Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 126998


Наименование:


Курсовик ФИЗИОЛОГИЯ ОБОНЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Биология. Добавлен: 07.06.2021. Год: 2020. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: 45. *

Описание (план):


Содержание
Введение………3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОНЯТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ………5
1.1 Периферический отдел обонятельной сенсорной системы……….5
1.2 Проводниковый отдел обонятельной сенсорной системы………..7
1.3 Центральный, или корковый, отдел обонятельной сенсорной системы….9
ГЛАВА 2. ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАХОВ……….10
2.1 Волновая теория восприятия запахов……….10
2.2 Контактные теории восприятия запахов……….12
2.3 Восприятие обонятельных раздражений……….15
Заключение………..19
Литература………21


Введение
Все живые организмы существуют в неразрывной связи с внешней средой. Из внешней среды на организм постоянно действуют самые разнообразные сигналы в виде определенного вида энергии: тепловой, химической, электрической, механической, световой. Эти воздействия необходимо воспринимать и распознавать их характер для адекватных ответных реакций организма, для способности организма ориентироваться в пространстве и оценивать его важнейшие свойства. Эту возможность обеспечивают сенсорные системы организма. Способность организма воспринимать и распознавать различные внутренние и внешние воздействия являются основой адаптивного поведения живых организмов. Особенности адаптивного поведения человека связаны с его социальной сущностью жизнью в человеческом обществе (Батуев, 2009).
Сенсорная организация личности — это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека — это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие.
Представление о сенсорных системах было сформулировано И.П. Павловым в учении об анализаторах при исследовании им высшей нервной деятельности. Анализатор – совокупность центральных и периферических образований, которые воспринимают и анализируют изменения внешней и внутренней сред организма. Понятие «сенсорная система», которая появилась позже, заменило понятие «анализатор», включив механизмы регуляции различных его отделов с помощью прямых и обратных связей.
Обнаружение и первичное различение сигналов обеспечивается рецепторами, а детектирование и опознание сигналов — нейронами коры больших полушарий. Передачу, преобразование и кодирование сигналов осуществляют нейроны всех слоев сенсорных систем.
С участием обонятельной сенсорной системы осуществляется ориентация в окружающем пространстве и происходит процесс познания внешнего мира. Она оказывает влияние на пищевое восприятие, поведение, принимает участие в проверке пищи на съедобность, в настройке пищеварительного аппарата на обработку пищи, а также помогает избежать опасности благодаря способности различать вредные для организма вещества (Батуев, 2009).
Обонятельный анализатор - весьма сложная система, отвечающая за восприятие и анализ запахов, находящихся в воздухе. С его помощью можно понять, насколько продукт пригоден для употребления, предохранив себя в таком случае от нежелательных недугов, и даже найти для себя вторую половину. Запах может повлиять на первое впечатление о человеке: если он приятный, мы захотим с ним общаться, а если нет, то сведем общение к минимуму. Но существуют и такие вещества, улавливаемые нашим носом, которые заставляют нас смотреть на противоположный пол в плане продолжения рода. Такие вещества называются феромонами. Они редко уловимы до такой степени, которую мы привыкли считать запахом, но, тем не менее, оказывают на нас огромное влияние.
Исходя из вышесказанного, актуальность курсовой работы заключается в значимой роли обонятельных анализаторов в физиологии.
Целью данной работы является изучение понятий обонятельного анализатора.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и механизм работы обонятельного анализатора
- изучить литературу по физиологии сенсорных систем
- исследование физиологии обонятельного анализатора
Предмет исследования: Физиология обонятельных анализаторов
Структура работы: Курсовая работа изложена на 22 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
Работа иллюстрирована 6 рисунками.


ГЛАВА 1. СТРУКТУРНО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОНЯТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.


Рис.1. Обонятельная сенсорная система.

Согласно представлению И.П. Павлова, любая сенсорная система имеет три отдела:
1. периферический
2. проводниковый
3. центральный, или корковый
1.1 Периферический отдел обонятельной сенсорной системы
Периферический отдел сенсорной системы представлен рецепторами. Он отвечает за восприятие и первичный анализ изменений внешней и внутренней сред организма. В рецепторах происходит трансформация энергии раздражителя в нервный импульс, а также усиление сигнала за счет внутренней энергии метаболических процессов (Смирнов, 2007).
Периферический отдел обонятельной сенсорной системы – это первично-чувствующие рецепторы, которые являются окончаниями дендрита так называемой нейросекреторной клетки. На поверхности каждой обонятельной клетки имеется сферическое утолщение – обонятельная булава, из которой выступают 6-12 ресничек длиной до 10 мкм. Обонятельные волоски погружены в жидкую среду, вырабатываемую боуменовыми железами. Наличие подобных волосков в десятки раз увеличивает площадь контакта рецептора с молекулами пахучих веществ. Движение волосков обеспечивает активный процесс захвата молекул пахучего вещества и контакта с ним, что лежит в основе целенаправленного восприятия запахов.
Рецепторные клетки обонятельного анализатора погружены в обонятельный эпителий, выстилающий полость носа, в котором кроме них имеются опорные клетки, выполняющие механическую функцию и активно участвующие в метаболизме обонятельного эпителия. Часть опорных клеток, располагающихся вблизи базальной мембраны, носит название базальных. От нижней части рецепторной клетки отходит аксон. Аксоны всех рецепторов образуют обонятельный нерв, который проходит через основание черепа и вступает в обонятельную луковицу (Смирнов, 2007).

