Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 126737
Наименование:
Курсовик Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 12.05.2021.
Год: 2020.
Страниц: 42.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство образования и науки Пермского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1» КУРСОВАЯ РАБОТА
Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
КУРСОВАЯ РАБОТА 44.02.05 КМ. СПО. КПз-18. ПЗ
2021 ? ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ 1 Формирование ответственного поведения и здорового образа жизни 1.1 Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ) 7 1.2 Проблемы формирования ЗОЖ 10 1.3 Методы воспитания ЗОЖ 11 РАЗДЕЛ 2 Профилактика вредных привычек как педагогическая проблема 18 2.1 Причины и средства профилактики вредных привычек 18 2.2 Педагогический аспект профилактики вредных привычек у школьников 23 РАЗДЕЛ 3 Интерактивные методы обучению учащихся ответственному поведению 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41 ? ВВЕДЕНИЕ
В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения. В Республике Беларусь воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с молодежью. Это в первую очередь актуально для профессиональной Школы, готовящей будущих специалистов. Ни одну воспитательную проблему нельзя решить, не изучив ее социальных аспектов. Отсутствие четких целевых жизненных установок на данном возрастном этапе развития личности, несформированность ее социальных установок, способности к адаптации в любых обстоятельствах негативно сказывается на здоровье учащихся. На протяжении последних трех лет показатель психологической неготовности учащихся учреждений профессионального образования к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни не опускается ниже 47%, и, как следствие, моральная деградация части молодежной среды. В связи с этим развитие нравственной сферы личности следует рассматривать в качестве основной цели и результата воспитания. На состояние психологического и физического здоровья учащихся, их мотивации на здравосозидающий образ жизни влияет умение педагогического коллектива создавать положительный эмоциональный фон общения. Далеко не все педагоги готовы серьезно разбираться в проблемах учащихся: слушая, слушать; не лезть в душу, если не пускают; уметь организовать обсуждение любой без исключения темы, касающейся проблем здоровья, и при этом дать анализ ее развития, раскрыть актуальность и своевременность. Практика учреждений среднего специального образования свидетельствует о том, что учебные занятия не имеют должного воспитывающего эффекта в процессе формирования у учащихся знаний и навыков здорового образа жизни, не решают в полной мере задачу по развитию творческой познавательной деятельности в данном направлении, ведению конструктивного диалога, позволяющего создать ситуацию успеха. Важной составляющей процесса формирования здорового образа жизни является развитие экологической культуры юношей и девушек. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенной активной позиции, знаний и убеждений, готовность к действиям по охране окружающей среды, подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботе об окружающей среде, умения сохранять благоприятные природные условия и прилагать конкретный труд в этом направлении [2, с.18]. Актуальность. Установлена достоверная зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от несбалансированного питания, курения, употребления спиртных напитков, наркотиков и других факторов риска в школьной среде; консервативных форм и методов физического воспитания, от объема и интенсивности учебных нагрузок. И это притом что, по данным различных исследований, состояние здоровья в первую очередь определяется средой и образом жизни, и только на 10–15% зависит от медицинских служб. К настоящему времени накоплены данные о неблагополучной ситуации с детским здоровьем по России. Основным направлением программ укрепления здоровья по отношению к детскому контингенту должно стать создание профилактических программ, способствующих изменению форм и способов жизни. В настоящее время основным направлением в области профилактики видится работа со всеми детьми, с целью формирования у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни. Особую роль в рамках проблемы сохранения детского здоровья играет система образования, поскольку она является главным каналом воздействия на массовый, организованный в ее рамках детский контингент. Образование является социальным институтом, оказывающим формирующее влияние на повседневную жизнь и перспективы развития взрослеющего человека. Именно на образовании лежат важнейшие функции передачи знаний, культурных и нравственных ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватного социального поведения. Профилактические программы в образовании призваны выполнять важную