Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 128318


Наименование:


Диссертация Социальные эмоции у детей с задержкой психического развития

Информация:

Тип работы: Диссертация. Предмет: Психология. Добавлен: 15.12.2021. Год: 2020. Страниц: 108. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования социальных эмоций у детей дошкольного возраста
1.1 Социальные эмоции как понятие
1.2 Особенности развития социальных эмоций в дошкольном детстве
1.2.1 Нормально развивающиеся дошкольники
1.2.2 Дошкольники с ЗПР
1.3 Социальные эмоции как проявление эмоционального интеллекта дошкольников (сравнительный аспект детей с нормальным развитием и ЗПР)
Глава II. Диагностика социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1 Условия и этапы констатирующего эксперимента
2.2 Методика диагностики социальных эмоций как проявления эмоционального интеллекта дошкольников
2.3 Результаты диагностики
Глава III. Развитие социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР
3.1 Условия и этапы формирующего эксперимента
3.2 Комплекс игровых ситуаций и упражнений на развитие социальных эмоций как проявления эмоционального интеллекта дошкольников с ЗПР
3.3 Результаты формирующего эксперимента
3.4 Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы

?
Введение

Дошкольный возраст является важным этапом социально- эмоционального развития ребёнка. Именно в этот период появляются и закрепляются важнейшие новообразования эмоциональной сферы дошкольника: эмоции приобретают глубокий характер, становятся более осознанными, дифференцированными (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева и др.); развивается более устойчивая система эмоциональных отношений (В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон и др.); для ребёнка становится доступной способность к проявлению сопереживания - эмоциональная децентрация (Г.М. Бреслав и др.); он научается распознавать социальные эмоции (Е.М. Листик, А.М. Щетинина и др.); более сложными становятся речевые характеристики эмоций (Н.В. Соловьёва); появляется механизм эмоционального предвосхощения, когда ребёнок начинает предвидеть эмоции окружающих людей при тех или иных событиях (А.В. Запорожец, Е.И. Изотова и др.); совершенствуется эмоциональная модель поведения (А.В. Запорожец, М. В. Иванова и др.).
В связи с активным эмоциональным развитием именно в период дошкольного детства возникает наибольший риск появления эмоциональных расстройств у детей (А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Ю.М. Миланович). Это выражается в несформированности высших форм поведения, в неадекватности эмоциональных проявлений (А.В. Запорожец, А.И. Захаров, И.М. Мамайчук и др.).
У детей с ЗПР наблюдается специфическое развитие эмоциональной сферы, проявляющееся в её незрелости (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.Я Семаго и др.). Такие дети характеризуются повышенной агрессивностью, неадекватной чувствительностью к средовым изменениям; появлением трудностей в усвоении эмоционального опыта, интерпретации социальных эмоций; наблюдается недостаточное развития речевых средств обозначения эмоциональных проявлений и бедность их содержательной стороны (В.В. Лебединский, Т.Н. Павлий, Т.З. Стернина).
Существуют различные методики диагностики и развития социальных эмоций у дошкольников, в том числе с ЗПР. Практически все они рассчитаны только на понимание и восприятие эмоциональных проявлений. Однако развитие эмоционального интеллекта как необходимого и обязательного условия и фактора формирования социальных эмоций не учитывается. Этим и объясняется актуальность нашей работы.
Тема исследования: «Формирование социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития».
Проблема исследования: каковы пути формирования социальных эмоций как интегративного показателя развития эмоционального интеллекта старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)?
Объект исследования: процесс развития социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект как необходимое условие и средство развития социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать способы диагностики и формирования социальных эмоций как интегративного показателя эмоционального интеллекта у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Данная цель реализовалась путём выполнения ряда задач:
). Описать особенности формирования социальных эмоций у детей дошкольного возраста (в том числе с задержкой психического развития).
). Обозначить новый подход к формированию социальных эмоций у дошкольников посредством развития их эмоционального интеллекта.
). Разработать и апробировать методику диагностики формирования социальных эмоций через развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников с ЗПР.
). Описать и апробировать комплекс игровых ситуаций и заданий по формированию социальных эмоций как интегративного показателя развития эмоционального интеллекта.
). Дать оценку эффективности проведённой работы.
Гипотеза исследования заключается в предположении: эффективность работы по развитию социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР повысится, если:
