). Они являются правовыми благодаря тому, что получают отражение в праве: охраняются, защищаются, иными словами, приобретают юридическую силу. Какие-то из них прямо закреплены в законах, другие ими подразумеваются, а третьи вообще только логически вытекают из юридических норм. Чаще всего они, всё же, прямо обозначены, что означает, что ими можно руководствоваться напрямую.

Например:
пункт 1, статьи 19 ГК РФ:
«Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Не всегда правовой обычай находится в пределах правового поля, конечно, при этом они не должны противоречить существующему законодательству. Правовой обычай призван способствовать правореализационному процессу, дополнять и улучшать механизмы юридического опосредования всего многообразия общественных отношений.
Правовой обычай является самой древней формой (источником) права. Возникнув вместе с государством, он оставался ведущим на первых этапах социального развития, главным союзником государства в насаждении права внутри новой формы сосуществования людей. При этом, правовые обычаи не являются закостенелыми: они возникают, развиваются, становятся нормой, трансформируются, если перестают соответствовать потребностям общества, утрачивают своё значение, уступая другим, более современным и востребованным нормам.
Как источники права правовые обычаи имеют следующие характерные особенности:
1. Носят локальный характер;
2. Тесно взаимодействуют с другими социальными нормами, чаще всего, с религиозными;
3. Основные черты могут быть отражены в фольклоре: пословицах, афоризмах или поговорках;
4. Их применение обеспечено санкцией государства
5. Как правило, консервативны
Касательно восприятия правового обычая в законодательстве Российской Федерации, то он ярко выделяется в сфере гражданско-правовых отношений, в формулировке «обычаев делового оборота»:
В ст. 5 ГК РФ закрепляется положение, согласно которому «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».
В Законе особо оговаривается, что обычаи делового оборота, противоречащие «обязательным для участников соответствующего отношения положения законодательства или договору», не применяются.
Ссылки на подобные «обычаи делового оборота» применяются так же в статьях 848, 852, 853, 862 и многих других нормах Гражданского кодекса РФ.
Другим примером, из кодекса торгового мореплавания можно назвать ст. 130 п.1:
«1. Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.»
Подобные нормы содержатся в статьях 131 и 132 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Косвенно, правовой обычай можно рассмотреть в статье 99, пункт 1 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай» он явно подразумевается формулировкой статьи:
«Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».
Всё же, по мере постепенного развития общества, усложнения государственного управления и общественных отношений, правовой обычай утрачивает свою главенствующую позицию, вытесняясь на периферию правого регулирования. Сейчас обычай используется, в целом, как дополнительный источник права в незначительных областях правового регулирования.
Уменьшение роли правого обычая в правовом регулировании обусловлено множеством факторов, но главным образом, обычай оказался малоэффективной формой права в условиях скорости и динамике развития общественных отношений.
Обычай- одна из самых консервативных норм права, как медленно он вплетается в общественную жизнь, так и рассчитан он на длительное применение в устойчивой и неизменной системе отношений. Для него естественным является традиционное общество, где связи достаточно просты, малоступенчаты и прочны. В таком обществе правовой обычай может быть даже наиболее уместен, нежели иные формы права. Он способствует закреплению и передаче определенных, проверенных практикой правовых норм от поколения к поколению. Но человеческое общество не статично. Развитие постоянно ускоряется, делая нормы обычного права архаичными, их высокая инертность очень быстро оставляет их позади наиболее пластичных и практичных источников права- законов, нормативных актов, договоров, и т. д.
Рано или поздно обычно-правовое регулирование может вступать в конфронтацию с тенденцией усиления государственной власти и её централизацией. Часто обычай, конкурируя в юридической силе с установками государственной власти мог казаться в глазах общества более легитимным, подрывая безусловный авторитет государственной власти в области права.
Например, обычаи, закрепляющие фактическое бесправие женщины, обычаи кровной мести и тому подобные. Такие обычаи современное демократическое государство не только не признаёт в качестве юридически значимых, но и борется с проявлениями таких архаизмов.
Со временем эта проблема глобально была преодолена в пользу государственного правотворчества, но локально проблемы сохраняются на территориях, наименее развитых с правовой точки зрения и в консервативных обособленных социальных группах.
Важной отличительной чертой обычая является его локальность: отдельно взятая социальная группа: племя, сословие, народность, нация, и т.п. исторически вырабатывает свои обычаи. Они отражают особенности быта, культуры и истории социальной группы. Обычай редко, когда бывает пригоден для всеобщего применения в государстве, которое объединяет разнообразные культурно-этнические религиозно-конфессион льные, и иные группы населения. В современном обществе случаются вспышки агрессии одних социальных групп по отношению к другим, когда государство признаёт юридическое значение тех или иных определенных обычаев. Это только напоминает, что обычное регулирование глубоко укоренено в психологии и культуре тех или иных социальных групп, а государство должно использовать его аккуратно и грамотно.