социализационную, воспитательную функцию. Части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ, противоправному поведению, мало развита ценность здорового и полноценного образа жизни. К сожалению, в настоящее время можно констатировать ослабление социализационного потенциала школы, недостаточность адекватных образовательно-воспи ательных технологий, направленных на организацию жизнедеятельности детей, формирование у них ценности и навыков здорового образа жизни. Эта ситуация предъявляет особые требования к профилактическим программам, реализуемым в образовании. Комплексная политика профилактики среди детей и подростков, где имеется специфика в выработке стратегий, возможна при участии различных так или иначе заинтересованных и вовлеченных в ее реализацию структур и ведомств, которые в этом случае формируют коалицию (внутри - и межсекторальную) и становятся партнерами. Такую коалицию должны составлять как медицинские (службы здравоохранения), так и немедицинские структуры разного уровня (образование, социальная защита, административные, финансовые и торговые структуры, средства массовой информации, общественные организации и др.). Объект исследования: вредные привычки. Предмет исследования: профилактика вредных привычек школьников как педагогическая проблема. Цель курсовой работы: рассмотреть профилактику вредных привычек школьников как педагогическую проблему. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогиче кую и специальную литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть причины и средства профилактики вредных привычек. 3. Проанализировать педагогический аспект профилактики вредных привычек у школьников. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. ? 1. Формирование ответственного поведения и здорового образа жизни 1.1 Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ)
Здоровье - одна из высших человеческих ценностей. Изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции и гармонию внутренних процессов. Здоровье определяет полноценное участие человека во всех сферах общественной деятельности. Вот почему сегодня остается актуальной проблемой формирования здорового образа жизни - это воспитание у подростков осознанного и бережного отношения к здоровью как необходимому элементу общей культуры; формирование у учащихся понимание сущности здорового образа жизни, более осознанного отношения учащихся к своему здоровью; осмысленного поведения к окружающей среде. Так что же такое "здоровый образ жизни"? Здоровый образ жизни - это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека - биологического, психологического, профессионального, социально-культурног и духовно-нравственного .. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, формирование здорового образа жизни не осуществляется по частям, а носит целостный характер. В процессе деятельности учащиеся вступают в разнообразные отношения с учителями, родителями, которые могут стимулировать формирование у них здорового образа жизни. Возможности учебной деятельности ограничены и не позволяют воспитать привычки безопасного поведения. Процесс формирования валеологических качеств учащихся должен осуществляться также и вне учебной деятельности. Проблема укрепления здоровья детей чрезвычайно важна. Приводимые данные о распространении среди школьников курения, употребления алкоголя, низкой физической активности и других факторов риска, влияющих на здоровье, с одной стороны подтверждают необходимость действий, а с другой, — указывают путь: воздействие на эти факторы риска. Программа укрепления здоровья детей может быть осуществлена только через сотрудничество ряда структур общества, через коалицию, партнерство. И ведущими структурами, естественно, являются школа, семья, сами школьники, здравоохранение, структуры власти, СМИ. При этом школа и школьники обладают потенциалом укрепления здоровья, который должен быть использован значительно более интенсивно, чем это делается сейчас. Структуры здравоохранения играют важную роль — роль инициатора программ и эксперта. Основные же действия — это действия немедицинского характера. Тем не менее, службы здравоохранения могут играть систематически важную роль в стимуляции действий по укреплению здоровья детей. Разработка программ укрепления здоровья в регионе требует согласия о целях и действиях между основными структурами-партнера и, т.