Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 128593
Наименование:
Курсовик Формирование нравственных норм у детей 5-6 лет посредством этических бесед
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 13.01.2022.
Год: 2019.
Страниц: 80.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Формирование нравственных норм у детей 5-6 лет посредством этических бесед Кемерово 2019
Оглавление Введение………...3 Глава I. Теоретические основы осознания нравственных норм у детей 5-6 лет в процессе этических бесед………8 1.1 Сущность понятия «нравственная норма»……….8 1.2. Особенности осознания нравственных норм у детей 5-6 лет……….12 1.3. Этическая беседа как метод осознания нравственных норм у детей 5-6 лет………16 Вывод по первой главе………..20 Глава II. 2.1 Использование этической беседы в целях формирования осознания нравственных норм детьми 5-6 лет………21 Заключение……….29 Список используемой литературы………...30 Приложение
Введение В современном мире ребенок развивается и живет, окруженный разнообразными источниками сильного воздействия на него, как негативного, так и позитивного характера, которые каждодневно обрушиваются на неокрепшие чувства и интеллект маленького человека, на еще только формирующуюся его сферу нравственности. Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня теми, кто имеет отношение к воспитанию детей. Известно, что в дошкольном возрасте, запечатленные детьми смыслы, становятся фундаментальными, сопровождают их на протяжении всей жизни. Дети, которые подражают взрослым, часто нарушающим нормы нравственного поведения, получают неверную информацию. Поэтому мы часто видим, что дети, которые усвоили именно такое поведение, проявляют безнравственность в подростковом возрасте и считают это нормальным. Дошкольное детство это время активного познания окружающего мира и человеческих отношений, формирование личностных основ будущего гражданина. Появившись на свет, ребенок начинает впитывать в себя все человеческое: способы общения, отношения, поведения, используя для этого собственные наблюдения, умозаключения, эмпирические выводы, подражание взрослым. И продвигаясь путем проб и ошибок, он овладевает элементарными нравственными нормами жизни в человеческом сообществе. То, что мы в этом возрасте заложим в душу ребенка, проявится позднее, станет его образом жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на то, что на этапе завершения уровня дошкольного образования ребенок обладает начальными знаниями о социальном и культурном мире, в котором он живет, умеет подчиняться разным правилам [28]. Быть воспитанным и культурным, не является достоянием определенного круга людей. Стать личностью гармоничной, уметь достойно вести себя в любом обществе – обязанность и право каждого человека. Отечественные психологи и педагоги Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачев[12], В.С. Мухина[16], Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон[10] и другие привели доказательства того, что дошкольники способны осмысленно усваивать, не только правила, а также нормы взаимоотношений и поведения. При этом, конечно, следует учитывать специфику возраста, которая ограничивает, и объем норм и правил, и глубину их осознания. По мнению Г.Н. Эйсмонт – Швыдковой отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка [32]. Одна из существенных задач нравственного воспитания подрастающего поколения – формирование нравственного поведения. Сейчас, нравственное воспитание должно, с одной стороны, включать в себя обучение принятым в обществе правилам и нормам, а также формам их выражения в жестах, словах, мимике и поступках, с другой стороны - ориентироваться на ту социальную среду, в которой проживают граждане общества. Исследуемая проблема нашла отражение в работах таких авторов как А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Н.М. Трофимова, Я.И. Колдунов, И.Ф. Харламов и др., в которых раскрывается суть основных понятий теории нравственного воспитания, называются способы дальнейшего развития его принципов, форм, содержания и методов. Как пишет В.И. Петрова, в детском возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, дошкольник делает первые шаги в освоении норм жизни. Автор отмечает, что постепенное проникновение в суть нравственных явлений, определяется их сложностью. Изначально дети понимают их на эмоциональном уровне («плохо», «хорошо»), затем постепенно осознают, почему совершается данный поступок. Важно, чтобы у них шел процесс накопления знаний о нравственных понятиях и нормах. Подбирая содержание работы с детьми, реализуя различные формы и методы воспитания и обучения, педагог должен всегда учитывать место каждой обучающей ситуации в общей системе воспитания, обращенной на нравственное формирование личности ребенка[22]. Одной из основных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста является этическая беседа, помогающая освоить правила и нормы нравственного поведения. Данный вид беседы позволяет обратить внимание детей на мир человеческих взаимоотношений, которые проявляются в различных поступках. В дошкольном возрасте нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем. В ходе этических бесед у детей накапливаются начальные представления о мотиве поступка, нравственных нормах и нравственном выборе. Выше сказанное определило выбор темы исследовательской работы: «Осознания нравственных норм у детей 5-6 лет в процессе этических бесед». Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель работы: выявить эффективность этических бесед в осознания нравственных норм детьми 5-6 лет. Далее выделен объект исследования: нравственные нормы детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс осознания нравственных норм у детей 5-6 лет посредством этических бесед. При исследовании была выдвинута гипотеза: этические беседы являются эффективным средством осознания нравственных норм у детей 5-6 лет. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач: 1) изучить психолого-педагогиче кую литературу по данной проблеме; 2) определить уровень сформированности нравственных норм детей старшего дошкольного возраста; 3) отобрать содержание этических бесед и проверить их эффективность; 4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы. Содержание данной работы имеет практическую значимость, которая состоит в том, что цикл этических бесед подобранных и апробированных на практике способствуют повышению результативности работы над осознанием детьми 5-6 лет нравственных норм. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в воспитательной практике дошкольных общеобразовательных учреждений. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап – теоретический. В процессе анализа психолого-педагогиче кой литературы определены методика исследования, его понятийный аппарат. Выявлены проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования. Второй этап – опытно-экспериментал ный. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал. Работа включала подбор и апробирование серии этических бесед, с целью определения их воздействия на сформированность осознания нравственных норм детей старшего дошкольного возраста. Третий этап – заключительно-обобща щий, включал в себя анализ результатов исследования, обработку полученных данных, письменное оформление курсовой работы. ? Глава I. Теоретические основы осознания нравственных норм у детей 5-6 лет в процессе этических бесед 1.1. Сущность понятия «нравственная норма» Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и детского коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и соответствующего уровня нравственной воспитанности ребенка. Нравственность является частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», – пишет И.Ф. Харламов[29]. Нравственное формирование личности эта одна из важнейших задач воспитания, основополагающая всестороннего развития ребенка. Это сложный и длительный процесс; его успешное осуществление требует преемственности и согласованности в воспитательной работе педагогов детских учреждений. В психолого-педагогиче ком словаре Е.С. Рапацевича: нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность[23]. Определение нравственности даётся и в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Каджаспирова: нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. нравственность – это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь[9]. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение «норме», норма– это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них[9]. Нравственные нормы– это выражение определенных взаимоотношений, предписываемых общественной моралью к деятельности и поведению личности в разных сферах. Детские отношения, как и взрослые, регулируются нравственными правилами и нормами. ... Заключение Сегодня как никогда актуальны проблемы нравственного поведения растущего поколения, его приобщения к культурным ценностям. Ребенок рождается ни безнравственным, ни злым, ни честным, ни добрым. От содержания и направленности воспитания, от условий в которых он воспитывается, зависит его будущее. У детей дошкольного возраста происходит процесс активного накопления знаний о взаимоотношениях между людьми, об их положительных и отрицательных поступках. Развитие самосознания ребенка выходит на новый уровень. Процесс осознания себя как личности (черт характера, переживаний, способностей, мотивации поступков) сопровождается сравнением себя с другими, самооценкой. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Наблюдая за миром взрослых, ребенок начинает выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник осваивает мир человеческих отношений, раскрывает законы, на которых основывается взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стараясь, стать взрослым, он начинает подчинять свои поступки социальным нормам и правилам поведения. Об осознании нравственной нормы можно говорить лишь в том случае, если ребенок может объяснить, почему ее необходимо соблюдать. На нравственное становление личности дошкольника значительное влияние оказывают условия выбора, то есть такие ситуации, в которых ребенок должен сам сделать выбор поступка, следуя знакомым ему нравственным нормам. Организация практики поведения, есть необходимое условие успешного овладения нравственными нормами в старшем дошкольном возрасте. Действенным методом систематизации и уточнения нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста является этическая беседа, т.