Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Формирование знаний о цветах спектра у детей 56 лет

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 10.01.2022. Год: 2021. Страниц: 60+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………... 3
1 Теоретические основы формирования знаний о цветах спектра у детей 5–6 лет………..
6
1.1 Анализ психолого-педагогиче ких исследований по проблеме формирования у детей 5-6 лет знаний о цветах спектра …...
6
1.2 Задачи, средства, методы формирования представлений о цветах спектра в дошкольном возрасте………
14
1.3 Рисование цветным песком как средство ознакомления детей с цветами спектра………
19
2 Экспериментальная работа по формированию знаний о цветах спектра у детей 5–6 лет...……….
25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет знаний о цветах спектра ……….
25
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет знаний о цветах спектра ……….
36
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет знаний о цветах спектра………...
45
Заключение……….. 53
Список использованных источников………. 56
Приложения……….. 60

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассматриваемой темы, заключается в том, что педагоги и психологи уделяют недостаточное внимание основам цветовой грамоты и формированию представлений у детей 5–6 лет о цвете в целом. Обостренное чувство цвета помогает лучше ориентироваться в окружающем нас мире, прочувствовать всю его красоту, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Именно поэтому обучение восприятию цвета и его оттенков, по использованию представлений о цвете в своих творческих замыслах, необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Не смотря на это, во многих образовательных программах приводятся задачи формирования представлений о цвете, но не во всех четко сформулированы.
Цвет является одной из ведущих характеристик окружающей действительности, которую дети начинают воспринимать с раннего возраста. Формирование представлений о цвете – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к этой проблеме является один из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному искусству. Для того чтобы этот интерес не угасал образовательная деятельность должна приносить ребенку радость, быть интересной и необычной. Здесь педагог может обратиться к нетрадиционным техникам рисования, в частности к рисованию цветным песком.
Разработке системы сенсорного воспитания предшествовало проведение широкого спектра экспериментальных исследований, направленных на выявление закономерностей развития восприятия в онтогенезе (Б. Г. Ананьев, З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, Т. О. Гиневская, Т. В. Ендовицкая, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия, М. И. Лисина, Я. 3. Неверович, А. Г. Рузская, Е. Ф. Рыбалко и др.).
Через усвоение систем сенсорных эталонов и происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта (А. В. Запорожец). В открытии этого кардинального факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей сенсорного развития в со...
Цель исследования: выявление педагогических условий формирования знаний о цветах спектра у детей 5–6 лет.
Объект исследования: знания о цветах спектра у детей 5–6 лет.
Предмет исследования: процесс формирования знаний...
Гипотеза исследования: процесс формирования знаний о цветах спектра у детей 5–6 лет будет эффективным при реализации следующих условий:...



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЦВЕТАХ СПЕКТРА У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ
1.1 Анализ психолого-педагогиче ких исследований по проблеме формирования у детей 5-6 лет знаний о цветах спектра

Дети начинают исследовать мир через восприятие окружающей среды. Одним из ведущих способов восприятия мира, является восприятие цвета. Следовательно, цвет – один из наиболее ярких выразительных средств. С помощью него дети передают свое отношение и чувства, к тому, что изображают в рисунке [25, с. 74].
В цветоведении, как в науке, существует такое понятие «цветовая гармония», которая понимается нами, как цветовой строй – колорит произведения, наиболее полно выражающий его идею и содержание. Данное понятие включает и тонкое чувство цвета, и культуру художественного восприятия действительности.
Существует три категории цветовых гармоний, такие как: ахроматические (бесцветные); хроматическо-ахромат ческие и хроматические, которые подразделяются на две группы гармония контрастных; гармония сближенных [18, с. 45].
Более того, С. В. Кравков, Е. Н. Соколов, выделяют следующие характеристики цвета: цветовой тон, светлота, яркость, насыщенность.
Цветовым тоном является особое качество, которым один цвет отличается от любого другого при равной светлоте и насыщенности. Второй характеристикой является светлота, которая определяется различием какого- либо цвета от черного. Минимальной светлотой обладает черный цвет, максимальной – белый. Следующей характеристикой является яркость, и она характеризуется произведением освещенности на коэффициент отражения. Последней характеристикой цвета считается насыщенность, которая является степенью отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте [19, с. 61].
Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет вообще, а цвет определенных предметов.
С древних времен выделяют основные три цвета – синий, красный, желтый. Из этих цветов, пр...