Не смотря на все отрицательные или устаревшие стороны правовой обычай продолжает и сегодня играть определенную роль в регулировании правовых отношений. Правовой обычай продолжает оставаться одним из источников права в Российской правовой системе. Возможность его использования предусмотрена гражданским и семейным законодательством. Используются в том числе национальные обычаи: в соответствии со статьёй 19 ГК РФ:
«Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под свои именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.»
Подобное положение существует в части 2 статьи 58 Семейного кодекса Российской Федерации:
«Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».
Таким образом, правовой обычая, являясь одним из древнейших источников права, даже сегодня продолжает играть хоть и не ведущую, но в определенной степени значимую роль в регулировании социальных отношений. Правовой обычай остаётся официальным источником права в российской правовой системе, его использование на территории Российской Федерации предусматривается гражданским, семейным и торговым законодательством. При этом, нужно помнить, что правовой обычай регулирует очень узкие сферы общественных отношений, не требующие или не имеющие условий для строгого регулирования, в целом имея значения дополнительного, субсидиарного источника.

?
2. Системы обычного права в настоящее время
2. 1 География и тенденции развития
Правовой обычай продолжает появляться в поле зрения современной правовой повестки, хоть и уступил свое место закону. Но в рамках всего мира невозможно говорить о типичности такой ситуации: всё еще сохранились области и целые страны, где обычное право играет лидирующую роль в умах общества. Иногда, области с такими общностями сохраняются даже в достаточно развитых странах, ярким примером чего являются народы Кавказа в России , Резервации коренных народов в США, где практически полная власть отдана племенам, в связи с чем там активно практикуется обычное право во многих сферах деятельности .
Зоны обычного права сохраняются по всему миру: в лесах Амазонки, пустынях Африки, Горах Кавказа и северных тундрах, на островах Океании. Как правило, народы, практикующие обычное право расположены далеко от основных социально-экономичес их центров.
Стремление таких народов самостоятельно определять свой образ жизни и формы своей хозяйственной деятельности имеет глубокие исторические корни. В течение веков они почти не соприкасались с государственными организациями, что дало им возможность независимо от властей устанавливать формы своей организации и правила, которым обязаны были следовать практически все люди, окружавшие определенную область.
Наблюдаемый нами в современном мире процесс глобализации рушит устоявшиеся порядки: молодое население более либерально, находясь в племени папуасов в Индонезии, где жену нужно купить, а деревню может сжечь ночью соседнее племя, и зная, что право самого государства значительно сильнее охраняет мир и порядок на подконтрольных территориях, многие молодые люди покидают племена, которые постепенно уменьшают свою численность, а потом вовсе вымирают. Таким образом, с течением времени сохранятся только те общности, которые смогут тем или иным образом совместить нормы своего обычного права с законами государств, на территории которых они проживают, как это, в целом, получается у народов, указанных выше.
2.2 Системы обычного права в странах Африки
На Африканском континенте право развивалось нетипично. Из-за отсутствия на больших площадях развитых государств и сложных географических условий обычное право там сложно заменялось законом, но хорошо подкреплялось религиозным, в основном мусульманским правом, этот этап получил название «Доколониальное право».
В первой половине XIX века начинается активная экспансия европейских государств с целью колонизации Африканского континента, перенося в эти регионы нормы европейского права. Колониальные державы, такие как Британия, Франция, Португалия, Германия, и другие стремились закрепить в своих колониях схожие с метрополией правовые институты. В каждой стране проходил свой сценарий, колонизаторы сохраняли те части традиционного права, которые не противоречили интересам метрополии. В колониях, как правило сохранялся дуализм судов, на ровне с колониальными судами работали традиционные суды, состоящие из старейшин общин, они ведали делами только африканцев. Эпоха колониального права заложила основы дуалистической системы права. С одной стороны, метрополия путём буржуазного законодательства и механизмов управления регулировала административное, торговое и уголовное право, с другой- традиционное право продолжало сохранять контроль над землевладением, семейным и наследственным правом.
После Окончания второй мировой войны, в связи с гуманизацией и демократизацией общества началась массовая деколонизация, в результате которой многие государства обрели суверенитет.
В постколониальных государствах Африки новое право продолжает сочетаться с элементами старого: с религиозным и обычным правом, которые всё еще широко распространены в сфере общественных отношений. До настоящего времени нормам именно обычного права следует большинство населения африканского континента.
Объективная оценка роли обычного права поможет лучше понять механизмы взаимодействий, процессов, вывести характерные черты и тенденции развития на правовой карте Африки.