- в качестве интегративного показателя формирования социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития использовать развитие эмоционального интеллекта;
- разработать и апробировать методики диагностики социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР через развитие их эмоционального интеллекта;
- описать и апробировать комплекс игровых ситуаций и упражнений на развитие социальных эмоций и эмоционального интеллекта у старших дошкольников с ЗПР.
Исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе нами были изучены и обобщены имеющиеся в психолого-педагогиче кой и научно-методической литературе знания по теме исследования; описан новый подход формирования социальных эмоций дошкольников как проявления их эмоционального интеллекта; оформлена первая глава исследования.
На втором этапе был проведён констатирующий эксперимент, разработана и апробирована методика диагностики социальных эмоций через развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников с ЗПР; описаны результаты констатирующего эксперимента; оформлена вторая глава диссертационной работы.
На третьем этапе нами был проведён формирующий эксперимент; описан и апробирован комплекс игровых ситуаций и заданий по формированию социальных эмоций через развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников с ЗПР; оформление третьей главы; формулировка выводов.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение, анализ и обобщение отечественной и зарубежной психолого-педагогиче кой и научно-методической литературы по теме исследования;
2) эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент и анализ экспериментальной деятельности;
3) статистические: количественная (статистическая) обработка данных, полученных в ходе проведения экспериментальной работы; качественный анализ результатов.
Методологические основы исследования: культурно-историческ я концепция Л.С. Выготского, теория социальных эмоций А.В. Запорожца, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, а также теоретические положения о комплексном подходе к коррекционно-педагогич ской работе с детьми с ЗПР и индивидуальном подходе к ним Н.Л. Белопольской, Н.Ю. Боряковой, Г.М. Бреслава, И.А. Захарова, О.В. Защиринской, К.С. Лебединской, В.И. Лубовском, В.Б. Никишиной и др.
Научная новизна нашего исследования заключается в теоретическом обосновании подхода к диагностике и развитию социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР через развитие их эмоционального интеллекта.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в обобщении особенностей формирования социальных эмоций у детей дошкольного возраста (в том числе с задержкой психического развития) и их взаимосвязи с развитием эмоционального интеллекта дошкольников;
- в разработке теоретических положений концепции развития социальных эмоций как проявления эмоционального интеллекта старших дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана и апробирована методика диагностики социальных эмоций через развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников с ЗПР;
- описан и апробирован комплекс игровых ситуаций и заданий по формированию социальных эмоций как интегративного показателя развития эмоционального интеллекта.
Достоверность исследования обеспечивается непротиворечивостью логических выводов, полученных в ходе теоретического анализа проблемы исследования, и их согласованностью с современными педагогическими концепциями, использованием комплекса эмпирических и теоретических методов исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. У детей с ЗПР наблюдается специфическое развитие эмоциональной сферы, проявляющееся в её незрелости, трудностях в усвоении эмоционального опыта (нестойкое, нескоординированное, нестабильное проявление социальных эмоций), интерпретации социальных эмоций.
2. В качестве специфических черт старших дошкольников с задержкой психического развития, характеризующих взаимосвязь социальных эмоций и эмоционального интеллекта, выступают следующие:
- для них гораздо важнее само действие, чем смысл и причина этого действия, более того, их привлекает сама ситуация «социального вывиха», что отражает привычный для детей с ЗПР опыт неконструктивного поведения;
- у них отмечаются проблемы в понимании причинно-следственных связей и трансформации эмоциональных проявлений (особенно, обиды, стыда и интереса): чем более социализирована эмоция, связанная с проявлениями социальных взаимоотношений между людьми и системой нравственных ценностей, тем сложнее это сделать детям;
- у дошкольников с ЗПР отмечается ригидность социального прогноза и определения стратегии поведения.
3. Концепция развития социальных эмоций как проявления эмоционального интеллекта старших дошкольников с ЗПР строится на 4-ёх составляющих эмоционального интеллекта, выделенными Д. Гоулманом. Это самосознание, самоконтроль, эмпатия и навыки отношений. В каждом из них тем или иным образом задействованы социальные эмоции. Если коррекционно-педагогич ская работа строится с учетом данных особенностей развития социальных эмоций у дошкольников с ЗПР, то она становится более эффективной.
Работа имеет традиционную структуру: состоит из введения; основной части, включающей в себя 3 главы; заключения и списка литературы (82 источника).