1.2 Задачи, средства, методы формирования представлений о цветах спектра в дошкольном возрасте

Основными средствами и методами работы по развитию представлений о цветах спектра у дошкольников являются:
-специально организованные занятия по изобразительному искусству;
-разнообразные игры;
-ознакомление с художественной литературой;
-ознакомление с произведениями искусства;
-организованная самостоятельная деятельность детей.
Занятия по изобразительной деятельности организуются в форме игры-путешествия или игры-перевоплощения, где ребенок и взрослый становятся зрителем. Для того чтобы занятие приобрело эффект изотерапии, используются движения, музыку, звуки. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком.
Детей на занятиях по изобразительной деятельности необходимо научить самостоятельно выбирать краски и смешивать их для получения нужных цветов и оттенков. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Работа по развитию чувства цвета у детей должна сопровождаться сказкой, игрой, музыкой.
В примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы представлен ряд задач по фoрмированию колористических умений в рисовании, усложняющихся от группы к группе: свойства цвета: цветовой фон, светлота, насыщенность; две группы цветов – хрoматические и ахроматические; понятие гармонии (сочетание цветов, теплые и холодные тона, сближение тона), определение цветовым ощущениям и цветoвым асcоциациям.
Занятия по изобразительной деятельности не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы...




1.3 Рисование цветным песком как средство ознакомления детей с цветами спектра

Для детей дошкольного возраста рисование является одним из самых элементарных и в тоже время интересных способов выражения своих мировоззренческих ощущений: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Как правило, дети любят рисовать, из-за возможности передавать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Рисование как вид изодеятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Г. Н. Давыдова утверждает, что хорошо развитое чувство цвета помогает ребенку быстрее и точнее сориентироваться в окружающем мире, полнее почувствовать его красоту, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Именно поэтому необходимо обучить детей дошкольного возраста воспринимать цвет, его оттенки, пользоваться представлениями о цвете посредством познавательной, практической и художественной деятельности [9, с. 39].
Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ (от 17 октября 2013 г. № 1155), акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры дошкольника [44].
Дошкольный возраст ребенка – это период, когда ребенок приобщается к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. В психологии давно известен факт, что ребенок очень рано приобретает способность не только воспринимать форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности, включающее в себя восприятие цвета. В связи с этим возрастает потребность в воспитании у дошкольников эстетического вкуса, развитие у них творческих умений, чувства ...


2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ЦВЕТАХ СПЕКТРА У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет знаний о цветах спектра

