Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 131789


Наименование:


Курсовик Формирование профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 25.01.2023. Год: 2020. Страниц: 72. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство науки и высшего образования РФ
ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»


Факультет отраслевой и цифровой экономики
Кафедра «Гуманитарные и социальные дисциплины»

Направление 44.03.04 ««Профессиональное обучение (по отраслям)»
Профиль «Инжиниринг информационных систем»


КУРСОВАЯ РАБОТА
Формирование профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО

Студент

Группа 0-19-ПРО-иис-Б


Брянск 2020
Содержание

Введение……….. 3
1. Формирование профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения как психолого-педагогиче кая проблема……….. 6
1.1. Сущность и состав понятия «профессионально важные качества» в общей и профессиональной педагогике………... 6
1.2. Виды и роль профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения, формируемых в СПО……… 11
2. Средства и способы формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в СПО……….. 22
2.1. Основные характеристики образовательной среды СПО……….. 22
2.2. Средства и методы формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО………... 26
3. Психолого-педагогиче кие условия формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО……… 39
3.1. Методики оценивания уровня развития профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения…... 39
3.2. Психолого-педагогиче кие условия формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО……… 41
Заключение……… 49
Список использованной литературы……….. 50
Приложение………... 55

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества одной из приоритетных задач является подготовка высококвалифицирован ых специалистов для различных областей профессиональной деятельности. В связи с чем становятся актуальными вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров.
В настоящее время процесс формирования профессионально важных качеств педагога как предмет исследования вызывает интерес у многих педагогов и психологов, данной проблеме посвящено множество научных работ. Это связано в первую очередь с тем, что в последние годы значительно изменилось понимание роли профессионально важных качеств личности педагога профессионального обучения. Сегодня мы понимаем, что эффективная педагогическая деятельность не возможна, если у педагога не сформированы соответствующие профессионально важные качества.
Исследование проблемы формирования профессионально важных качеств педагога посвящены работы В.В. Давыдова, Э.Ф. Зеера, С.В. Козика, Н.В. Кузьминой, В.А. Леванкова, А.К. Марковой, И.П. Смирнова, С.А. Тихомирова, Д.Б. Эльконина.
Содержание и процесс формирования профессионально важных качеств педагога профессионального обучения раскрыты в исследованиях А.М. Дышлюка, Г.Н. Жукова, Е.А. Климова, Н.Г. Матросова, И.П. Подласого, В.А. Сластелина.
Противоречие: Не смотря на достаточность теоретической разработанности проблемы исследования следует отметить, что в педагогической литературе разработок для формирования профессионально важных качеств многочисленное количество, а в практике образования в центре внимания не всегда находятся процесс, содержание и условия формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения, поэтому их слишком мало.
Исходя из этого, возникает противоречие между необходимостью формирования профессионально важными качествами личности педагогов профессионального обучения и истиностью
Решению этого противоречия посвящена данная курсовая работа.
Объект исследования - педагогический процесс профессионального образования в СПО.
Предмет исследования - процесс формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО.
Гипотеза формирование профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО будет эффективно, если:
- на основе психолого-педагогиче кой литературы будет изучена сущность понятия «профессионально важные качества личности» педагогов профессионального обучения, их виды и свойства;
- исследованы средства и способы формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО;
- выявлены психолого-педагогиче кие условия формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО.
Цель исследования - изучить пути и средства, условия формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО.
Задачи исследования:
- на основе психолого-педагогиче кой литературы изучить сущность понятия «профессионально важные качества личности» педагогов профессионального обучения, их виды и свойства;
- исследовать средства и способы формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО;
- выявить психолого-педагогиче кие условия формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО.
Научная новизна работы состоит в отборе инструментария для диагностики проблемы исследования и разработки педагогических условий формирования профессионально важных качеств личности педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕ КАЯ ПРОБЛЕМА
Сущность и содержание понятия «профессионально важные качества» в общей и профессиональной педагогике
Понятие профессионально важные качества возникает в науке в связи с тем, что «каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально важные» (В.В. Богословский, В.А. Маркелова, цит. по А.М. Дышлюку [12, с.28]).
