Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 103515
Наименование:
Курсовик Социально-психологические особенности кризисов в развитии семьи
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Проектиров.пред.общепита.
Добавлен: 1.2.2017.
Год: 2015.
Страниц: 30.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Основные данные о работе Содержание Введение Основная часть 1. Семейный кризис: стадии и причины возникновения 2. Возможные пути преодоления семейных кризисов Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложения
Введение
Семья - как определенная единица, представляющая собой союз двух людей, проходит определенный путь становления. Периодически отношения супругов достигают определенной точки, из которой они либо переходят на следующий этап, становятся крепче и либо распадаются. Эти точки общепринято называть кризисами. Проблемами изучения семейных кризисов занимались Дементьева И., Голод С. И., Захаров С. В., Пациорковский В. В., Пациорковская В., Сакевич В. И. и мн. др. Однако, несмотря на многочисленные работы социологов, психологов, педагогов в данном направлении, проблема семейного кризиса остается открытой. Кризис - резкий, переломный момент в чем-нибудь (Лапин Н. И., Гвишиани Д. М.). Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Семья как социальный институт имеет две особенности. Во-первых, семья - это саморегулирующаяся система, культура общения вырабатывается самими членами семьи, что сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной зрелостью членов семьи. Во-вторых, семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, религией, общественным мнением, образованием, правом, культурой. Существуют также кризисные ситуации - это стрессы, возникающие в любой момент, они не зависят от конкретных сроков, дат и возраста супругов. К ним относятся, например: потеря работы, потеря близкого человека, серьезная болезнь, и т. д . Это непредсказуемые факторы, которые влияют на семейную жизнь, но не являются ее ключевыми моментами. Существует еще личностные кризисы. У каждого человека периодически случаются кризисы, происходит переоценка ценностей, личность переходит на следующую ступень развития. Периодичность личностных кризисов в среднем 5-7 лет. К самым ключевым моментам относят кризис 7 летнего возраста, подростковый период, кризис 21 года, кризис 33-х лет, кризис среднего возраста и т.д. Кризисы в семейных отношениях возникают с периодичностью примерно раз в 3-4 года, после первого кризиса в начале совместной жизни. Остро и болезненно они протекают в тех семьях, где отношения завязывались преимущественно на чувстве любви, без необходимого расчета.
Основная часть 1 Семейный кризис: стадии и причины возникновения
Семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы. Анализ событий жизненного пути семьи показывает, что кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными (Олифирович Н. И.). Все семьи проходят стадии развития, и на каждом этапе перед ними стоят определенные задачи. Эти задачи необходимо решить, иначе перейдя на следующий этап, они задачи будут мешать прохождению семьей следующей стадии развития. Исследования социологов и семейных консультантов показывают, что каждая семья в своем развитии проходит несколько этапов, переходы между которыми часто сопровождаются кризисами. Бытует мнение, что нормативные семейные кризисы вызывают бытовые трудности, но существуют другие причины, способные спровоцировать разногласия: рождение ребенка, сложности на работе, изменение материального положения. Или более серьезные стрессы: болезнь, потеря работы, рождение нездорового ребенка. Из сложившейся проблематичной ситуации каждая семья выходит по-своему, и от того, насколько успешным будет этот выход, напрямую зависит будущее семьи. Все особенности отношений в семье изучает психология. Психологи выделяют наиболее «взрывоопасные» периоды. Следует заметить, что избежать таких кризисов, как правило, тяжело, но сознательно управлять их протеканием, возможно. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне выражается в следующем: • чувство дискомфорта, повышенная тревожность; • неэффективность старых способов коммуникации; • снижение уровня удовлетворенности браком; • ощущение непонятности, безысходности и тщетности усилий, предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощущение ограничения своих возможностей, неспособность обнаружить в ситуации новые направления развития; • смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектную позицию, ему начинает казаться, что нечто происходит "с ним" - то есть вне его, а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае он искренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведения другого члена семьи приведет к улучшению ситуации; • закрытость для нового опыта и в то же время надежда на "чудесное возвращение мира", не связанное с собственными изменениями; • появление сверхценных идей у некоторых членов семьи; • формирование симптоматического поведения. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне: • нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты - симбиотическое слияние и разобщенность); • деформация внутренних и внешних границ семьи, крайними вариантами которой являются их размытость и непроницаемость; • нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности; • нарушение иерархии (борьба за власть); • возникновение семейных конфликтов; • рост негативных эмоций и критики; • нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи; • регресс или возврат к ранним моделям функционирования семьи; • противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи; • разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и не сформирования новых; • нарушение традиций и ритуалов; • неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых; Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне: • нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайними вариантами которых являются жесткость (непроницаемость) границ; • нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, "провал" роли). Последствия семейного кризиса. Исследователи, в том числе Дилигентский Г. Г., выделяют следующие характеристики семейного кризиса: 1. Обострение ситуативных противоречий в семье. 2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов. 3. Нарастание неустойчивости в семейной системе. 4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий. Но необходимо помнить, что на любом уровне функционирования семьи кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном) неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения их функционирования. Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов. Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В данном подходе кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами. Они возникают при препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи. В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи. 1 - зачатие, беременность и рождение ребенка. 2 - начало освоения ребенком человеческой речи. 3 - ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу). 4 - ребенок вступает в подростковый...
Список использованных источников 1 Бернис, Б. Консультирование семьи. // Практическое руководство / Б. Бернис, Грюнвальд, В. Гарольд, Макаби. - М. : Когито-Центр, - 2004. -510 с. 2 Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2006. - 176 с. 3 Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. - СПб. :Речь, 2006 - 360 с. 4 Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. - М.: Класс, 2006. - 306 с. 5 Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002. 6 Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с. ISBN 5-9268-0237-7 7 wiki/%D0%97%D0%B0%D0% 3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D %BD%D0%B0 D1%8F_%D1%81%D1%82%D %80%D0%B0% 8 Psih/Psih2/Psihologia _24.htm 9 dictionary_of_terms/i dex.htm 10 Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие. - СПб: Речь, 2007. - 384 11 Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 672с. 12 . Карабанова О.А. Психология семейных отношений. - Самара, 2001. - 215
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.