Исследование проходило в МБОУ «Детский сад № 19» г. Канаш Чувашской Республики. Приняло участие 20 дошкольника в возрасте 5–6 лет, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 детей в каждой группе).
Для решения поставленных исследовательских задач экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования.
Цель констатирующего этапа исследования заключалась в выявлении особенностей уровня сформированности у детей 5-6 лет знаний о цветах спектра.
Для проведения диагностики уровня сформированности у детей 5-6 лет знаний о цветах спектра были подобраны следующие диагностические задания: «Составь букет», «Найди предметы красного цвета», «Разложи правильно», «Укрась дорожку», «Чашки и блюдца».
Обратимся к раскрытию содержания диагностических заданий.
Диагностическое задание №1 «Составь букет». Цель: Выявить уровень сформированности представлений о цветовом тоне.
Материал: Картинка с изображением букета цветов, состоящего из пятнадцати разных цветовых тонов. Лист бумаги с изображением вазы и стебельков для выкладывания бутонов цветов и набор из силуэтов деталей различных оттенков такого же цветового тона. В наборе присутствует 4-5 лишних детали других оттенков, не имеющихся в образце.
Инструкция: Определить способность детей анализировать цветной образец, включающий пять оттенков жёлтого, оранжевого и розового цвета, умение подбирать нужные цветовые тона при составлении картинки, осуществляя выбор цветных деталей из нескольких разноцветных, включающих 4-5 других оттенка, отсутствующих в образце. Ребёнку предлагается составить точно такую же картинку у себя на листе бумаги.
Уровни оценки:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок подбирает нужные цветовые тона при составлении картинки, дополняет свой вариант задания дополнительными оттенками, выполнил задание самостоятельно;
Средний уровень (2 балла) – ребенок подбирает нужные цветовые тона при составлении картинки, выполняет задание с помощью экспериментатора;
Низкий уровень (1 балл) – задание выполнено не верно, неэффективны наводящие и уточняющие вопросы.
Диагностическое задание № 2. «Найди предметы красного цвета». Цель: выявить уровень сформированности представлений об хроматических цветах.
Материал. Раздаточный: карточки с изображениями демонстрируемых предметов цветов спектра.
Инструкция: Детям предлагаются 4 группы предметных изображений, отличающихся друг от друга по цвету. Первая группа красного цвета (яблоко, бабочка, цветок, варежки); вторая группа белого цвета (снеговик, юбка, шапка, заяц); третья группа желтого цвета (банан, цыпленок, карандаш, солнце); четвертая группа зеленого цвета (листок, ведро, варежки, мяч) цветов. Экспериментатор просит назвать пред...



2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет знаний о цветах спектра

После проведения обследования детей на констатирующем этапе была проведена работа с экспериментальной группой.
Формирующий этап эксперимента проводился в два этапа и свободное от образовательной деятельности время, во внеурочной деятельности.
Целью первого подготовительного этапа работы являлось развитие интереса к рисованию цветным песком.
На данном этапе дети посетили мастер-класс «Забавный песок» в городе Самара. На данном мастер-классе были представлены различные техники рисования цветным песком: аппликация с помощью цветного песка, объемное рисование цветным песком, рисование палочкой на песке и техника Sand Animation. Перед посещением мастер-класса и после с детьми была проведена беседа на данную тему.
Во время первой беседы пояснялось, что такое нетрадиционная техника рисования, детьми были названы некоторые нетрадиционные техники рисования, так Арсений Х и Алексей М назвали больше всех знакомых нетрадиционных техник. После чего детям рассказывали о нетрадиционной технике рисования песком, о способах рисования песком (объемное рисование цветным песком, рисование палочкой на песке, рисование цветным песком и в том числе Sand Art). В заключительной части первой беседы детям было предложено вместе с преподавателями мастер-класса на практике попробовать нетрадиционную технику рисования песком, на что они охотно откликнулись.
После завершения мастер-класса с детьми была проведена рефлексия, испытуемые делились своими впечатлениями, что понравилось (не понравилось) на мастер-классе, какие способы рисования песком больше всего понравились, запомнились, чем именно они понравились, запомнились детям.
К тому же, во время мероприятия особое внимание было уделено такой технике как «Sand Art» во время просмотра анимационных мультфильмов «Потетень» (цветная анимация) и «Золушка», созданные с помощью этой техники. После просмотра детям задавались рефлексивные вопросы по поводу увиденных фильмов, ...


