Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131822
Наименование:
Курсовик ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Юриспруденция.
Добавлен: 30.01.2023.
Год: 2022.
Страниц: 62.
Уникальность по antiplagiat.ru: 72. *
Описание (план):
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет» Института непрерывного профессионального образования
ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Итоговая аттестационная работа
Выполнила: Слушатель курса профессиональной переподготовки «Юриспруденция»
Якутск – 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……….7 1.1. История развития института устройства детей, оставшихся без попечения родителей………..7 1.2. Государственные меры по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей………..13 1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей……….23 ГЛАВА 2. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………29 2.1. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми……….29 2.2. Усыновление (удочерение) детей, оставшихся без попечения родителей………34 2.3. Совершенствование государственной политики в области устройства детей, оставшихся без попечительства родителей……….48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………57
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время увеличение количества детей, оставшихся без родительского попечения, неминуемо приводит к увеличению числа специализированных учреждений для таких детей. Однако по результатам многочисленных исследований психологов и педагогов, можно сказать, что помещение и нахождение ребенка в учреждении интернатного типа не может удовлетворить в полной мере его потребностей, что в свою очередь может привести к нарушению его психического, физического, духовного и иного развития. Следовательно, результатом проживания детей в условиях учреждений является и неготовность к дальнейшей самостоятельной жизни, поиску работы, ее сохранение в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создавать и сохранить свою семью. Тема итоговой аттестационной работы является актуальной, потому что сложившаяся социально-экономичес ая и политическая ситуация в Российской Федерации приводит к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В современных условиях все больше становятся распространены нищета, асоциальное поведение родителей, жесткое обращение с детьми. В последнее время возросло количество социальных сирот и детей, воспитывающихся в неблагополучных условиях. В такой ситуации, когда проблема не может разрешится локально (внутри конкретной семьи), на помощь приходят государственные органы власти, используя социальную политику в области выявления и устройства детей, утративших родительское попечение. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере устройства детей оставшихся без попечения родителей, отношения в сфере опеки и попечительства, усыновления. Предметом исследования являются нормы отечественного законодательства, регулирующие отношения в исследуемой сфере, а также теоретические представления современных исследователей о сущности, особенностях устройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Степень научной разработанности темы. Проблемы формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей нашли отражение в многочисленных научных исследованиях, в том числе, в работах: C.B. Бабенко, С. Бахрушина, Н.П. Безрука, В.В. Белякова, О.В. Бессчетновой, Ж.А. Бикситовой, Н.Е. Борисова, З.И. Воронина, М.В. Геллера, A.B. Гришина, Ю.А. Дмитриева, Е.Р. Ергашева, В.А. Ершова, И.А. Загоровского, C.B. Захарова, Ю.А. Королева, И.Г. Короля, O.A. Крамаренко, А.Н. Кривоносова, О.В. Кузнецовой и др. Цель итоговой аттестационной работы – показать практическую значимость форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - изучить историю развития института устройства детей, оставшихся без попечения родителей; - разобраться в государственных мерах по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей; - понять нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей; - проанализировать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей; - разработать предложения по совершенствованию государственной политики в области устройства детей, оставшихся без попечительства родителей; - предложить рекомендации по улучшению государственной политики устройства детей, оставшихся без попечения родителей; - рассмотреть перспективы внедрения усовершенствований в государственную политику в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Научная новизна исследования состоит в проведении комплексного монографического исследования форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом процесса модернизации российского гражданского права и сложившейся практики. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в ней выводы и предложения могут послужить исходным материалом в последующих научных исследованиях по проблемам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и смежным вопросам. Практическая значимость исследования заключается в том, что выдвинутые предложения и выводы целесообразно использовать в законотворческом процессе дальнейшего совершенствования норм действующего законодательства, регламентирующих формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и практики его применения, а также в системе первоначальной подготовки, повышения квалификации и переподготовки сотрудников правоохранительных органов, органов опеки и попечительства Российской Федерации. Методологическая база исследования основана на общенаучных методах (метод индукции и дедукции, логического анализа и синтеза, метод идентификации), а также специальных юридических методах (метод формально-юридическо о анализа, теоретического конструирования). Нормативную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, среди которых Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ , Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и иные нормативно-правовые акты по теме исследования. Теоретическая основа исследования представлена научными работами таких авторов как Л.М. Акимова, М.В. Антокольская, Я.В. Задесенская, А.Г. Иванчина, Н.Н. Константинова, Н.М. Коршунов, Г.А. Магдесян, С.А. Муратова, Р.Л. Мурзин и других. Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулированы цели и исходящие из них задачи, определен объект и предмет работы. В первой главе раскрываются теоретические основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе история развития института устройства детей, оставшихся без родительского попечения, государственные меры и нормативно-правовые акты по регулированию этих вопросов. Во второй главе дается анализ форм выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Также приводятся предложения по усовершенствованию существующей государственной политики в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предлагаются рекомендации и проанализированы перспективы внедрения нововведений. В заключение делается обобщение по выявленным правовым пробелам и недостаткам действующего законодательства, а также выносятся предложения по устранению этих недостатков.
? ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1.1. История развития института устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Такое социальное явление как сиротство в мировой истории существовало, существует и, к сожалению, будет существовать. Вследствие этого во все времена имеется потребность в защите, воспитании, представительстве детей, которые остались без попечения родителей. Институт устройства детей, оставшихся без родительского попечения, в России имеет свою историю. Первый упоминающийся в летописи случай опеки над несовершеннолетними детьми датируется 879 годом. Рюрик определяет своего родственника опекуном сыну: «Умерши Рюрикови, предаст княжене Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть до дедетеси вельми» . В 996 году Великий князь Владимир I оказывал помощь сиротам, а также попечению и надзору духовенства. Великий князь Ярослав основал сиротское училище, где обучал своим иждивением 300 юношей. Владимир Мономах в своей Духовной детям завещал защищать сироту. Иван Грозный в защиту детей-сирот включил в круг государственных задач и возложил функции по их попечению на монастыри и частные лица. Следовательно, помощь сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, стала делом не только частых лиц и духовенства, но и правительственной власти. Нововведения, которые касались детей-сирот, привнесла реформаторская деятельность Петра I. Он велел следующее: «Без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств...». Решение проблем детей-сирот пошло намного лучше, после того как императрица Екатерина II начала проводить мероприятия, направленные на улучшение положения детей, оставшихся без попечения родителей. Такие изменения в области опеки и попечительства были навеяны западноевропейскими мыслителями и их идеями, поэтому она уделяла большое внимание устройству детей, оставшихся сиротами. Так, в начале XIX века было отмечено более восемнадцати тысяч семей, в которых находились на содержании около двадцати тысяч детей, которые лишились попечения родителей. За воспитание и опеку таким семьям выплачивались денежные суммы из казны...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская Федерация считает своей государственной задачей создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, а также подготовки их к самостоятельной жизни в современных условиях, оказание таким детям психологической, медицинской и педагогической поддержки. Общие принципы и мероприятия государственной помощи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, освещены в законодательстве РФ. Итоговая аттестационная работа посвящена законодательному обеспечению института устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В ней раскрыты основные проблемы современной государственной политики в сфере выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Данный анализ проводился на основании действующих нормативно-правовых актов. С помощью него выявлены недостатки и достоинства современной социальной политики РФ. Проведенные исследования удостоверили нас в актуальности темы итоговой аттестационной работы. Результаты дают возможность понять роль и значение государственной политики устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи. Теоретические основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, изучены. В результате анализа социальной политики государства были выявлены существующие проблемы в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Исследование показало, что государственная политика в сфере выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области устройства детей, оставшихся без попечительства родителей, предлагаются следующие мероприятия: - использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот; - создание в организациях безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания; - внесение изменений и дополнений в действующее российское законодательство с целью улучшения жизни и условий детей, утративших родительское попечение; - обеспечить создание и развитие служб постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа; - увеличить субвенции муниципальным бюджетам на предоставление жилых помещений по договорам социального найма нуждающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа; - усилить государственный контроль исполнения законодательства в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - ужесточить наказание за нарушение процедур усыновления (удочерения). Таким образом, государственная социальная политика может быть эффективной только тогда, когда будет четко организована работа по раннему выявлению потенциально опасных ситуаций для детей. Введение предложенных рекомендаций способно предотвратить возникновение социального сиротства, оставление детей без должного воспитания и ухода, а также улучшить условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в специализированных учреждениях и в приемных семьях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 31, ст. 4398. 2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс] // document/cons_doc_LAW 51 42/ (дата обращения: 23.12.2020). 