Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 133857
Наименование:
Курсовик Социально-педагогическая работа по формированию лидерских качеств у студентов-первокурсников средних профессиональных образовательных учреждений
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 01.10.2024.
Год: 2024.
Страниц: 97.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Социально-педагогич ская работа по формированию лидерских качеств у студентов-первокурсн ков средних профессиональных образовательных учреждений»
2024
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……..………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 1.1. Лидерство как социальное явление. Основные теоретические подходы к возникновению лидерства……..………6 1.2. Социально-психологич ская характеристика лидера в молодежной среде……..……….……….20 1.3. Основные психологические требования, предъявляемые к личности учителя……..………..28 1.4. Обоснование необходимости развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза……..………...………36
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 2.1. Экспериментальное обоснование программы развития лидерских качеств студентов педагогического вуза «Школа - Лидер» ……..……….47 2.2. Экспериментальная апробация программы тренингов «Школа - Лидер» и оценка ее эффективности……..………55 2.2 Проверка эффективности программы по развитию лидерских качеств….……..……….60 2.4. Психолого-педагогиче кие рекомендации по организации и управлению структурой руководства и лидерства в студенческой группе………...62
Актуальность исследования. Современное российское общество характеризуется существенными преобразованиями во всех сферах его жизни. В настоящих условиях политического и социально-экономичес ого развития России, особенно в области образования особенно остро стоит проблема определения эффективных методов выявления, личностного развития и форм обучения социально одаренной молодежи, т.е. потенциальных лидеров в образовании. В отечественной психологии рассматриваются проблемы диагностики и формирования одаренной молодежи в основном применительно к художественному и умственному типам одаренности. Разработка программы развития лидерских качеств будущих педагогов является актуальным и перспективным направлением, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Остались в прошлом комсомольские и Высшие партийные школы, Академии хозяйственного актива, где молодые люди обучались науке управления. Прямое перенесение опыта подготовки профессиональных менеджеров, или организаторов, из сферы бизнеса в сферу образования, также невозможно по ряду причин: 1) необходимо учитывать специфику образовательной деятельности и 2) в процессе формирования молодежных лидеров тесно переплетаются два процесса - интенсивное личностное развитие и формирование лидерских способностей. Системе образования новой России нужны новые психолого-педагогиче кие модели, отвечающие требованиям и системе ценностей гражданского общества. Актуальность проблемы обусловлена также и тем, что в настоящее время существенно возросли требования к качеству подготовки специалистов в системе высшего образования. Обеспечение этих требований возможно, во-первых, при условии совершенствования технологий обучения, во-вторых - при условии психолого-педагогиче кого сопровождения процесса социализации молодой личности. Существующее противоречие между необходимостью создания в системе высшего педагогического образования психолого-педагогиче ких условий для формирования лидерских качеств студентов и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по осуществлению этого процесса также подтверждает актуальность данного исследования. Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется: - необходимостью создания системы психолого-педагогиче кого сопровождения развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза, осуществляемой в процессе обучения; - необходимостью разработки программы деятельности социального педагога вуза по развитию лидерских качеств студентов. Объектом исследования является процесс развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза. Предмет исследования - психологические основы развития лидерских качеств студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Цель исследования - выявить и конкретизировать на практике психолого-педагогиче кие основы развития лидерских качеств студентов в педагогическом вузе. Гипотеза исследования: предполагается, что развитие лидерских качеств у студентов педагогического вуза будет эффективным, если: - процесс организации психолого-педагогиче кого сопровождения развитию лидерских качеств будет выступать как часть целостного педагогического процесса вуза; - эффективность процесса развития лидерских качеств определяется особыми условиями, созданными в ходе психолого-педагогиче кого сопровождения; - реализуется поэтапная работа по программе психолого-педагогиче кого сопровождения развития лидерских качеств. В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: 1. Провести психолого-педагогиче кий анализ проблемы подготовки лидеров в системе образования. 