Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 126750


Наименование:


Курсовик ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.05.2021. Год: 2019. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ


КУРСОВАЯ РАБОТА

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Выполнил студент

3 курс направления подготовки
44.03.05 Педагогическое образование,
Профиль: Русский язык, литература,
очная форма обучения


Мурманск
2019


Содержание
Введение………...3
Глава 1. Теоретические аспекты читательских предпочтений старшеклассников
• Определение культуры чтения в психолого-педагогиче кой науке……….6
• Феномен подросткового чтения……….10
• Особенности читательских предпочтений современных старшеклассников………...13
Выводы по главе 1……….16
Глава 2. Эмпирическое исследование читательских предпочтений современных старшеклассников
2.1. Организация исследования………17
2.2. Результаты исследования………...18
2.3. Методические рекомендации повышения уровня читательской культуры современных старшеклассников………..23
Выводы по главе 2………..26
Заключение……….27
Список использованной литературы………29


Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что чтение молодого поколения выступает как основная категория, которая призвана охарактеризовать суть всего процесса обучения. Именно с процесса и умения читать во все времена начинался целенаправленный процесс образования.
Сегодня в современном российском обществе отмечается печальная тенденция снижения читательской культуры молодежи. В подтверждение вышесказанному, Национальная программа поддержки и развития чтения отмечает, что Россия сегодня подошла к критической отметки пренебрежения чтением.
Известно, что читательские предпочтения старшеклассников формируются под воздействием разного рода факторов, в частности, в образовательном пространстве в условиях школы, где старший школьник проводит большее время. В связи с этим, можем утвердительно отметить, что хоть школа и не является определяющим фактором формирования культуры чтения учащихся, но ее роль в развитии данного компонента достаточно велика.
Исследованию культуры чтения подростков и изучению читательских интересов старшеклассников уделяли пристальное внимание такие видные деятели в области психолого-педагогиче кой науке, как: С.В. Безрукова, Г.В. Варганова, С.А. Гуревич, Н.В. Колодина, Н.Б. Крылова, И.И. Тихомирова, Д.И. Фельдштейн, В.П. Чудинова и многие другие.
Наряду со всем вышесказанным, актуальность данного исследования обусловлена также острой необходимостью педагогической помощи на сложившеюся ситуацию, которая связана с уровнем читательского развития современных старшеклассников. Здесь необходимо отметить, что динамика показателей старшеклассников по оценке навыков чтения неуклонно снижается. Указанная проблема считается одной из ключевых в «системном кризисе читательской культуры». Как отмечают специалисты в области психолого-педагогиче кой науки, тот дефицит знаний, отсутствие нравственных ценностей у современного подростка, в большинстве случаев, обусловлен снижением интереса к чтению.
Таким образом, в связи с выделившейся тенденцией снижения навыка чтения среди старшеклассников и существенного изменения их читательского интереса, есть необходимость осуществления сравнительного исследования читательских интересов старшеклассников, что и обусловило выбор темы данного исследования: «Читательские предпочтения старшеклассников».
Объектом данного исследования выступают учащиеся старшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности читательских предпочтений старшеклассников.
Цель данного исследования – изучение особенностей читательских предпочтений современных старшеклассников.
На основании поставленной цели, для решения были вынесены следующие задачи исследования:
• На основании психолого-педагогиче кой литературы дать определение феномену «культура чтения», выявить ее особенности;
• Выявить особенности феномена «подростковое чтение»;
• Определить особенности читательских предпочтений современного старшеклассника;
• Организовать эмпирическое исследование читательских предпочтений старшеклассников, определить эффективные методики, выявить читательские предпочтения старшеклассников;
• На основании полученных эмпирических данных дать методические рекомендации по повышению уровня читательской культуры и интересов старшеклассников.
Теоретическую основу для изучения данной темы исследования составили многочисленные научные статьи, учебные и методические пособия, монографии в области психолого-педагогиче кой науки следующих авторов: В.А. Белов, А.В. Воронцов, Т.Г. Галактионова, М.И. Гринева, М.С. Каган, Ю.П. Маркова, В.П. Чудинова и многие другие.