Рис.2. Периферический отдел обонятельного анализатора: А — схема строения носовой полости: 1 — нижний носовой ход; 2 — нижняя, 3 — средняя и 4 — верхняя носовые раковины; 5 — верхний носовой ход; Б — схема строения обонятельного эпителия: 1 — тело обонятельной клетки, 2 — опорная клетка; 3 — булава; 4 — микроворсинки; 5 — обонятельныеинити...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организм связан с внешним миром с помощью органов чувств. Поражение болезнью или частичное выключение органов чувств вызывает у человека резкое снижение его активности. Действуя на наши органы чувств, предметы и явления окружающего мира вызывают ощущения. С помощью анализаторов человек познает окружающий мир. Особенно велика роль анализаторов в трудовой деятельности. В случае поражения большинства анализаторов трудовая деятельность практически невозможна, человек погружается в непрерывный сон.
И.М. Сеченов описал больную, наблюдавшуюся Боткиным, у которой были поражены все органы чувств, кроме осязания и мышечного чувства в правой руке. Эта больная непрерывно спала, если ничто не раздражало ее правую руку. Если ограничить поступление в центральную нервную систему раздражений с разных органов чувств или полностью исключить их, то наблюдается задержка в развитии мозга, интеллекта.
Анализ воспринимаемых раздражений начинается уже в рецепторной части анализатора. Здесь идет простейший анализ, и раздражение трансформируется в процессе возбуждения. Более совершенный анализ происходит в подкорковых образованиях, результатом чего является выполнение сложных врожденных актов. Высший, наиболее тонкий анализ осуществляется в коре больших полушарий головного мозга, в корковом отделе анализатора. Большие полушария являются высшим органом анализ и синтеза для раздражителей не только внешних, но и внутренних. Однако большинство импульсов от рецепторов внутренних органов, достигая коры больших полушарий, не вызывает психических явлений. Такие импульсы называют субсенсорными: они ниже порога ощущений и потому не вызывают ощущений. В результате поступления импульсов от рецепторов внутренних органов происходит саморегуляция дыхания, кровяного давления, деятельности сердца и т.д. Здоровый человек обычно не чувствует своих внутренних органов. Их сигналы в кору больших полушарий изменяют ее функциональные состояние, но осознаваемых ощущений не вызывают (И.М. Сеченов это назвал «темным» чувством).
Лишь при заболеваниях внутренних органов или при существенных изменениях их состояния (голод, жажда и т.п.) возникают осознаваемые ощущения.
Обоняние – дистантный орган чувств. Потеря обоняния не делает человека инвалидом (если, конечно, он не работает парфюмером), но без обоняния информация от внешнего мира обеднена эмоциями.
Когда у древних людей стало появляться социальное поведение, оно, так же, как и приобретаемые человеком высшие функции нервной системы, стало базироваться на уже имеющихся структурах обонятельного мозга. Именно поэтому у современного человека тесно связаны обоняние и высшая нервная деятельность. Конечно, эти рефлексы у человека во многом подавлены воспитанием, культурой, традициями, обычаями, мировоззрением и т.д., но, тем не менее, они очень важны для поведенческих реакций современного человека – Homo sapiens.
Выполнив курсовую работу, я более детально изучила строение, принцип работы, а также физиологию обонятельного анализатора.
Я считаю, что проблема изучения физиологии обонятельного анализатора никогда не потеряет своей актуальности для человека, потому как чем лучше будет изучена эта проблема, тем легче будет проводить диагностику, а также лечение заболеваний обонятельного анализатора.


ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджиян Н.А., Власова И.Г., Ермакова И.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека.- М.: Из-во РУДН, 2004 г.
2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник / А.С. Батуев. СПб.: Питер, 2009. - 316с. Рекомендовано УМО.
3. Воронина, И. Ю. Большой практикум по физиологии человека (физиология анализаторов): учеб. пособие / И. Ю. Воронина ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. - 200с.
4. Википедия – свободная энциклопедия. – URL: ›5. Григорьев П.Н. Основы физиологии. Учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» / Григорьев П.Н., Ахтямова Д.А., Мухамедзянов Р.Д., Зефиров А.Л. - Казань: КГМУ, 2018. – 46с.
6. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. – М.: Академия, 2006 г.
7. Кайгородова Н.З. Основы физиологии и психологии здоровья: учеб. пособие / АлтГУ ; [сост. Н. З. Кайгородова]. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011. – 117с.
8. Каюмова А.Ф. Физиология сенсорных систем: учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А.Ф., Тупиневич Г.С., Киселева О.С., Курмаева А.О., Шафиева Л.Н. - Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2011 – 115с.
9. Конспекты лекционного материала по физиологии сенсорных систем. – URL: content/fiziologiya-s nsornykh-sistem
10. Нестеров В.Г. Учебная программа дисциплины «Нормальная физиология». – Белгород: БелГУ, 2003 г.
11.
12. Новикова Е.И. Лабораторный практикум по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем / Е.И. Новикова. Волгоград: Изд-во ВГПУ "Перемена", 2007. – 134с.
13. Покровский В.М. Физиология человека. – М.: Медицина,2007 г.
14. Погребняк Т.А. Самостоятельная работа по физиологии человека и животных. – Белгород: НИУ БелГУ, 2011 г.
15. Плужников М.С., Рязанцев С.В./ Среди запахов и звуков. М.: Мол. гвардия, 1991
16. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. –М.: Академия, 2004 г.
17. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. М.: Академия, 2007. – 333с. Рекомендовано УМО.
18. Словарь физиологических терминов – М.: Наука, 2007
19. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология. Р-н/Д : Феникс,2002.- 416с.
20. Швырев А. А., Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/Под общ. ред. Р. Ф. Морозовой – Ростов н/Дон: Феникс, 2004.
21. Шмит Р.Основы сенсорной физиологии/Под ред. Р. Шмит – М.: Мир, 2007.
22. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. – М.: Академия, 2003 г.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.