2. Раскрыть сущность лидерской подготовки с учетом специфики педагогической профессии. 3. Осуществить отбор, систематизацию и оценку качества диагностирующих и развивающих методик для обеспечения процесса развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза. 4. Разработать и экспериментально апробировать программу развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза. Методы исследования. При проведении исследования использовался широкий спектр методов и методик: теоретический анализ научной литературы и исследований по проблемам лидерства как социального явления, молодежного лидерства, лидерства в образовании, формирования профессионально значимых качеств педагога, развития личности. Методы наблюдения, опроса, констатирующий и формирующий эксперименты. Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 97 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 67 источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 1.1. Лидерство как социальное явление. Основные теоретические подходы к возникновению лидерства
Феномен лидерства занимает особое место в социальной психологии в силу своей яркости и занимательности. Именно здесь накоплен основной массив исследований, концепций и попыток теоретического обобщения. При изучении этой проблемы социальной психологии наиболее продуктивно постоянное обращение к истории, углубленный исторический экскурс в проведенные ранее исследования. В исследованиях феномена лидерства пока еще нет «окончательного диагноза», который позволил бы кратко суммировать и обобщить достижения, отбросив заведомо неверные концепции. Учитывая это, рассмотрим накопленные научные данные максимально широко. Отметим, что каждый последующий подход не зачеркивал предыдущие, а надстраивался над ними. Различные теории вплотную попытались объяснить природу лидерства и выявить факторы, влияющие на этот феномен. В обобщенном виде можно выделить несколько групп подобных теорий. Теории «героев» и «теории черт». Теории данной группы — из самых древнейших. Как известно, значительная часть политико-психологиче ких черт и особенностей детерминирована социокультурными обстоятельствами. Так, древние египтяне приписывали своему императору «божественные черты»: «властное высказывание» в устах, «понимание в сердце», но «язык его — усыпальница справедливости». Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних греков, качеств вождей: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл). Перечни таких или похожих качеств встречаются в самых разных культурах: Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз менялись. Тем не менее, образы героев были, есть и всегда будут. Во всяком случае, пока сохраняются сторонники понимания истории как творения «героев», великих людей. Значит, будут множиться и списки «героических» черт. В XX веке известные представители «героической» теории (Т. Карлайл, Е. Джен-нингс, Дж. Дауд и др.) пытались изучать качества, «передающиеся по наследству» и «способствующие завлечению масс». Затем, вслед за «героической», уже «теория черт» попыталась дать ответ на вопрос, какими свойствами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Ее сторонники (Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался ими через призму ряда факторов, Во-первых, к таким факторам относились его «способности» — умственные, вербальные и т. д. Во-вторых, «достижения» — образование и физическое развитие. В-третьих, «ответственность» — зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» — активность, кооперация и т. д. В-пятых, «статус» — социально-экономичес ое положение, популярность. В-шестых, важными признавались «ситуативные черты» личности...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовательской работе, тема которой «Развитие лидерских качеств у старших школьников» были рассмотрены в теоретической части работы по данному вопросу таких авторов Р. Крачфилд, Д.Креч, Г.Хоманс концепция «лидерства как функции группы». «Теория лидерства как функции ситуации» Р.Бейлс, Т.Ньюком, А.Харе рассматривали лидерство как сложный социально -психологический процесс группового развития. Р.Крачфилд исходил из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, где лидер- это член группы с наибольшим статусом. Р.