2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет знаний о цветах спектра

Для выявления эффективности проведенных нами мероприятий по формированию представлений о цвете у детей, мы провели контрольный срез с целью выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о цвете после проведения формирующей работы.
На этапе контрольного среза мы использовали те же диагностические методики, стимульный материал, инструкции и уровни оценки результатов, что и на констатирующем эксперименте, с применением тех же диагностических заданий.
Рассмотрим полученные результаты.
Диагностическое задание №1 «Составь букет». Цель: Выявить уровень сформированности представления о цветовом тоне.
Материалы, инструкция и уровни оценки диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.
Рассмотрим результаты диагностического задания №1 «Составь букет» Результаты диагностического задания № 1 «Составь букет» представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты диагностического задания № 1 «Составь букет»
Группа испытуемых Уровень
высокий средний низ ий
абс. % абс. % абс.
экспериментальная 4 40 4 40 2 20
контрольная 4 40 4 40 2 20

Проанализировав полученные данные, мы отметили, что после проведения формирующего эксперимента, 4 ребенка в контрольной и уже 4 в экспериментальной группе, диагностированы как дети с высоким уровнем сформированности представлений о цветовом тоне. Они самостоятельно осуществляли соотношение цветового тона с образцом, разнообразили свои варианты задания дополнительными оттенками. ...



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.
1. Данное исследование, затронуло проблему формирования знаний о цветах спектра у детей 5–6 лет. Нами были изучены научная, методическая, психологическая и педагогическая литература, а также педагогический опыт по проблеме формирования знаний о цветах спектра у детей 5–6 лет таких учёных как: Венгер Л. А., Ветлугина Н. А., Запорожец А. В., Комарова Т. С., Сакулина Н. П., Усова А. П. и другие. Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета – не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного развития.
2. Проведенное исследование было направлено на выявление уровня сформированости знаний о цветах спектра у детей 5–6 лет.
На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности представлений о цвете. Проанализировав полученные в ходе проведения диагностических методик данные, мы пришли к следующему выводу: в целом у большинства детей представления о цвете сформированы на среднем и низком уровне. Дети среднего уровня сразу же принимают...

...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. – Санкт Петербург : Речь, 2005. – 205 с.
2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль : Академия развития, 2001. – 156 с.
3. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Л. И. Божович. – Москва : Наука, 2010. – 346 с.
4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер – Москва : Просвещение -2008. – 273 с.
5. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. – Москва : Педагогика – 2006. – 265 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский – Москва : Просвещение, 2014. – 278 с.
7. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 2015. – 50 с.
8. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. / Г. Г. Григорьева – Москва : Академия, 2012. – 268 с.
9. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г. Н. Давыдова - Москва : Издательство Скрипторий, 2009. – 39 с.
10. Дубровская, Н. В. Игры с цве...


ПРИЛОЖЕНИЕ А
Результаты диагностических методик по выявлению уровня сформированности у детей 5– 6 лет представлений о цвете на
констатирующем этапе эксперимента
Уровень сформированности представлений о цветовом тоне

Экспериментальная группа Контрольная группа
Ф. И. баллы уровень Ф. И. баллы уровень
1.Арсений Х. 2 средний 1.Артем У. 1 низкий
2.Арина Ч. 1 низкий 2.Рамаза В. 3 высокий
3.Денис Б. 1 низкий 3.Артем О. 2 средний
4.Кира К. 3 высокий 4.Алекс ндра В. 3 высокий
5.Ульяна Д. 3 высокий 5.Ирина Т. 3 высокий
6.Алиса С. 1 низкий 6. Витя Р. 1 низкий
7. Алексей М. 2 средний 7.Миша Ш. 1 низкий
8.Полина В. 2 средний 8.Дима Г. 3 высокий
9.Оля Е. 1 низкий 9.Егор К. 3 высокий
10.Тимур Л. 2 средний 10.Мила а А. 2 средний
В – 20% Ср – 40% Н – 40% В – 40% Ср – 30% Н – 30%

Уровень сформированности представлений об хроматических цветах

Экспериментальная группа Контрольная группа
Ф. И. баллы уровень Ф. И. баллы уровень
1.Арсений Х. 2 средний 1.Артем У. 1 низкий
2.Арина Ч. 3 высокий 2.Рамаз н В. 3 высокий
3.Денис Б. 1 низкий 3.Артем О. 2 средний
...


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.