Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 133093
Наименование:
Диплом Формирование бережного отношения к воде как части экологической культуры детей старшей группы
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Экология.
Добавлен: 23.10.2023.
Год: 2021.
Страниц: 41.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования экологической культуры дошкольников 6 1.1. Экологическая культура дошкольников в современном ДОУ 6 1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8 1.3. Цели, задачи, содержание, условия формирования бережного отношения к воде у детей старшей группы 12 1.4. Инновационные подходы в формировании у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры 14 1.5. Методы и формы организации работы по формированию бережного отношения к воде у детей старшей группы 18 Глава 2. Описание работы по формированию бережного отношения к воде у детей старшей группы 25 2.1. Краткая характеристика группы. Итоги констатирующего этапа 25 2.2. Описание системы работы по формированию обобщенных представлений о свойствах воды и бережного отношения к ней в старшей группе. Итоги формирующего этапа 28 2.3. Оценка результатов работы. Итоги контрольного этапа 36 Заключение 38 Список литературы 40
? Введение Актуальность проблемы определяется тем, что за несколько десятилетий ХХ века мир в результате бездумного, стихийного воздействия человека на природу изменился настолько, что проблема отношений общества и природы стала одной из самых актуальных проблем современности. Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает людей мягче, добрее, расширяет его кругозор. Исходя из этого, одной из наиболее актуальных современных проблем является проблема экологизации сознания всех слоев населения, становление у каждого человека, независимо от его возраста, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. ХХI столетие должно стать веком новой мировоззренческой парадигмы, связанной с утверждением идей устойчивого развития на основе становления у каждого человека коэволюционных ценностей, отражающих гармонию и сотворчество человека и природы. Коэволюционный подход предполагает синтез аффективно- эстетического, этического и прагматического взаимодействия человека с природой. Аффективно-эстетическ е взаимодействие — это не что иное, как взаимодействие с природным окружением на основе чувств и эмоций. Этические основы взаимодействия человека и природы предполагают ориентацию на субъективное отношение к природным объектам как проявлению жизни на Планете. Именно коэволюционный подход способствует формированию основ экологической культуры [3,55]. Экологическая культура – это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы; материальным и духовным ценностям; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды [9, 27]. Реализация данного подхода должны осуществляться уже на первых этапах системы экологического образования - в дошкольном детстве. ФГОС ДО предусматривает обновление содержания экологического образования посредством смещения акцентов в сферу формирования экокультурных ценностей, социального и нравственно-ценностног опыта взаимодействия детей с природой. «…развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации…, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира…, представлений о социокультурных ценностях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы» [7,27]. С введением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников [7,27]. В дошкольном возрасте закладываются основы, фундамент личности, его ценностных ориентаций. Именно поэтому так важно уже на этапе дошкольного детства воспитать правильное понимание природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением. В дошкольном возрасте, как свидетельствуют психолого-педагогиче кие исследования, возможно сформировать у детей и систему знаний, представлений о мире природы, обеспечить детей арсеналом необходимых умений и навыков взаимодействия с окружающей действительностью, и систему ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако как показывает практика, реализовать эти задачи непросто. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и трансформацию их в отношение. Знание является обязательным компонентом экологической культуры, а отношение – конечным ее продуктом. Наглядной формой выражения отношения является деятельность ребенка [10, 46]. Наиболее благоприятным, для выстраивания взаимодействия ребенка с природной средой, в педагогических и психологических исследованиях признается старший дошкольный возраст, который характеризуется исследовательской позицией ребенка, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру. Эта точка зрения достаточно обоснована в педагогической науке. Данной проблемой занимались: (Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Т.А. Серебрякова, Е.В. Гончарова, Н.А. Рыжова, Н.С. Дежникова, С.Д. Маневцова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, В.И. Панов, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасов, И.В. Цветкова, В.А. Ясвин и др.) [2, 212]. Приступая к работе, мы определили ее параметры: Объект: экологическая культура Предмет: бережное отношение к воде Цель: формирование у детей осознанного бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу Исходя из цели курсовой работы, мы выделяем такие задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогиче кую литературу по теме, с целью ее теоретического обоснования. 2. Выявить уровень сформированности обобщенных представлений о свойствах воды и бережного отношения к ней у детей старшей группы. 3. Разработать тематический период «Берегите воду» и апробировать его в практической работе. 4. Разработать методические сопровождения тематического периода по теме исследования. Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная работа в ходе реализации тематического периода «Берегите воду» будет способствовать формированию у детей старшей группы осознанного, бережного отношения к воде как части экологической культуры Практическая значимость работы состоит в том, что было подобранно, оформлено, систематизировано не методическое сопровождение данного периода: план тематического периода «Берегите воду», конспект ООД по данной теме, дидактические игры, лепбук «Вода-это жизнь», картотека опытов с водой, картотека «Пословицы, поговорки, загадки о воде», книжка-малышка «Где спряталась вода?», папка передвижка «», консультации для родителей по теме: «Вода -это жизнь!», «Бережное отношение к воде». Данные материалы могут быть использованы воспитателями детских садов, студентами обучающимися на специальности 44.02.01. ? Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования экологической культуры дошкольников 1.1. Экологическая культура дошкольников в современном ДОУ Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувстве ной, деятельностной сфер личности. Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.)... ? Заключение Изучив психолого-педагогиче кую литературу и проведя опытно-исследовательс ую работу по теме «Формирование бережного отношения к воде как части экологической культуры у детей старшей группы» можно сделать следующий вывод. Здесь целесообразно применять разные формы и методы работы с детьми (работа с подгруппами, индивидуальная работа и самостоятельная работа детей в центрах развития). Использование в работе тематического периода и моделей позволяет детям устанавливать причинно-следственные связи, показывает скрытые характеристики объектов и явлений, позволяет давать наиболее полное представление о свойствах воды и бережного отношения к ней как части экологической культуры. В ходе формирующего этапа мы активно включали детей в запланированные виды деятельности. Количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 2 человека. Часть детей, показавших на констатирующем этапе исследования средний уровень и принявших активное участие в работе, показали на контрольном этапе высокий уровень сформированности обобщенных представлений о свойствах воды и бережного отношения к ней. На констатирующий этап дошкольников с высоким уровнем – 2 человека (20 %) – № 2 и 9, на контрольный этап – 4 человек (40%) – № 1, 2, 3, 9. Количество дошкольников со средним уровнем не увеличилось -4 человека (40%), 2 человека перешли из низкого уровня. (констатирующий этап – 4 человека (40 %) – № 4, 5, 6, 10; контрольный этап – 4 человек (40%) – № 5, 6, 7, 8. Количество дошкольников с низким уровнем уменьшилось на 2 человека (констатирующий этап – 4 человек (40 %) – № 4, 5, 6, 10; контрольный этап – 2 человек (20 %) – № 5, 10. Сравнив показатели констатирующего этапа с контрольным, мы пришли к выводу, что произошел значительный рост по всем показателям в данной группе (Приложение 12). Полученные данные доказывают, что с помощью целенаправленной работы с использованием тематического периода «Берегите воду» возможно, повысить уровень обобщенных представлений о свойствах воды и сформировать понимание осознанного, бережного отношения к ней как важному природному ресурсу у детей старшей группы. Наряду с заданиями необходимо проводить работу с педагогами и родителями, так как решение данной проблемы носит комплексный характер. Цель, поставленная нами в начале работы, была реализована. Мы обосновали необходимость целенаправленной работы по формированию у детей осознанного бережного отношения к воде как важному природному ресурсу. Гипотеза, поставленная нами в работе о том, что мы предполагаем, что целенаправленная работа в ходе реализации тематического периода «Берегите воду» будет способствовать формированию у детей старшей группы осознанного, бережного отношения к воде, как части экологической культуры подтвердилась. Цель достигнута. Задачи реализованы. ? Список литературы 1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2011. 128 с. 2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с. 3. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. Нижневартовск: Нижневартовск. гуманист. ун-та, 2008. 326 с. 4. Газина О.М. Сезонные явления природы. // Воспитатель ДОУ. 2017. № 5. 37 с. 5. Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей // Дошкольная педагогика. 2010. № 1. 57 c. 6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр Академия, 2013. 272 с. 7. Пинахина Е.Б. Исследуем свойства воды. // Воспитатель ДОУ. 2010. № 12. С. 26-30. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. 9. Составнюк Н.Г. Наблюдение в ближайшем природном окружении. // Воспитатель ДОУ 2014. № 4 С. 37-39. 10. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) Педагогика. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 208 с. 11. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиоло ические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. 12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. 13. Гайдарова Г. Исследовательский экологический проект «Речка, речка ты моя!»// Дошкольное воспитание 2015 № 11 С. 36-38. 14. Михайлова Е. Экологический проект «Вода в природе и жизни человека» // Воспитатель ДОУ. 2015. № 10 С. 40-43. 15. Николаева С. Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО// Дошкольное воспитание 2014 № 5 С.14-18. 16. Ступикова Л. Исследовательский проект «Разноцветная планета» // Дошкольное воспитание 2014 № 8 С. 15-23. 17. Туловьева А. Опыт работы «С душой к природе»// Дошкольное воспитание 2014 № 8 С. 28-30. 18. Шичко Т.В. Система экологического образования ДОО Амурской области. // Воспитатель ДОУ 2014 № 9 С.16-18.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.