к. содержание таких бесед является в основном обсуждение реальных жизненных ситуаций, поведения окружающих людей, и прежде всего самих воспитанников группы. Можно позволил прийти к выводу, что проведенная работа над развитием осознания нравственных норм детей старшего дошкольного возраста, в процессе этических бесед, позволила добиться высоких результатов, что позволяет говорить об эффективности этических бесед, как средство осознания нравственных норм. ? Список использованной литературы 1. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст]: метод.пособие / Е.А. Алябьева. – М.: Сфера, 2004. –128 с. 2. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: книга для восп. дет.сада – 2-е изд., испр. и доп. / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др. Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с. 3. Буре, Р.С. Социально-нравственно воспитание дошкольников [Текст]: метод.пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозайка - Синтез, 2011. – 80 с. 4. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетичес ое воспитание ребёнка в детском саду [Текст] : уч. издание / Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др. – М.: Просвещение, 1989. – 79с. 5. Воспитание культуры поведения детей 5-7 лет [Текст] : методические рекомендации / Сост.: Е.А. Алябьева; – М.: Сфера, 2009. – 128с. 6. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб.пособ. для студ. всех спец. пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003.– 512 с. 7. Есина, Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников [Текст] : метод.пособие / Л.Д. Есина; – М.: Скрипторий - 2003, 2008. – 96с. 8. Князева, Л.П. Этические беседы в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / Л.П. Князева. – Пермь: 1976. – 76с. 9. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с. 10. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С. А. Козлова //Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 56-68. 11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие для студентов – 12-е изд. испр. и доп. / С.А Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2011. – 416 с. 12. Мартынова, В.Ф. Система валеологического воспитания учащихся в школе: (По материалам исслед., провед. в шк. г. Омска) [Текст] / В.Ф. Мартынова, О.Ц. Иващенко // Наука образования. – 2006. – № 19. – ч.2. – С.189-203 13. Матюхина, М.В.Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб.пособие для пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Н. Ф. Прокина и др.; под. ред. Гамезо М.В. и др. – М.:Просвещение, 1984. – 256 с. 14. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотич ское воспитание детей дошкольного возраста [Текст]:метод.пособ для педагогов / М.Д. Маханева; – М.: Аркти, 2004. – 135с. 15. Мулько, И. Ф. Социально-нравственно воспитание дошкольников 5 –7 лет [Текст]: метод.пособие / И.Ф. Мулько. – М.: Сфера, 2009. – 96 с. 16. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] : учеб.пособие / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 624 с. 17. Немов, Р. С. Психология образования. Книга 2 [Текст]: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2007. – 606с. 18. Нравственно-патри тическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: книга для педагогов ДОУ / О.В. Савельева, А. Ветохина, Г.В. Краснощекова, З.С. Дмитренко, Е.Н. Жигналь, С.П. Подопригора, В.К. Полынова. – Спб.: Детство – Пресс, 2010. – 192с. 19. Обухова, Л.Ф. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб.пособие /Л.Ф. Обухова,под. ред. М.В. Гамезо. – М.:Юрайт, 2012. – 374 с. 20. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика –Синтез, 2010. – 304 с. 21. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст]: книга для воспитателей / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с. 22. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для педагогов и методистов / В.И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М.: Мозайка – Синтез, 2012. – 90с. 23. Рапацевич, Е.С. Психолого-педагогиче кий словарь [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич - Минск: Современная школа. Интерпрессервис, 2010. – 928с. 24. Социально-нравст енное воспитание дошкольников [Текст]/ Под ред. Н. Микляевой. – М.: Сфера, 2013. – 176с. 25. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учебник – 9-е изд. испр. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2013. – 368 с. 26. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст]: учебник – 2-е изд. испр./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – 368 с. 27. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник – 3-е изд. испр./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2011. – 272 с. 28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 29. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие для пед. вузов / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2002. – 560с. 30. Харламов, И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2001. – 253с. 31. Харламов, И.Ф. Педагогика. Краткий курс [Текст]: учебное пособие для студ. высш. уч. заведений / И.Ф. Харламов. – Минск: Высшая школа, 2005. – 272с. 32. Эйсмонт-Швыдкая, Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей / Сост. Г.Н. Эйсмонт-Швыдкая. – М.: Просвещение, 1993. – 243 с. 33. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //mailto:lib@mgppu.ru | Техн. поддержка: mailto:psp@mgppu.ru
Приложение Беседа №1 Тема. Зачем говорят «здравствуй»...
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.