В ходе данного исследования были использованы следующие методы:
• Теоретический (сбор, анализ и синтез научной литературы по теме);
• Эмпирический (анкетирование);
• Метод количественной и качественной обработки данных;
• Сравнительно-сопос авительный метод.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные данные в результате нашего исследования читательских предпочтений старшеклассников дадут возможность объективно оценить специфику и особенности читательских предпочтений.
Теоретическая значимость и научная новизна состоит в том, что в рамках данного исследования проведено комплексное исследование читательских интересов старшеклассников, а также разработаны методические рекомендации по повышению уровня интереса и культуры чтения и формирования у детей адекватных читательских предпочтений.
Структура данного исследования состоит в введении; основной части, состоящей из двух глав; заключения; списка, использованных в ходе исследования, литературных источников, монографий и статей.
Глава 1. Теоретические аспекты читательских предпочтений старшеклассников
• Определение культуры чтения в психолого-педагогиче кой науке
Предпочтения в чтении формируются, как мы уже отметили, под воздействием большого количества факторов, однако, как утверждают исследователи, основным фактором является культура чтения.
На сегодняшний день можем констатировать тот факт, что термин «культура речи» набирает свою популярность: его часто можно встретить в различных исследованиях, научных статьях, публикациях и т.п. Однако авторы научных публикаций разнятся во мнениях по поводу единого определения понятию «культура речи». По данному поводу хорошо сказала М.И. Гринева о том, что феномен данного понятия в том, что каждое из слов его составляющих имеет большое множество самых разных определений с разным содержанием и значением самого понятия.
Однако, проанализировав большое множество литературы по теме, возможно представить некоторые определения, которые, на наш взгляд, кажутся наиболее точными.
Итак, Ю.П. Маркова и М.Д. Смородинская, в своей книге о культуре чтения, дают следующее определение данному феномену – глубокое проникновение в суть содержимого книги, каким бы сложным не казался на первый взгляд текст; это активизация умственных и интеллектуальных возможностей человека, его эмоций, воображения в процессе чтения; это полноценное читательское общение, которое способствует наилучшему пониманию прочитанного...
Заключение
В заключении нашего исследования, необходимо отметить, что все раннее поставленные задачи исследования решены, цель, которая состояла в изучении особенностей читательских предпочтений современных старшеклассников, достигнута.
Итак, в ходе исследования нам стало известно, что на современном этапе развития нашего общества, культура чтения наших современников меняется, люди стали все меньше читать, а если и читают, то как правило литература не обременительная, без умственного напряжения со стороны читающего.
В XXI веке во всём мире исследователи отмечают снижение читательской активности старших школьников и взрослых людей. В результате развития современных цифровых информационных технологий уходят на второй план печатные издания и книги. С одной стороны, электронные книги становятся более доступными для школьников, но, с другой стороны, потребность в чтении книги в последние годы стала уменьшаться.
Читательские предпочтения современных старшеклассников сводятся к чтению литературы по школьной программе, а также развлекательной литературы. Сегодня, школьная программа настолько загружена, что у учащихся совсем не остается свободного времени на досуговое чтение. В связи с этим, школам необходимо продумать план мероприятий, которые будут направлены на развития читательского интереса учащихся.
В ходе нашего экспериментального исследования подтвердилось предположение, в том, что круг читательских предпочтений старшеклассников сводится к чтению развлекательной литературы. Наряду с этим, читательские предпочтения разграничиваются по гендерному признаку: юношей и девушек интересуют различные литературные жанры.
В результате наших исследований выявилось, что учащиеся старшего школьного возраста предпочитают самые разные литературные жанры при выборе чтения, но приоритет отдают жанру фэнтези, фантастики, современной прозы. Эти книги выбираются ими для «легкого чтения», для отдыха, для развлечения, интересного и захватывающего времяпрепровождения.
Наряду с этим, в ходе исследований выяснилось, что книги современных писателей близки российским старшеклассникам, в силу того, что они чувствуют себя причастными к проблемам своего времени, они желают читать о том, что им понятно и что вызывает душевный отклик, им интересно видеть в героях себя и своих современников.