?
Глава I. Теоретические основы формирования социальных эмоций у детей дошкольного возраста

1.1 Понятие социальных эмоций

По психологическому словарю «эмоции» (от лат. еmovere - возбуждать, волновать) представляют собой психические состояния и процессы, связанные с инстинктами, мотивами, потребностями и отражающие «в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [8].
Внешне эмоции могут выражаться в мимике (движениях лица), пантомимике (движениях тела), а также в голосе. Так, человек, испытывающий гнев, бледнеет. При испытании чувства смущения или стыда
– краснеет. При страхе усиливается потоотделение. При радости и гневе дыхание становится частым [33].
Существуют различные критерии классификаций эмоциональных проявлений. Рассмотрим некоторые из них:
I. По знаку. Источником формирования эмоций выступает действительность, соотносимая с потребностями человека. Если ребёнок удовлетворяет свои потребности, он испытывает положительные эмоции. Формирование отрицательных эмоций соотносится с препятствиями в удовлетворении потребностей. [33].
II. По модальности (качеству) различают различные виды эмоциональных процессов и состояний, которые выполняют определённую роль в регуляции деятельности и общения человека. В связи с этими функциями К. Изард выделил 8 разновидностей "фундаментальных" эмоций. К ним относятся: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. На их основе строятся другие эмоциональные проявления [26]...

?
Заключение

Данное исследование подтвердило свою актуальность, теоретическую и практическую значимость.
В первой части диссертационной работы мы изучили, проанализировали и обобщили теоретические представления о социальных эмоциях, описали особенности их формирования по возрастам, представили новую описательную концепцию развития социальных эмоций как проявление эмоционального интеллекта дошкольников.
Она строится на 4-ёх составляющих эмоционального интеллекта, выделенными Д. Гоулманом. Это самосознание, самоконтроль, эмпатия и навыки отношений. В каждом из них тем или иным образом задействованы социальные эмоции. Так, в самосознании - это способность ребёнка анализировать свои собственные эмоциональные проявления; в самоконтроле - умение контролировать свои эмоции; в эмпатии - это чувство и понимание эмоций других людей; в навыках отношений - это то, что помогает нам на эмоциональном уровне подчинять эмоции других людей под свои собственные.
Таким образом, социальная эмоция не может существовать сама по себе. Она так или иначе связана не только с социумом, но и с мыслительными операциями, протекающими на эмоционально- коммуникативном уровне.
Данная идея была подтверждена проведением эмпирической части нашего исследования в констатирующем, формирующем и контрольном экспериментах.
Поскольку в психолого-педагогиче кой литературе практически не существует методик диагностики социальных эмоций, затрагивающих мыслительный компонент, нами была разработана методика диагностики социальных эмоций как проявления эмоционального интеллекта старших дошкольников с ЗПР.
Она состояла из 4-ёх методик, включающих в себя игровые задания:
1) на ориентировку в эмоциях и их группировку,
2) на соотношение их с социальными жестами,
3) на изучение понимания причинно-следственных связей на основе социальных эмоций,
4) на ориентировку в социальном контексте (в ситуациях выбора нравственных эмоций, интеллектуальных и эстетических), а также в умении компенсировать социальную эмоцию и предугадывать будущее состояние от совершённого поступка.
На основе данной методики был проведён констатирующий эксперимент, который показал значительное отставание детей с ЗПР от своих нормально развивающихся сверстников в отношении развития социальных эмоций. Благодаря обобщению их ответов можно выделить специфические черты дошкольников с задержкой психического развития:
• для них гораздо важнее само действие, чем смысл и причина этого действия;
• их привлекает сама ситуация «разрушенности» и «социального вывиха», что отражает привычный для детей с ЗПР опыт неконструктивного поведения;
• непостоянство ответов на фоне ригидности социального прогноза и определения стратегии поведения.
• большее количество трудностей с пониманием причинно-следственных связей и трансформации эмоциональных проявлений связано с эмоциями обиды, стыда и интереса. При этом чем более социализирована эмоция, связана с проявлениями социальных взаимоотношений между людьми и системой нравственных ценностей, тем сложнее это сделать.
В связи с этим целью формирующего эксперимента явилось описание и апробация комплекса игровых ситуаций и упражнений по формированию социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР. Он включал в себя игровые задания, рассчитанные на компенсацию знаний детей на эмоциональном уровне. Так, первый этап включал в себя игровые упражнения и ситуации, восполняющие задачи первых двух методик диагностики социальных эмоций. Это игры на восприятие эмоций, их группировку, соотнесение с жестами.
Второй и третий этапы восполняли проблемы в решении детьми задач 3 и 4 методик диагностики. Они были связаны с пониманием причинно-следственных связей на эмоциональном уровне, трансформации эмоций и выстраивании собственных эффективных моделей социального поведения.
С целью доказательства успешности разработанного нами комплекса упражнений по формированию социальных эмоций
1) нами была проведена повторная диагностика экспериментальной группы. Её результаты показали, что уровень формирования социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР значительно повысился по сравнению с данными констатирующего эксперимента. Кроме того, качественный анализ показал, что они стали более наблюдательными, меньше ссорятся, обращают внимание на эмоциональное состояние других людей.
2) был проведён контрольный эксперимент, в котором сравнивались показатели повторной диагностики сравнительной, контрольной и экспериментальной групп. В ходе его проведения выяснилось, что разница по сравнению с началом эксперимента к концу года сильно повысилась только в экспериментальной группе, где велась целенаправленная работа по формированию социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР через развитие их эмоционального интеллекта (на 19%). Изменение результатов в контрольной и сравнительной группе - незначительное. Это ещё раз доказывает эффективность проделанной нами работы.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
Перспективы исследования заключаются в теоретическом обосновании и апробации модели развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников с ЗПР посредством комплексных игр-занятий и наблюдений.