Бейлс считал, что лидерство-это не только функция личности или группы, а результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций. Выдвигает два типа лидеров эмоциональный и инструментальный. Н.Жеребова показала, что специфическая сфера деятельности выдвигает своего ситуативного лидера. Б.Парыгин определяет, что лидер это неофициальный руководитель в условиях специфической ситуации. На основе существующих теорий анализа теоретических аспектов по вопросу понятие лидерства была поставлена цель исследовательской части работы - сформировать представление о личности лидера и определений набора тех или иных качеств, которые делают человека лидером. На основании изученных материалов теоретическая часть перед практической составляющей работы, в соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза: уровень лидерских качеств старших школьников можно повысить, если способствовать формированию компонентов лидерских качеств. Экспериментальное исследование по выявлению лидерских качеств данной социальной группы выявления черты личности, которыми должен обладать лидер, и про анализированные качества личности лидеров класса, что подтверждает данную гипотезу (черты личности способны влиять на становление статуса лидера и существует возможность для неотвергаемых повысить свой статус). Итак, сделан обзор одной из теорий лидерства, где сформировано представление о личности лидера в социальной группе, а также определено как лидеры группы влияют друг на друга. В практической части выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения учеников и учителей данного класса, а затем проанализированы качества личности лидеров класса, выделенных с помощью социометрической методики. Тесты 16PF тест Кеттела и «личностный дифференциал» показали, что лидерам класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали, лидерами. Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидера только испытуемого класса, и нигде больше они не будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится. Результаты работы позволяют кое-что сказать о испытуемом классе. Не только то, кто является в нем лидером, но и, рассмотрев черты лидеров, судить о тех качествах, которые ценятся в испытуемом классе. Это: высокий интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе, независимость, воля, Т.е. установлены черты личности, которые способны влиять на становление статуса лидера или приближенного к нему статуса «звезды» в классе. Таким образом, существует возможность для «отвергаемых» повысить свой статус. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку некоторое независимое существование от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. Исследование может помочь ребятам лучше понять себя и задуматься о тех качествах личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.
ЛИТЕРАТУРА
1 Андреева Г.М Социальная психология: Учебник для вузов. – М.:Просвещение, 2000. 2 Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] /В.Г.Асеев - М.:Мысль,1976. 3 Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] /М.М.Бахтин. – М.:Просвещение, 1980. 4 Бендас Т.В Психология лидерства. СПб.:2008. 5 Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2008. – 368с. 6 Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте[Текст] /Л.И.Божович. – М.:Просвещение, 1968. 7 Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения[Текст] /Г.М.Бреслав. – М.:Просвещение, 1990. 8 Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности[Текст] /П.Вайнцвайг. –М.:Прогресс, 1990. 9 Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов. / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Под. ред. А.В.Петровского. – 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с. 10 Выгодский, Л.С. Педагогическая психология[Текст] /Л.С.Выгодский. –М.:Педагогика, 1991. 11 Гримак Л.П. Резервы человеческой психики.– М., 1989. 12 Гроховский, В.В. Пути профилактики психопатии и психопатоподобных расстройств у детей[Текст] /В.В.Гроховский. -Харьков, 1980. 13 Гуревич, К.М. Что такое психодиагностика[Тек т] /К.М.Гуревич. – М.:Просвещение, 1985. 14 Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения[Текст] /А.Б.Добрович. – М.:Просвещение, 1987. 15 Дунаев, В.Ю. Общение и личность[Текст] /В.Ю.Дунаев. – М.:Просвещение, 1996. 16 Егоров В.Е. О психологических свойствах, обуславливающих успешную деятельность //Психологический журнал. - 1990. -№ 1.-С. 14-16. 17 Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации[Текст] /В.Е.Каган//Вопросы психологии.- 1984.- №4. 18 Карделл Ф.Д. Психотерапия и лидерство. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 19 Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.– М., 1993. 