Исследование показало, что на выбор книг для чтения большое влияние оказывает школьная программа по литературе. Так как ученики старших классов еще не являются и не ощущают себя полностью взрослыми людьми, они могут иногда возвращаться к детским увлечениям и выбрать для чтения детскую литературу - сказки, повести детских писателей.
Многие авторы и исследования в сложившейся ситуации относительно читательского интереса старшеклассников ссылаются на появление современных информационных технологий, в том числе на интернет, который «благополучно» замещает школьнику чтение. Однако, на наш взгляд, есть в этом и положительные стороны: использование новых информационных технологий предоставляет школьнику независимость в формировании круга своего чтения. Разумное и грамотное использование современных технологий призваны заинтересовать школьников к чтению на доступном современном и понятном им языке. Разработанный нами комплекс мероприятий, в большей степени, направлен на привлечение современных технологий в процесс чтения, так как, на наш субъективный взгляд, на психику современных молодых людей необходимо воздействовать теми рычагами, которые им доступны сегодня. Таким образом, данный комплекс мероприятий, поможет развить читательский интерес старшеклассника, а также сформировать адекватные читательские предпочтения.
Однако, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.
Список использованной литературы
• Акимова, С.В. Читательские приоритеты современных подростков: взгляд библиотекаря [Текст] / С.В. Акимова: материалы форума; Ред.-сост. В. Я. Аскарова – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – С.224-226.
• Белов, В.А. Современные читательские предпочтения подростков и юношества [Текст] / В. А. Белов, В. В. Громова // Библиосфера. – 2014. - № 1. - С. 31 – 37.
• Вальдгард, С.Л. Очерки психологии чтения [Текст] / С.Л. Вальдгард. – СПб.: Издательство РНБ, 2010. – 135 с.
• Воронцов, А.В. Чтение как социальная проблема [Текст] / А.В. Воронцов // Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 11. – С. 24 – 33.
• Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогиче кий феномен открытого образования: проблемы исследования [Текст] / Т.Г. Галактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2006. – С. 177 – 190.
• Гринева, М.И. Организационно-педаго ические условия развития культуры чтения подростков в общеобразовательном процессе [Текст]. Дис… канд. педагог. наук / М.И. Гринева. – СПб., 2015. – 291 с.
• Добрынина, Н.Е. По ступеням культуры чтения [Текст] / Н.Е. Добрынина // Библиотековедение. – 2000. - №3. – С. 53 – 57.
• Каган, М.С. Чтение как феномен культуры [Текст]/ М.С. Каган // Философия и культура: сборник к 60-летию В.А. Конева. – Самара: Самарский университет, 2007. – С. 126 – 143.
• Кашкаров, А.П. Чтение в средней школе. Как вырастить читающего человека [Текст] / А.П. Кашкаров. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013. – 112 с.
• Культуру чтения – школьникам [Текст]: Методические материалы / Сост. Е.В. Горелова. - Нижневартовск: Учебно-методический центр, 2005 - 147 с.
• Маркова, Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому [Текст] / Ю.П. Маркова, М.Д. Смородинская. – М.: Книга, 2004. – 65 с.
• Сметанникова, Н.Н. Роль чтения в современном обществе: через чтение в мировое образовательное пространство [Текст] / Н.Н. Сметанникова. – М.: Наука, 2011. – 180 с.
• Степанова, Л.В. Детское чтение – возможность диалога с ребенком в современном пространстве [Текст] / Л.В. Степанова // Библиотечное дело. – 2003. – № 11. – С. 10 – 13.
• Успешное чтение: теория и практика [Текст]: Методическое пособие для педагогов [Текст]: СПб.: ЛЕМА, 2009. – 168 с.
• Чудинова, В.П. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии [Текст] / В.П. Чудинова, Е.И. Голубева, Н.Н. Сметанникова. – М.: Знание, 2004. – 70 с.
• Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения: 01.05.2019).
• Гринюк, О.И. Парадоксы понимания термина «культура чтения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: node/26465 / (Дата обращения: 30.04.2019).
• Мелентьева, Ю.П. Информационная грамотность, информационная культура и культура чтения: сопоставление терминов и понятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 2005/s1/s1_p19.htm / (Дата обращения: 30.04.2019).
• Стасюк, Л.В. Особенности чтения подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: node/26653 / (Дата обращения: 01.05.2019).


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.