?
Список литературы

1. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 136с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской - М., 1982. - 125 с.
3. Антонова Т.В. Особенности социального поведения детей в игре / Т. В. Антонова // Руководство играми в детском саду.- М., 1986.
4. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающ го обучения / Н.В. Бабакина. - М.: Айрис пресс, 2005. - 78 с.
5. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).
6. Белопольская Н. Л. Предмет и задачи детской патопсихологии / Н.Л. Белопольская. - Москва, 2004 // Детская патопсихология : хрестоматия : учебное пособие / Сост. Н.Л. Белопольская. - 3-е издание, стереотипное. - Москва : Когито-Центр, 2004. - С. 5-10.
7. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие / Л.Н. Блинова - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004 г. - 136 с.
8. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 587 с.
9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с. (Коррекционно-развиваю ее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
10. Борякова, Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология - 2003. - №1 - 10 с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
12. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров. ? Л.: Наука, 2001. ? 145 с.
13. Васильева, Е.Н. Шестилетние дети: проблемы и исследования: моногарфия / Е.Н. Васильева. - Н. Новгород, 1993. - 98-108 с.
14. Виды эмоций [электронный ресурс]: Отдел образовательных информационных технологий. - link1/metod/met121/no e39.html. - ЯГПУ, 2010. (Дата обращения: 15. 06.2015).
15. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. - Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 1983 год. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
16. Выготский Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский // Собр. Соч. - Т. 4. - М.: Просвещение, 1984. - 450 с.
17. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский // Собр. Соч. - Т. 4. - М., 1984. - 90 с.
18. Ермолаева М.В., Миланович Л.Т. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 104с.
19. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
20. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психологии, 1974 г.
21. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография / А.В. Запорожец. - М., 1985.
22. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - Санкт-Петербург, 2000.
23. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. -2-е изд., доп. - М. : Просвещение, 1993 .-192с.
24. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская - СПб.: Речь, 2007. - 168 с.
25. Иванова М. В. Эмоциональная регуляция процесса решения мыслительных задач в младшем школьном возрасте. Дис….канд. психол. наук. Иркутск, 1998. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - psyedu/2007/n5/Kapiton nko.shtml [Эмоциональная регуляция поведения: области изучения, компоненты и функции - Психологическая наука и образование - 2007. № 5].
26. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2011
27. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
28. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - Издательство: Речь, 2005. - 400 с.
29. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с.
30. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональ ому развитию детей дошкольного возраста. - М.: Дрофа, ДиК, 1999.- 128 с. - (Маленький человек и большой мир).
31. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. //Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. -М., 2001 ).
32. Козлова С.А. Программа приобщения дошкольников к социальному миру «Я человек» / С. А. Козлова.- М.: Академия, 1996.
33. Колпакова Н. Развитие эмоционально- нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. - 1999.-№10
34. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников : уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. Д. Кошелева, В. И. Перегула, О. А. Шаграева / под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой.- М.: Академия, 2003.
35. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
36. Лебединская К.С. Клинические варианты задержек психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1980. №3. - С. 407 - 412.
37. Левшина Н.И., Бабунова Т.М.. Теоретико-методологи еские аспекты социализации дошкольников.- Магнитогорск, 2006.
38. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: МГУ, 1971. - 40 с.
39. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте. [текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук (19.00.13) / Елена Мариковна Листик; . - М., 2003. - 28 с.
40. Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
41. Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова - М., 1984.