е. выработки политики или стратегии, которая должна быть отражена в региональном документе. Стратегический план программы определяет приоритеты действий по укреплению здоровья, основываясь на научных доказательствах и их профилактической осуществимости. Развертывание региональных программ укрепления здоровья детей крайне нуждается в региональной законодательной поддержке. И следует отметить, что возможности принятия законов и распоряжений для этих целей в регионах весьма велики. Практика показывает, что человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации принимать участие в обсуждении неясных моментов, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки безопасного и ответственного поведения. Это позволяет вовлечь участников в процесс обучения, сделать его доступнее, легче и интереснее. Существуют методы, сочетание которых позволяет достичь этого. К ним можно отнести: лекцию, чтение, использование аудио-визуальных средств, наглядных пособий, обсуждение, практические действия, выступления в роли обучающегося, ролевые, деловые и компьютерные игры, программы которых специально разработаны и контекстно направлены. В этом случае, учащиеся сами добывают знания и на рефлексивном уровне познают негативность девиантного поведения. На основе внутреннего отрицания последнего возникает потребность созидательной деятельности и положительного ценностно-значимого отношения к природе, обществу, к своему здоровью как составляющей здоровья нации [8, с. 198]. Реализуя некоторые идеи и замыслы в воспитательной работе с учащимися, приходим к выводу что, только цели, которые носят реальный характер и достижимы в условиях развития ученического коллектива, приносят конкретный положительный результат. И если принципы построения деятельности педагога логически не исходят из определенного содержания деятельности и не проектируются от самого ребенка, от его потребностей, то и невозможно эффективно решать проблемы учащихся, в том числе и вопросы по формированию здорового образа жизни. Поэтому, успех всего воспитательного процесса и формирования здорового образа жизни в частности, зависит от тесного взаимодействия всех заинтересованных его участников. И только совместная творческая работа помогает личному становлению и росту, как педагога, так и его воспитанников, делая их активными членами общества научно-технический прогресс, потребность в высококвалифицирован ых кадрах способствуют более глубокому изучению естественнонаучных и технических наук, развитию творческих способностей учащихся профессионально-техни еских учреждений образования. Поскольку любое занятие ограниченно временными рамками и не может способствовать более широкому изучению предмета, преподаватели используют такое воспитательную работу, как дополнительную работу по предмету [6, с.43]. ? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Алкоголизация, курение и наркотизация среди городских подростков- школьников Московской области и основные направления профилактики данных явлений». Информационное письмо по результатам мониторинга 2000 г. Центр мониторинга вредных привычек среди детей и подростков РФ на базе ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ, Москва 2009 г.- С.19. 2. Бадалов О.Ю. , Козловский И.З., Бахтинов О.П., Стефаниди Н.С. “О ситуации с табакокурением в Ставропольском крае”. “За свободную от табачного дыма Россию.”. Информационный бюллетень. Вып. 3-4.- 2008 3. Баранова, С. В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей / С.В. Баранова. - М.: Феникс, 2016. - 192 c. 4. Беседина А.А. Актуальные вопросы профессионального обучения подростков. //"Актуальные проблемы гигиены детей и подростков". 5. «Всероссийское совещание специалистов по гигиене детей и подростков: Доклады. Онищенко Г.Г. Епифанова Т.М».-Москва, 2010.- С.1-6. 6. Гурова О.А., Самбурова И.П., Соколов Е.В. Влияние курения табака на организм подростков. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 2001.- №2.- С.110-112. 7. Даниленко Г.М., Клыгина И.А. Школа как ядро системы формирования здорового образа жизни учащихся. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. с. 45-46 8. Дедух Е.Л, Лузанова Г.С., Ручкина Н.А. Роль гигиенического образования школьников , подростков и молодежи в профилактике табакокурения. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. С.49 9. Зеневич, Г. В. Вредная привычка или болезнь? / Г.В. Зеневич. - Москва: Наука, 2016. - 269 c. 10. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. Москва. Институт социологии РАН. 2002.- 240с 11. Ле Вер С. Как избавиться от вредных привычек / Ле Вер С.. - М.: АСТ, 2017. - 213 c. 12. «Минздрав: здоровых детей становится меньше.//Права ребенка»., Москва, 2011.- С.21–26. 13. «Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России» Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья, Москва 2009 г, под редакцией А.К.Демина, И.А. Деминой, (256 стр). 14. «Охрана здоровья детей и подростков» Лекции для медицинских работников и педагогов. Российская ассоциация общественного здоровья, Москва 2010.- С.31. 15. «Профилактическа кардиология в педиатрии» С.Е.Лебедькова, Оренбург 2001 г.- С.66 16. Саламатов Владимир Вредные привычки и зависимости. Нервно-психическое здоровье / Владимир Саламатов. - М.: Гельветика, 2015. - 285 c
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.