20 Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шести летнего возраста: книга для учителя [Текст] /Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – М.:Просвещение, 1988. 21 Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. -254с. 22 Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание, 1988. – 80с. 23 Кондратьева, С.В. Учитель – ученик [Текст] /С.В.Кондратьева. – М.:Просвещение, 1984. 24 Корнетов. Г.Б. Педагогика: теория и история. - М.: Изд-во УРАО, 2003. – 296 с. 25 Коротаева Е. Хочу, могу, умею!– М., 1997. 26 Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! [Текст] /Е.Коротаева. – М.: КСП, 1997. 27 Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. - СПб., 2002. -320 с. 28 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. 29 Ларин И., Беловодская М. Азбука лидерства. - СПб., 2001.-185 с. 30 Леванова Е. Готовясь работать с подростками.– М., 1993 31 Леви В. Искусство быть другим.– М., 1980. 32 Леви В. Искусство быть собой.– М., 1991. 33 Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя.– М., 1991. 34 Личность, семья, школа. (под редакцией ВешловскогоС.Г.), -С.-Питербург,1996. 35 Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника[Текст] /А.А.Люблинская. – М.:Просвещение, 1977. 36 Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед.соч.: В 8 т. М., 1983-1986. Т.1 – 512 с. 37 Максвелл Дж. 21 неопровержимый закон лидерства. -Минск: Попурри, 2002.-288 с. 38 Маркелова Н.В. Развитие представлений об успешности в раннем юношеском возрасте / Автореф. дис... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2005. - 22 с. 39 Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. - Киев, 1990. 40 Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1970. 41 Матюхин М.В. Мотивация учения младших школьников[Текст] /М.В.Матюхин. – М.:Просвещение, 1984. 42 Мвльковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников.– М., 1988. 43 Мелибруда Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.– М., 1986. 44 Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления позновательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблеммы управления познавательной деятельностью человека[Текст] /М.А.Менчинская. – М.:Просвещение, 1978. 45 Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу.– М., 1988. 46 Немов, Р. Психология[Текст] /Р.Немов. – М.:Просвещение, 1998. 47 Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, собрание научных трудов (под редакцией Бодалева) – М.: Просвещение, 1987. 48 Общение и личностный рост (сборник научно-методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей). - Барнаул: АКИПКРО, 1994. 49 Общение и оптимизация совместной деятельности(под редакцией Андреева М., Якоуше К. и др.) – М.: МГУ, 1987. 50 Общение и развитие психики, собрание научных трудов (под редакцией Бодалева) – М.:Просвещение, 1986. 51 Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.(под редакцией Ветрова В.В. и др.) – М.:Просвещение, 1985. 52 Общение и формирование личности школьника, (под редакцией Бодалева и др.) – М.:Педагогика, 1987. 53 Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1978. – 176 с. 54 Петровский, А.В. и др. Проблема личности в современной психологии [Текст] /А.В.Петровский. – М.:Просвещение, 1982.- №4. 55 Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив[Текст] /А.В.Петровский. – М.:Просвещение, 1982. 56 Пивоварова, Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей[Текст] /Г.Н.Пивоварова. – М.:Просвещение, 1978. 57 Проблема общения в психологии, – М.:Просвещение, 1981. 58 Психология лидерства: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельче-нок. - Мн.: Харвест, 2004. - 368 с. 59 Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой.-М.: Просвещение, 1981.-365 с. 60 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. 61 Рейнвальд, Н.И. Психология личности[Текст] /Н.И.Ренвальд. – М.:Просвещение, 1987. 62 Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. -Минск: Харвест, 1997. - 800 с. 63 Теории личности в западно-европейской и американской психологии.(под редакцией РайгородскогоД.Я.).- Самара: Бахрах, 1996. 64 Формирование личности школьника в коллективе (под редакцией Гуровой), – М.:Просвещение, 1959. 65 Фресс, П., Пиаже, Ж. Экспериментальная психология[Текст] /П.Фресс, Ж.Пиаже. – М.:Просвещение, 1975. 66 Цукерман, Г.А.,Елизарова, Н.В.О детской самостоятельности, вопросы психологии [Текст] /Г.А.Цукерман, Ж.Пиаже. – М.:Педагогика, 1990.- №6. 67 Чернышев А. С., Лунев Ю. А. Психологическая школа молодежных лидеров: Методическое пособие. — М., 2005
Приложение №1 Метод социометрических измерений...
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.