42. Мамайчук И.И. Психолокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [электронный ресурс]. - docs/422/index-8447-1.h ml. - Санкт-Петербург. (дата обращения: 18.05.2015).
43. Микляева Н.В. Социально-эмоциональ ое развитие дошкольников. - Москва: Творческий центр «Сфера», 2013.
44. Микляева Н.В., Тимошенко Т.В. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников как технология / Н.В. Микляева, Т.В. Тимошенко // Современный детский сад. - 2015. - №6. - С. 38-45.
45. Микляева, Н.В. Социально-нравственно воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 208с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
46. Милнер П. Физиологическая психология. - М.: Мир, 1973. - 246 с.
47. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: пособие для работников ДОУ. - М.: Аркти, 2003. - 45 с.
48. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
49. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина - М.: Владос, 2003. - 128 с.
50. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина - М.: Владос, 2003. - 128 с.
51. Общая психология:Учебн.пос бие. Под ред.Петровского -2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977 г.
52. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: «Академия», 2002. - 464 с.
53. Особенности развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [электронный ресурс]. plws-492-2.html (дата обращения: 01.07.2015).
54. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. - 333 с.
55. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 104 с.
56. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ по общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с. («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала»: Вып. 13).
57. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "Диалог" [электронный ресурс]// под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько. - wp-content/uploads/20 4/02/POOP_Dialog.pdf.
58. Психологическое развитие ребенка // А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
59. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Академия, 2007. - 94 с.
60. Репина Т.А. Социально-психологич ская характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. - М., 1988.
61. Репина Т.А. Воспитатели и дети, их общение [Текст] / Т.А. Репина, Л.Н. Башлакова // Дошкольное воспитание. 1989. № 10.
62. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология. Ремонтное, 1995.
63. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб., 1988. - с. 452.
64. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. -М.: АРКТИ, 1999.
65. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.- СПб.: Речь, 2005.
66. Семаго Н.Я., Чиркова О.Ю. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие. Книга 2. /под общ. ред. М.М. Семаго - М.: ГЕНЕЗИС, 2010.
67. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. - Москва: Академический проект, 2000.
68. Слепович, Е.С. Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью : метод. рекомендации / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - Минск, 2005. - 96 с.
69. Тимошенко Т.В. Самый большой урок в мире / Т.В. Тимошенко // Современный детский сад. - 2016. - № 1. - С. 76 - 80.
70. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 5-е издание. - Академия, 2001.
71. Ушакова О.С., Соловьёва Н.В. Особенности освоения языка эмоций в развитии речи дошкольников [электронный ресурс]. - pedagog/104/18611-osob nnosti-osvoeniya-yazy a- emocij-v-razvitii-rec i-doshkolnikov.html. (дата обращения: 23.05. 2015).
72. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
73. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 60-66.
74. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно- методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
75. Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцепт вных способностей у детей дошкольного возраста: Монография. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 124 с.
76. Эмоциональные межличностные отношения: личность, эмоция, суть таких отношений [электронный ресурс] / obshchestvo/emocional ye-mezhlichnostnye-o nosheniya. (дата обращения: 15.06.2015).
77. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
78. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк. М.: Просвещение, 1966. 291 с.
79. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.-изд-во 1961 г.
80. Якобсон П.М. Психология чувств. -2-е издание: доп.-И.1958 г.
81. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. - М.: Знание 1976. - 64 с.
82. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоциональ ого развития дошкольников. Сост.: О. Л.Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.