3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс] // documen t/cons_doc_LAW_39570 (дата обращения: 23.12.2020). 4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) [Электронный ресурс] // document/cons_doc_LAW 89 82/ (дата обращения: 23.12.2020). 5. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс] // document /cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 13.01. 2019). 6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс] // document/cons_doc_LAW 10 699/ (дата обращения: 23.12.2020). 7. Уголовно-процессуа ьный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 19.12.2020) [Электронный ресурс]// document/cons _doc_LAW_34481/ (дата обращения: 23.12.2020). 8. Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об актах гражданского состояния» [Электронный ресурс] // 173972/ (дата обращения: 23.12.2020). 9. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // hotlaw/federal/9361 0/ (дата обращения: 23.12.2020). 10. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // 12116087 / (дата обращения: 23.12.2020). 11. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // document/cons_doc_LAW 12778/ (дата обращения: 23.12.2020). 12. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] // document/ cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 23.12.2020). 13. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [Электронный ресурс] // document/cons_doc_LAW 19558/ (дата обращения: 23.12.2020). 14. Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ (ред. 02.08.2019) «О государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // 183193/ (дата обращения: 23.12.2020). 15. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 (ред. от 10.02.2020) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [Электронный ресурс] // document/cons_doc_LAW 88016/ (дата обращения: 23.12.2020). 16. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 (ред. от 14.12.2020) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» [Электронный ресурс] // document/cons_doc_LAW 26751/ (дата обращения: 23.12.2020). 17. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 195 (ред. от 10.07.2020) «О детском доме семейного типа» [Электронный ресурс] // document/cons_doc_LAW 30781/ (дата обращения: 23.12.2020). 18. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 г. № 680н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // document/cons_doc_LAW 157177/ (дата обращения: 23.12.2020).
Специальная и учебная литература
19. Акимова, Л.В. Беспризорное детство в России в 20-е-40-е годы XX века (социолого-историчес ий аспект) / Л.В. Акимова // Право и государство: теория и практика. – 2017. – № 1. – С. 51–53. 20. Антокольская, М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. – М.: Норма, 2018. – 432 с. 21. Задесенская, Я.В., Смолина, Л.А. Институт усыновления в России и странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование / Я.В. Задесенская, Л.А. Смолина. – М.: Юрлитинформ, 2016. – 192 с. 22. Константинова, Н.Н. Теоретические основы исследования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей / Н.Н. Константинова. – СПб: Издательство СПб ГУСЭ, 2018. – 210 с. 23. Коршунов, Н.М. Семейное право / Н.М. Коршунов. – М.: Право, 2017. – 334 с. 24. Магдесян, Г.А. Гражданско-правовое регулирование опеки и попечительства в Российской Федерации: теоретические аспекты / Г.А. Магдесян. – Сочи, 2015. – 213 с. 25. Муратова, С.А. Семейное право / С.А. Муратова. – М.: Эксмо, 2018. – 448 с. 26. Мурзин, Р.Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект / Р.Л. Мурзин. – М.: РГБ, 2017. – 206 с. 27. Нечаева, А.М. Семейное право: курс лекций / А.М. Нечаева. – М.: Юрайт, 2019. – 318 с. 28. Пчелинцева, Л.М. Семейное право / Л.М. Пчелинцева. – М.: Норма, 2017. – 688 с. 29. Попова, Д.Г. «Несемейная» форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свете реформы семейного законодательства / Д.Г. Попова // Общество и право. – 2018. – № 2. – С. 169–175. 30. Садина, О.В. Понятие и основные направления оптимизации правового статуса несовершеннолетнего / О.В. Садина // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: сб. ст. Междунар. науч. практ. конф. / под ред. О.Н. Булакова, Г.В. Синцова. – Пенза, 2018. – 30 c. 31. Самойлова, Т.Н. Социально-педагогиче кая помощь детям, оставшимся без попечения родителей / Т.Н Самойлова. – М.: БФ БашГУ, 2016. – 167 с. 32. Хамутовская, Ю.П. Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом / Ю.П. Хамутовская // Социально-политическ е науки. – 2017. – № 6. – С. 86–89. 33. Харсеева, В.Л. О некоторых аспектах установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей / В.Л. Харсеева // Социально-политическ е науки. – 2018. – № 3. – С. 88–92. 34. Чекулаев, С.С., Кравчук, А.О. Сравнительно-правово анализ института патронатной семьи в России, странах Западной Европы и США / С.С. Чекулаев, А.О. Кравчук // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 12. – С. 196–200.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.