Понятие «профессионально важные качества» не является в настоящее время окончательно определенным. В психолого-педагогиче ких исследованиях, начиная с 20-х годов прошлого века, складывалась тенденция изучения отдельных качеств, важных для успешной деятельности в конкретной профессиональной области. С развитием исследований становилось ясно, что необходимо говорить о комплексах профессионально важных качеств. Сформировались различные подходы к определению качеств, важных для осуществления любой профессиональной деятельности. Наиболее признанной в настоящее время является точка зрения Е.А. Климова [20, с.222]. В системе профессионально важных качеств он выделяет следующие основные элементы: гражданские качества, отношение к труду в определенной профессиональной области, общую дееспособность, отдельные способности и подготовленность к работе в определенной профессиональной области.
По А.А. Вербицкому [5, с.204] (со ссылкой на В.Д. Шадрикова [43, с.185]) профессионально важные качества — это способности субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким параметрам, как производительность, качество и надежность.
Сам В.Д. Шадриков [44, с.318] определяет профессионально важные качества как индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения.
Такой анализ встречается в различных работах, мы следуем в основном работам Э.Ф. Зеера [15, с.215], Н.В. Кузьминой, В.А. Леванкова и С.А. Тихомирова [24, с.266-271], С.В. Козика [22, с.103], И.П. Смирнова [37, с.420]...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой части курсовой работы было проведено теоретическое исследование проблемы формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения. На основе психолого-педагогиче кой литературы (работ С.В. Козика, И.П. Смирнова, А.М. Дышилюка, И.П. Подласого, В.А. Сластелина, Э.Ф. Зеера) нами раскрыта современная трактовка данного понятия, изучены виды и роль профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения.
Во второй части данной работы были исследованы средства и методы формирования профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения в образовательной среде СПО. На основе психолого-педагогиче кой литературы рассмотрены основные характеристики образовательной среды СПО (социально-культурны компонент, пространственно-предм тный компонент, содержательно- технологический компонент), в которых развиваются профессионально важные качества будущих педагогов профессионального обучения.
В третьей части работы были рассмотрены методики оценивания уровня развития профессионально важных качеств личности будущих педагогов профессионального обучения, а также психолого-педагогиче кие условия за счёт которых формируются эти профессионально важные качества личности будущих педагогов.
Таким образом, мы считаем, что профессионально важные качества педагогов должны рассматриваться в системе, как компоненты, дополняющие друг друга, имеющие синергетический эффект и обеспечивающие успешность выполнения профессионально-педаг гических функций будущими педагогами профессионального обучения СПО.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьина, Ю.В. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции [Текст]: монография/ Ю.В. Ананьина, В.И. Блинов, И.С. Сергеев; под общ. ред. В. И. Блинова. - Москва: «Аванглион-Принт», 2012. - 152 с.
2. Башкаева, Э.Х. Формирование профессионально значимых качеств будущего инженера в процессе учебной деятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.пед.н.: 13.00.08/ Э.Х. Башкаева. - Ставрополь, 2002. - 22 с.
3. Беренштейн, Д.М. Научно-техническое творчество как средство формирования у учащихся техникумов профессионально важных качеств: автореф. дис. к.пед.н.: 13.00.01/ Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина. - Москва, 1989. - 16 с.
4. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст]/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. 2003. № 10. - 8-14 с.
5. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]/ А.А. Вербицкий. - Москва: Высшая школа, 1991. - 204 с.
6. Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования [Текст]: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. – Москва: «Логос», 2011. - 288 с.
7. Горностаева, А.Н. Формирование профессионально важных качеств личности будущих менеджеров [Текст]/ А.Н. Горностаева, И.Н. Горностаева. - Брянск: Издательство БГТУ, 2003. - 252 с.
8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения[Текст]/ В.В. Давыдов. - Москва: Педагогика, 1986. - 240 с.
9. Данилов, С. В. Профессионально-лично тные затруднения будущих и молодых педагогов: опыт сравнительного исследования [Текст]/ С.В. Данилов, Л.П. Шустова// Поволжский педагогический поиск. 2018. № 2 (24). - 75-80 с.
10. Добрынина, В.Н. Развитие профессионально значимых качеств специалиста [Текст]: учеб.-метод. пособие/ В.Н. Добрынина, И.В. Ратова// МВД России, Всероссийский институт повышения квалификации работников МВД России. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2001. - 26 с.
11. Долгова, В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности [Текст]/ В.И. Долгова// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12. - 17-24 с.
12. Дышлюк, А.М. Влияние индивидуально-психол гических характеристик на самооценку профессионально важных качеств студентов-психологов [Текст]/ А.М. Дышлюк. - Москва: МОСУ, 2001. - 28 с.
13. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики [Текст]/ Г.Н. Жуков, Н.Г. Матросов. – Москва: «Гардаки», 2005. - 382 с.
14. Занина, А.В. Основы педагогического мастерства [Текст]/А.В. Занина. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 - 288 с.
15. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст]/ Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк// Высшее образование в России. - Москва №4, 2005. – 215 с.
