Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 133417
Наименование:
Курсовик Современное состояние и перспективы развития здравоохранения в России
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Эконом. теория.
Добавлен: 26.01.2024.
Год: 2023.
Страниц: 58.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Национальная и региональная экономика»
Тема: "Современное состояние и перспективы развития здравоохранения в России"
Содержание Ведение...3 Глава 1. Теоретические основы исследования здравоохранения в Российской Федерации...5 1.1 Понятие, сущность, факторы и структура здравоохранения как вида экономической деятельности...5
1.2 Государственное регулирование здравоохранения в Российской Федерации...10
Глава 2 Анализ тенденций и современного состояния здравоохранения на национальном и региональном уровнях...22
2.1 Тенденции развития здравоохранения в Российской Федерации...22
2.2 Современное состояние и динамика развития здравоохранения в Свердловской области...29
Глава 3. Направление развития здравоохранения на национальном и региональном уровнях...41
3.1 Перспективы развития здравоохранения в Российской Федерации...41
3.2 Рекомендации по развитию здравоохранения в Свердловской области...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...52
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ...55
ВВЕДЕНИЕ Целью данной работы является – выявление тенденций и обоснование перспектив развития здравоохранения с учетом современных реалий экономического развития страны и региона. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы: 1.Раскрыть понятие, сущность, факторы и структуру здравоохранения как вида экономической деятельности; 2. Изучить нормативно - правовые документы в сфере регулирования здравоохранения; 3. Выявить тенденции и проблемы развития здравоохранения в Российской Федерации; 4. Оценить современное состояние и динамику развития здравоохранения в Свердловской области; 5. Определить перспективы и выделить рекомендации по развитию здравоохранения Российской Федерации и Свердловской области. Объект исследования — здравоохранение как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной/региона ьной экономики. Предметом исследования являются – тенденции, современное состояние, регулирование и перспективы развития здравоохранения как вида экономической деятельности. Информационная база курсовой работы включает в себя: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам функционирования и развития здравоохранения как вида экономической деятельности на национальном и региональной уровнях, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы. Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список литературы.
? Глава 1. Теоретические основы исследования здравоохранения в Российской Федерации
1.1. Понятие, сущность, факторы и структура здравоохранения как вида экономической деятельности
В современной России одним из звеньев социальной сферы наряду с культурой, образованием и многими другими сферами жизнедеятельности общества является система здравоохранения. В настоящее время система здравоохранения находится на стадии модернизации, принимаются всевозможные концепции, разнообразные программы, проекты, особенностью которых является организационная перестройка здравоохранения, характеризующаяся многоукладностью видов медицинской помощи. По мнению Т.О. Тагаевой и Л.К. Казанцевой, здравоохранение – это институт реализации государственных гарантий в области охраны здоровья с системной формой устройства. Хотя законодательно данная дефиниция не закреплена, федеральное законодательство терминологически использует понятие «охрана здоровья граждан», в то же время указывая, что «медицинская помощь оказывается в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (ст. 41 Конституции РФ) . Под здравоохранением понимаются социальные, экономические и медицинские мероприятия, которые направлены на сохранение и повышение здоровья граждан, а система здравоохранения представляет собой совокупность лиц, органов власти и местного самоуправления, которые имеют права на осуществление деятельности в области здравоохранения в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами РФ с целью сохранения здоровья и оказания медицинской помощи. В здравоохранении, как и в любой другой области деятельности человека, выделяют профессиональную и экономическую стороны. Профессиональная сторона представляет собой наличие определенных профессиональных навыков, знаний и умений, а экономическая обусловлена изучением хозяйственных процессов в медицинской деятельности. Класс ОКВЭД 86-Деятельность в области здравоохранения, входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2023 года ОКВЭД-2, включает в себя: · деятельность диагностических стационаров и больниц, общих или специализированных, хирургических, психиатрических и наркологических лечебниц, санаториев, профилакториев, частных медицинских лечебниц, интернатов, психиатрических клиник, центров реабилитации, лепрозориев и прочих организаций здравоохранения, которые имеют жилые помещения и проводят диагностику, обеспечивают лечение стационарных больных с любыми медицинскими показаниями · медицинские консультации и лечение в области общей и специализированной медицины терапевтами, врачами-специалистам и хирургами; · предоставление услуг по общей или специализированной зубоврачебной практике и ортодонтической деятельности; · деятельность по охране здоровья человека вне деятельности больниц или практикующих врачей, предоставляемой парамедицинскими специалистами, которые имеют юридические права на лечение пациентов.