Как правило, термин «обычное право» задействуется в определении традиционного права, существовавшего именно в доколониальную эпоху. В целом, если исключить редкие случаи примеров «племенного законодательства», традиционное право представляет собой совокупность неписанных правил, передаваемых устно от старших поколений младшим. В традиционном праве тесно связаны право и мораль, а при решении конфликтов стороны руководствуются идеей примирения.
Народы Африки и различаются этнически, лингвистически, в социальном и культурном аспекте, а их обычаи и правовые нормы различны, есть достаточные основания для объединения всего этого многообразия в единую систему. Систему африканского обычного право. Главным образом их объединяет тот признак, что всё африканское право- это право групп, а не индивидов- эта черта прослеживается почти во всех областях обычного права.
Брачный договор представляет собой соглашение двух семейных групп, развод так же возможен только с согласия семьи. Право собственности на землю и наследство распространяется на социальную группу- семью или общину, компенсации так же выплачиваются одной социальной группой в отношении другой, и сам образ жизни и социальных взаимодействий уже укоренил групповую ответственность- все существенные взаимодействия африканцы осуществляют, как правило, через общину. Тем не менее это проявляется и трактуется двояко:
1. Как ответственность семьи за поступки отдельных ее членов, так называемое искупление вины
2. Как ситуация, при которой совершенное конкретным лицом правонарушение увязывается с его правами и обязанностями как члена группы.
Индивидуализм, как таковой несовместим с традициями обычного права, он в большей мере регулирует отношения внутри группы людей, а не обеспечивает соблюдение прав и свобод конкретного индивида...
Заключение
В процессе работы были изучены системы обычного права в современном мире и были решены следующие задачи:
- определено понятие правового обычая и его место в системе права
- изучены системы обычного права в современно мире
- выявлены проблемы обычного права в современном мире и намечены пути их решения
Правовой обычай- это санкционированное прямой или косвенной форме государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате многократного и длительного повторения. Он является одним из древнейших и одним из самых важных для правовых систем источником права.
Характерные черты правовых обычаев, в целом, совпадают с чертами обычаев, за тем серьёзным исключением, что правовые обычаи, имея защиту со стороны государства, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае из нарушения государственным принуждением. В то же самое время, неправовые обычаи обеспечиваются только общественным мнением не являются источником права.
С точки зрения истории, правовой обычай, как источник права предшествует всем остальным источникам права. Впервые он, как явление, возникает на переходном этапе от первобытной, догосударственной организации общества к государственной в результате санкционирования уже существующих обыкновений, зарождающимися государственными структурами.
В результате санкционирования государством нормы социального обычая становятся юридическими нормами, то есть приобретают качества юридической обязательности, а в своей реализации обеспечиваются институтами государственного принуждения.
Санкционирование обычая осуществляется двумя основными путями: путём законодательной отсылки к обычаю, как возможному основанию решения некоторых категорий дел, либо фактическим применением этого обычая в практике, например, судебной. В результате такого применения за обычаем так же признаётся юридическое значение.
На пути развития права правовой обычай так или иначе вытеснялся с передних позиций вытеснялся законами и другими формами и институтами права. Вместе с возникновением крупных государственных образований и централизацией власти, процесс вытеснения обычного права только ускорялся.
В настоящее время обычай, хоть и потерял свою ведущую роль, продолжает регулировать некоторые сферы общественных отношений, а в некоторых только усиливаясь, в связи с образованием новых форм отношений, как это было всего десятилетие назад в сфере интернета, сетевой гигиены и безопасности.
Да, негативные эффекты так же проявляются в обычном праве, но постепенно, с общей либерализацией и гуманизацией общества, и они окажутся в прошлом. Главным образом необходимо понимать, что хоть развитие обычного права и замедлилось, оно вовсе не остановилось, и продолжает регулировать те области отношений, которые еще не полностью покрыты со стороны закона. ?
Список литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (с изм. и доп.).
3. Анисимов, П.В. Теория государства и права: учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
4. Зивс, С.Л. Источники права. - М. 2006
5. Лебедев, В.А. Теория государства и права: учебное пособие. - Челябинск
6. Малова, О.В. Правовой обычай как источник права: автореф. дис. к.ю.н. - Екатеринбург
7. Марченко, М.Н. Источники права: учебное пособие. - М., 2008
8. Марченко, М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 2. Право. 2-е изд., перераб. и доп.
9. Мордовец, А.С. Теория государства и права: учебник.
10. Оксамытный, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов.
11. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца.
12. Прохачев, А.В. Обычай в системе форм права: вопросы теории: автореф. дис. к.ю.н. – Волгоград, 2006
13. Царегородская, Е.В. Правовой обычай: сущность и механизм действия: автореф. дис. к.ю.н.
14. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов.
15. Мейер Д. И. Русское гражданское право
16. Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.