16. Зимина, Н.А. Психологические условия оптимизации профессиональной компетентности психологов в решении поведенческих проблем детей раннего возраста: автореф. на поиск учен. степ. к.псих.н.: 19.00.07/ Н.А. Зимина. - Ниж. Новгород, 2003. - 23 с.
17. Золотайко, М.Л. Развитие познавательной самостоятельности средствами информационных технологий на уроках информатики: автореф. дис. к.пед.н. 13.00.02/М.Л. Золотайко. - Владивосоток, 2005. - 22 с.
18. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: «Питер», 2009. - 448 с.
19. Калугина, Т.Г. Пути формирования интегративных развивающих сред для реализации творческой индивидуальности преподавателя и обучающегося [Текст]/ Т.Г. Калугина// Психология и педагогика - 2001. - №3. - 8-13 с.
20. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст]: учеб. пособие/Е.А. Климов. -Москва, 1995. - 222 с.
21. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие/ Е.А. Климов. - Москва: «Academia», 2004. -301 с.
22. Козик, С.В. Концепция «Системы формирования профессионально важных качеств» у курсантов военно-морского института [Текст]/ С.В. Козик - Санкт-Петербург: Военно-морской институт, 2001. - 103 с.
23. Кондратюк, А.Н. Формирование профессионально важных качеств учащихся в сфере туристской деятельности в системе довузовской подготовки: автореф. дис. к.пед.н. 13.00.08/ А.Н. Кондратюк. - Москва, 2002. - 26 с.
24. Кузьмина, Н.В. Культура профессиональной деятельности, профессионализм, фундаментальность образования специалиста 21 столетия [Текст]/ Н.В. Кузьмина, В.А. Леванков, С.А. Тихомиров// Формирование профессиональной культуры специалистов 21 века в техническом университете. Труды Международной научно-практической конференции.
- Санкт-Петербург: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 266-271 с.
25. Латюшин, В.В. Воспитание профессионализма в педагогическом вузе [Текст]: монография/ В.В. Латюшин, А.Н. Богачев, В.И. Долгова. - Санкт -Петербург, 2002. - 300 с.
26. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]/И.Я. Лернер - Москва: Педагогика, 1981. - 186 с.
27. Максимова, Е.Ю. Формирование профессионально значимых качеств у будущих социальных педагогов: автореф. дис. к.пед.н. 13.00.01/ Е.Ю. Максимова - Казань, 1999. - 16 с.
28. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: учеб. пособие/ А.К. Маркова - Москва, 1983. - 96 с.
29. Мондраева, Е.З. Формирование профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач: автореф. дис. к.пед.н. 13.00.08/ Е.З. Мондраева - Калининград, 2002. - 22 с.
30. Никифоров, В.И. Основы проектирования содержания и организации подготовки бакалавров в технических университетах [Текст]/ В.И. Никифоров - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005. - 36 с.
31. Павлова, А. П. Формирование профессионально значимых качеств студентов технического колледжа в процессе обучения физике: автореф. дис. к.пед.н. 13.00.08/ А.П. Павлова - Тольятти, 2004. - 23 с.
32. Платонов, К.К. О системе психологии [Текст]/ К.К. Платонов - Москва: «Мысль», 1972. - 216 с.
33. Подласый, И.П. Педагогика. В 2 кн. Книга 1 [Текст]/ И.П. Подласый
- Москва: «ВЛАДОС», 2000. - 255 с.
34. Попова, Л.В. Психологические основы профориентации на педагогические профессии [Текст]: метод. рекомендации/ Л.В. Попова, В.Я. Кисиленко - Москва: «Прометей», 1989. - 34-39 с.
35. Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза [Текст] / Е.А. Реутова. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. - 58 с.
36. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]/ В.А. Сластелин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. - Москва, Издательский центр «Академия», 2004. - 576с.
37. Смирнов И. П. Человек - образование - профессия - личность/ И.П. Смирнов - Москва: УМИЦ «ГрафПресс», 2002. - 420 с.
38. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы [Текст]/ Ю.В. Сорокопуд. - Ростов на Дону: «Феникс», 2011. - 541 с.
39. Степанова, Н.П. Формирование и педагогическая диагностика профессионально значимых качеств учащихся профлицея: профессий машиностроения: автореф. дис. к.пед.н. 13.00.08/ Н.П. Степанова - Москва, 2002. - 18 с.
40. Фетискин, Н.П. Социально-психологич ская диагностика развития личности и малых групп [Текст]: учеб. пособие/ Диагностика самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина)// Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов - Москва, 2002. - 426-433 с.
41. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентиров нной парадигмы образования [Текст]/ А.В. Хуторской - Москва, 2002. - 135-157 с.
42. Шакурова, З.М. Технологии реализации преемственности профессиональной подготовки специалистов в системе ссуз — вуз: на примере энергетических специальностей: автореф. дис. к.пед.н. 13.00.01/ З.М. Шакурова - Казань, 2002. - 16 с.
43. Шадриков, В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности [Текст]/ В.Д. Шадриков - Москва, 1982. - 185 с.
44. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учебное пособие/ В.Д. Шадриков - 2-е изд., - Москва: «Логос», 1996.
- 318 с.
45. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин - Москва, 1989. - 554 с.
46. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева - Челябинск, 2010. - 316 с.
47. Ясвин, В. А. Экспертиза образовательной среды [Текст]/ В.А. Ясвин
- Москва: «Сентябрь», 2000. - 125 с.
48. Ящишин, К.Е. Психологический анализ самооценки профессионально значимых качеств и условия ее формирования у старшеклассников: автореф. дис. к.псих.н. 19.00.07/ К.Я. Ящишин - Киев, 1984. - 20 с.

Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.