Класс ОКВЭД 86 содержит следующие коды с описанием вида деятельности (табл.1): Таблица 1 - Коды ОКВЭД 86 и виды деятельности Код ОКВЭД Вид деятельности Подкласс 86.1 Деятельность больничных организаций Код ОКВЭД 86.10 Деятельность больничных организаций Подкласс 86.2 Медицинская и стоматологическая практика Код ОКВЭД 86.21 Общая врачебная практика Код ОКВЭД 86.22 Специальная врачебная практика Код ОКВЭД 86.22.9 Специальная врачебная практика прочая Код ОКВЭД 86.23 Стоматологичес ая практика Подкласс 86.9 Деятельность в области медицины прочая Код ОКВЭД 86.90 Деятельность в области медицины прочая Код ОКВЭД 86.90.9 Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки
Как видим, в ОКВЭД с этим кодом входит очень большое количество разнообразных организаций здравоохранения. Существует два аспекта, в которых рассматривается взаимосвязь экономики и здравоохранения, это влияние состояния здоровья и здравоохранения на уровне благосостояния населения и развитие экономики, и влияние экономического развития общества на состояние здоровья людей и здравоохранение, соответственно. Цель здравоохранения – это снижение заболеваемостей, смертности и увеличение демографии. Много здоровых и, в основном, молодых, трудоспособных людей положительно влияют на экономику страны в целом. А с другой стороны, благосостояние людей влияет на их здоровье. Из этого следует, что затраты государства на здравоохранение имеют и социальное значение, и экономическое. Мировая практика показывает, что чем богаче государство, тем больше средств оно может выделить на здравоохранение и улучшение экологической обстановки и условий жизни, и это приводит к оздоровлению граждан, снижению заболеваемости, к снижению уровня смертности и инвалидности, к увеличению периода активной трудовой деятельности людей. Это значит, что инвестиция государства в здравоохранение является выгодной для обеих сторон. Если сказать короче, экономика государства прямо пропорционально зависит от здравоохранения, также, как и здравоохранение прямо пропорционально зависит от экономики страны. Формирование спроса и предложения на медицинские услуг, а также ценообразование находятся в определенной зависимости от многих факторов (рис.1). При этом охрана здоровья населения зависит не только от эффективного функционирования рынка медицинских услуг, но и от целого ряда других рынков, тесно связанных между собой. Если рассматривать только функционирование медицинских учреждений, то они, прежде всего, выступают на двух основных рынках: рынке ресурсов и рынке медицинских услуг.
Рынок ресурсов включает в себя рынок трудовых ресурсов и рынок материальных ресурсов. Этот рынок снабжает медицинские учреждения медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, инструментами. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Господствовавший долгие годы в этих сферах государственный монополизм, незначительная сумма средства, выделяемая из государственного бюджета, преобладание экстенсивных методов развития являются основными причинами возникших затруднений, также актуальным является специфика управления системой здравоохранения ряда факторов: административно-терри ориальный фактор, технологический фактор, социальный фактор. В любом случае большинство этих проблем могут быть успешно решены только с расширением финансовой базы всей системы охраны здоровья в стране.
1.2. Государственное регулирование здравоохранения в Российской Федерации...
? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можем сделать следующие выводы: На сегодняшний день здоровье населения – неотъемлемый фактор успешного функционирования экономических систем. Охрана здоровья граждан является одной из важнейших функций государства. Здоровье населения считается одним из основных показателей качества жизни и уровня социально-экономичес ого развития и защищенности государства и сфера здравоохранения тесно взаимосвязана с другими стратегически важными отраслями страны. В любой стране мира сохранение здоровья нации является одним из приоритетных вопросов национальной безопасности. Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации каждому дано право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в том числе и право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В Российской Федерации государство финансирует, реформирует и контролирует данную отрасль для более качественного сохранения и укрепления здоровья граждан, поэтому государственной поддержке здравоохранения уделяется большое внимание. Но все же остаются некоторые проблемы в эффективном функционировании системы здравоохранения, требующие решения. Одной из проблем в сфере здравоохранения является дефицит кадров. В государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" прописано, что большинство субъектов Российской Федерации имеют дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Несмотря на положительную динамику с 2016 года, в 2022 году расчетный дефицит врачей в Российской Федерации составил 26451 врач и 58268 средних медицинских работников. Сохраняется проблема неравномерного распределения заработных плат по регионам России. Присутствуют проблемы с обеспечением населения лекарственными препаратами, в том числе льготных категорий граждан. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов, в том числе внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях. Все рассмотренные проблемы очень емкие и нуждаются в комплексном подходе для их решения. Однако главным фактором в их существовании является хроническое недофинансирование сферы здравоохранения. Для достижения национальной цели развития страны до 2030 года, согласно расчетам Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), потребуется ежегодное увеличение государственного финансирования здравоохранения на 8% или 550 млрд руб. в текущих ценах, с достижением 6% доли государственных расходов на здравоохранение в ВВП к 2030 году. Дополнительные средства должны пойти на увеличение оплаты труда и привлечение дополнительных кадров в отрасль, на расширение объемов бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях, на увеличение недостаточных объемов бесплатной помощи и на развитие медицинского образования и науки. В отношении финансирования охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в частности, в Свердловской области, то оно осуществляется из различных источников и предполагает как бесплатное предоставление населению медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного) и средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств организаций и самих граждан, в том числе за счет добровольных пожертвований. Расходы на здравоохранение и медицинское обслуживание ежегодно вносятся специальной строкой в бюджеты, которые формируются, утверждаются и исполняются препорученными государственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иным финансовым законодательством. Государство проводит политику в сфере здравоохранения посредством реализации следующих мероприятий: - разработки и утверждения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; - проведения государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»; - реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», ведомственных целевых программ, а также государственных программ субъектов Российской Федерации. В качестве вывода необходимо отметить, что успешная реализация стратегических направлений позволит: - обеспечить необходимый уровень национальной безопасности в сфере здравоохранения; - увеличить показатель ОПЖ; - увеличить продолжительность активной трудовой жизни, повысить уровень качества жизни и сократить сроки периодов временной нетрудоспособности за счет снижения уровня заболеваемости. Также на современном этапе важно не только поступление ресурсов в систему здравоохранения региона, но также и их распределение внутри региона по соответствующим муниципальным образованиям, а также уровень эффективности их распределения, как ключевой показатель эффективности управления отраслевого органа управления здравоохранением в соответствующем субъекте Российской Федерации. ? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
· Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС ГАРАНТ. · Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СПС ГАРАНТ. · Федеральный Закон РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // СПС ГАРАНТ. · Федеральный Закон от 19 июля 1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // СПС ГАРАНТ. · Федеральный Закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" // СПС ГАРАНТ. · Федеральный Закон от 30 марта 1998 г. № 38- ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)» // СПС ГАРАНТ. · Федеральный Закон от 08 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС ГАРАНТ. · Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 N 418-ФЗ // СПС ГАРАНТ. · О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов : ФЗ от 05.12.2022 N 466-ФЗ // СПС ГАРАНТ. · Указ Президента РФ от 06.06.2019 N 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: document/cons_doc_LAW 326419/942772dce3 0cfa3 6b671 bcf 19ca928e4d698a928/. · Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года // СПС ГАРАНТ. · Постановление Правительства Свердловской области от 05.04.2017 N 229-111 «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http: //www.pravo .gov66.ru · Распоряжение Правительства Свердловской области от 16 декабря 2020 года N 686-РП Об утверждении региональной программы Свердловской области «Модернизация первичного звена здравоохранения Свердловской области» // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области >· Стратегия развития здравоохранения Свердловской области до 2035 года : утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 5 сентября 2019 г. N 574-ПП. // СПС ГАРАНТ · "ОК 029-2014. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) [Электронный ресурс] >· Ахмедуев А. Ш. Проблемы развития и императивы реформирования здравоохранения в России и регионах // Региональная экономика : теория и практика.- 2020. - Т. 16, № 5. С. 884-901. 10.24891/re.16.5.884. · Баева А. А. Проблемы регионального управления в системе здравоохранения / А. А. Баева // Образование и наука без границ : социально-гуманитарн е науки. - 2021. - № 6. - С. 80-85. · Грек Н. В. Социальная поддержка материнства в России: гендерный анализ современных социальных реформ: на примере материнского капитала и родовых сертификатов : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2016. 22 с. · Даллакян Д. С. Современное состояние системы здравоохранения в России / Даллакян Д. С. // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2022. - №4-4 - С.67. · Дашибылов С. В. Особенности финансирования здравоохранения в Российской Федерации / С. В. Дашибылов // Молодой ученый. - 2022. - № 29 (319). - С. 218-222. · Десятниченко Д. Ю. О проекте Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации (анализ задач и направлений их решения) / Десятниченко Д. Ю., Десятниченко О. Ю, Шматко А. Д. // Управленческое консультирование. - 2018. - № 1 (109). С. 84-90. · Зубец, А. Н. О качестве медицинского обслуживания населения в контексте повышения качества жизни в России / А. Н. Зубец, А. В. Новиков // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2021. - Т. 8. - № 6 (36). - С. 58-67. · Калининская, А. А. Экономика здравоохранения : учебник / А. А. Калининская. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 436 с. · Карпова Г. А. Эволюция развития и перспективные направления совершенствования рынка медицинского туризма / Карпова Г. А., Рыбальченко И. Е., Игнатова Е. В. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 5 (125). С. 102-107. · Малиновская И. Н. Модернизация здравоохранения как важнейшее направление современной государственной политики России / И. Н. Малиновская // В сборнике : Актуальные проблемы развития социально-экономичес их систем : теория и практика. - 2019. С. 167-172. · Малиновская И. Н. Система здравоохранения на уровне мировой экономики / И. Н. Малиновская, Е. В. Агаркова // В сборнике : Актуальные проблемы развития социально-экономичес их систем : теория и практика. 2019. С. 173-176. · Малолыченко Е. В. Международный опыт социальной защиты материнства //Экономика. Право. Менеджмент: сб. трудов молодых исследователей БГУ. 2018. С. 1-6. epm/dl.ashx?id=351 · Правовые основы здравоохранения : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений /А. В. Гагаринов. - М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 192 с. · Современные тенденции в системе здравоохранения Российской Федерации. - М. : Издание Государственной думы, 2020. - 80 с. · Тагаева Т. О. Общественное здоровье и здравоохранение в России / Т. О. Тагаева, Л. К. Казанцева // Всероссийский экономический журнал «ЭКО». - 2019. - № 2. C. 63-81. · Улумбекова Г. Э., Альвианская Н. В. Финансирование системы здравоохранения РФ : динамика, прогнозы, сравнение с развитыми странами // ОРГЗДРАВ : новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. T. 7, №3. C. 36-47. DOI: https:/doi.org/10.3302 /2411-8621-2021-7- 3-36-47 · Улумбекова Г. Э. Анализ расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделу «Здравоохранение» на 2022 г. и на плановый период 2023-2024 гг. // ОРГЗДРАВ : новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. T. 7, №4. C. 7-15. DOI: 10.33029/2411-8621-2021 7-4-7-15 · Финченко Е. А. Проблемы управления здравоохранением : учебник / Е. А. Финченко. - М. : Юнити, 2020. – 513 с. · Шевский В. И. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2018. - № 3. - С. 24-47. · Экономика здравоохранения : учебное пособие / под ред. А. В. Решетникова – 2-е изд. - М., 2007. – 272 c. · Министерство здравоохранения РФ, www.roszdravnadzor.ru // Национальный проект «Здравоохранение», 2023 г. · Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.minfin.ru · Министерство финансов Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: · Оценка эффективности управления системой здравоохранения в Российской Федерации : современные проблемы и тренды реформирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: artide/n7otsenka-effek ivnosti-upravleniya- sistemoy-zdravoohrane iya-v-rossiyskoy-fede atsii-sovremennye- problemy-i-trendy-re ormirovaniya/viewer · Перечень медицинских организаций Свердловской области // Министерство здравоохранения Свердловской области: официальный сайт. URL: · Федеральная служба государственной статистики, // Здравоохранение. Заболеваемость населения социально-значимыми заболеваниями.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.